5 вещей, которые нельзя говорить детям, и что говорить вместо этого
Современные исследования показывают, что некоторые часто используемые в разговорах с детьми фразы, которые, на первый взгляд, положительные, на самом деле имеют весьма разрушающий эффект. Несмотря на наши добрые намерения, эти утверждения учат детей не доверять своему внутреннему голосу, вводят в заблуждение, провоцируют делать как можно меньше и останавливаться, если что-то дается слишком трудно. Вот список из пяти фраз, которые следует исключить из своего лексикона прямо сейчас. Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок вырос добрым, успешным и в окружении друзей. Мы предлагаем вам альтернативу, таким образом вы сможете заменить свои обычные высказывания теми фразами, которые будут поощрять внутреннюю мотивацию и эмоциональную связь.
1. «Хорошая работа!»
Самая большая проблема с этим утверждением в том, что оно повторяется очень часто, даже если ребенок на самом деле ничего не сделал. Это учит детей тому, что если мама или папа так говорят, то ничего хорошего на самом деле не произошло.
Вместо этого попробуйте сказать: «Ты действительно старался сделать это!» Таким образом вы сосредоточите свое внимание на усилиях малыша, а не на результате, и покажете, что это намного важнее. Так дети научатся быть более стойкими, когда они пытаются решить какую-то проблему, и будут воспринимать неудачу как следующий шаг на пути к успеху.
2. «Хороший мальчик (девочка)!»
Это утверждение, сказанное с добрыми намерениями, на самом деле будет иметь эффект, обратный тому, на который вы надеетесь. Большинство родителей утверждают, что хотят тем самым повысить самооценку ребенка. К сожалению, этого нельзя говорить, ведь ваши слова будут иметь совсем другой эффект. Когда ребенок слышит «хороший мальчик» после того, как он выполнил все, что вы просили, то думает, что его считают «хорошим» только из-за этого. Все заканчивается тем, что ребенок боится потерять свой статус «хорошего» и идет на контакт только потому, что надеется на ещё одну положительную оценку от вас.
Вместо этого попробуйте сказать: «Я очень ценю то, что ты мне помогаешь!» Это даст ребенку реальную информацию о том, чего вы ожидаете и как его поведение сказывается на вашем опыте. К примеру, вы можете сказать: «Я видел, как ты поделился игрушками с другими ребятами». Это позволит ребенку самому решить, хорошо ли делиться с кем-то, и позволит ему сделать это ещё раз, но из-за внутреннего желания, а не потому, что он старается угодить вам.
3. «Какой прекрасный рисунок!»
Когда вы высказываете свои суждения ребенку по поводу его рисунков или других видов произведений искусств, то на самом деле лишаете его возможности самому объективно оценить то, что он создал.
Вместо этого попробуйте сказать что-то вроде: «Ты использовал красный, синий и желтый цвета. А можешь что-то рассказать об этой картине?» Делая подобное замечание, вы позволяете ребенку самому решать, красивая получилась картинка или нет, а возможно, она предназначена для того, чтобы напугать кого-то. А попросив ребенка рассказать, вы тем самым стимулируете его оценивать то, что он делает, а также поделиться с вами своими навыками, намерениями, которые могут послужить в дальнейшем, если ребенок действительно решит стать художником.
4. «Прекрати немедленно!»
Угрозы ребенку нельзя назвать хорошей идеей. Прежде всего, потому что вы научите его тем вещам, которые нельзя назвать положительными: использование грубой силы или хитрости для получения того, чего он хочет, даже если другой человек не желает сотрудничать. Во-вторых, вы поставите себя в неловкое положение: нужно будет выполнить все, что вы сказали в гневе, или же отступиться, показав тем самым, что все ваши угрозы бессмысленны. В любом случае вы не получите от ребенка того, что хотели, да ещё и поставите под угрозу свои отношения с ним.
Возможно, вам будет трудно устоять перед тем, чтобы опускаться до угроз, но лучше направьте свои усилия в более целенаправленное русло. «Очень плохо, что ты ударил брата. Сейчас ему больно, поэтому он начнет мстить и причинять боль тебе. Если ты хочешь ударить кого-либо, пускай это будет подушка, диван или кровать». Предлагая альтернативу, вы позволяете ребенку выражать свои чувства и эмоции, но вместе с тем четко указываете на границы его поведения. Счастливый ребенок, которого смогут воспитать таким образом родители, сможет лучше контролировать себя и будет эмоционально устойчивым человеком.
5. «Если ты сделаешь…, то получишь…»
Единственное, что может принести подкуп ребенка – это разрушение. Он будет отказываться помогать вам бескорыстно. Этот вид обмана очень скользкий, а если вы еще и часто его используете, то он может вернуться и укусить вас. Очень скоро вы можете услышать: «Нет, я не буду убирать в комнате, если вы не купите мне планшет!»
Вместо этого попробуйте сказать: «Спасибо, что помог мне убраться!» Если искренне поблагодарить ребенка, у него появится внутренняя мотивация помогать в дальнейшем. А если ваш ребенок не особо стремится помочь в последнее время, можете напомнить ему о том времени, когда он это делал: «Помнишь, несколько месяцев назад ты помог мне вынести мусор. Это было огромной помощью. Спасибо!» Это поможет вашему ребенку сделать вывод, что помощь – это даже весело и полезно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание