Система Станиславского - жить на сцене
Станиславский – реформатор
Большинство людей, не особо близких к театру, знают о Станиславском как об известном режиссере, который придумал собственную методику актерской игры, тем самым внеся огромный вклад в развитие театрального искусства. Однако это не совсем так. Система Станиславского – действительно, уникальная методика, которая по сей день не утратила своей актуальности. Но об этом позже.
Мало кто знает, что Станиславский изменил само отношение и зрителя, и актера к театру, определив его значение в России как высокого искусства, требующего к себе уважения и даже, если хотите, трепета. Ведь в конце 19 века, когда Константин Сергеевич уже был известным театральным деятелем, драматический театр в России имел не самое презентабельное лицо. Актеры не гнушались выходить на сцену в пьяном виде, декорациями служили подручные средства, часто не имеющие никакого отношения к созданию реалистичности сцены. Да и сами зрители относились к театру пренебрежительно, позволяя себе приходить к концу постановки, которые, кстати, почти никогда не начинались вовремя. Этика Станиславского, которая очень скоро распространилась с созданного им Московского Художественного театра на все остальные подмостки страны, основывалась на уважительном отношении и зрителей, и актеров к театральному миру. Его сцена заиграла интересными жизненными декорациями, зритель стал спешить в театр, боясь не успеть к третьему звонку, а актеры перестали изображать и начали жить на сцене, как того и требовала система Станиславского.«Не верю!»
Наверняка если бы не Константин Сергеевич, то кто-то другой рано или поздно предложил бы актерам не играть, а «проживать» свою роль. Ведь только так можно заставить зрителя поверить в то, что он видит на сцене. Система Станиславского основывается на том, что актер, изучая события, описанные в сценарии, пытается «вжиться в роль», примерить лично на себя все обстоятельства, которые предстоит пережить его герою. И лишь поняв и прочувствовав эмоции, переносимые его персонажем, актер может начинать учить слова сценария. Метод Станиславского несколько отличался от понимания игры актеров, которое имел его соратник по театральным реформам Владимир Иванович Немирович-Данченко. Последний предлагал учить актеров играть эмоции своих героев, вспоминая подобные свои собственные. Станиславский же не принимал игру, он добивался того, что и сам актер, и его зритель начинали верить в происходящее на сцене.
Отказ от штамповСистема Станиславского – это, с одной стороны, метод лицедейства, то есть правила, которым нужно следовать, чтобы не слышать пресловутого «не верю!» С другой стороны, этот метод состоит в полном отсутствии штампов в актерской игре, с которыми Станиславский сталкивался и в своем творчестве. Известны его письма, в которых он писал после гастролей, что не раз во время игры на сцене ловил себя на мысли, что «механически» вызывает какие-то актерские шаблонные «штучки», чтобы передать те или иные эмоции. Поэтому Константин Сергеевич научился сам и даже после своей смерти продолжает учить других актеров не играть роль, а жить на сцене, заставляя зрителя верить и чувствовать. А жизнь, как известно, не приемлет никаких правил и штампов.
Похожие статьи
- Какие бывают театры? Виды театров
- Театральный институт имени Бориса Щукина: правила приема
- Театр "Новая опера" – место, куда хочется возвращаться
- Роман Виктюк: театр - это Дом Света
- Театр им. Вахтангова: репертуар, актеры, фото и отзывы
- Что такое контроль? Значение и определение
- CD - что такое и что нужно знать?