Почему не получается добиться поставленных целей: ищем причины проблем в ошибках родителей

0
0

Когда человек не может добиться поставленных целей, он часто задумывается о причинах своих неудач. Почему это происходит? Эту проблему изучил американский психолог, доктор Джеффри Э. Янг. Он является автором схематической терапии, которая разработана для лечения личностных расстройств. Она предназначена для пациентов, которым не помогают методы когнитивно - поведенческой психотерапии, для лечения депрессивных и посттравматических расстройств.

У каждого человека есть собственные убеждения, многие из которых формируются в детстве, определяя его зрелость. Подсознательно эти планы активируются, когда человек определяет, как он видит себя и окружающих, что, обычно, приводит к искаженному видению.

Идеальных родителей и идеального детства не бывает. У каждого из нас есть неудовлетворенные эмоциональные потребности. Их называют скрытым рычагом, сформированными схемами, которые влияют на наши чувства, отношение к другим людям и формирующим наше видение мира. Джеффри Э. Янг выделил в своей теории 18 схем-образов, наиболее типичных для нас, но среди них есть 1-2, имеющих первостепенное значение и определяющие, с какими трудностями нам приходится сталкиваться. Попробуем, опираясь на эту теорию, найти причины неудач в ошибках родителей.

1. Схема отказа

Когда ребенок теряет мать или отца, или родители находятся в разводе, и они уделяют сыну/дочери недостаточно внимания, развивается схема отказа. Она проявляется во взрослой жизни боязнью человека любить, поскольку он страшится потерять любимого человека, а вместе с ним и себя.

2. Эмоциональный уход (план эмоциональной депривации)

По этой схеме развивается недолюбленный ребенок, родители которого не проявляли своих чувств, не обеспечивали его эмоциональную безопасность. В результате взрослый человек, выросший в такой обстановке часто становится замкнутым, не очень симпатичным. Довольно часто такие люди остаются одинокими.

3. Схема недоверия/злоупотребления

C сожалением приходится признавать, что в некоторых семьях дети подвергаются эмоциональному и физическому насилию, родители относятся к ним несправедливо. В этом случае у человека подсознательно развивается недоверие к окружающим, причем не всегда необоснованному. Родственники, коллеги, знакомые обижают такого человека, причиняют ему боль, унижают что затрудняет коммуникацию. Он постоянно занимает оборонительную позицию.

4. Уменьшенная схема злоупотреблений/утечек

Когда ребенок постоянно подвергается критике в семье, в школе, часто необоснованной, нет сомнений в том, что во взрослом возрасте у него возникнут проблемы. Он будет чувствовать себя нелюбимым, никчемным, убежденным, что недостоин любви.

5. Схема социальной изоляции

Если ребенок чувствует, что сообщество не принимает ни его, ни его семью, он слышит постоянные насмешки, то скорее всего, в будущем возникнут сложности в общении с окружающими. Велика вероятность снижения до минимума самооценки и уверенности в своих силах, поэтому для него предпочтительнее оставаться в одиночестве.

6. Схема зависимости

Некоторые люди часто чувствуют свою беспомощность в принятии решений. Они обращаются к друзьям, родственникам за помощью по мелочам. Как правило, таким людям в детстве не прививали чувства независимости либо запрещали стремит

6. Схема зависимости

Некоторые люди часто чувствуют свою беспомощность в принятии решений. Они обращаются к друзьям, родственникам за помощью по мелочам. Как правило, таким людям в детстве не прививали чувства независимости либо запрещали стремиться к ней. Став взрослыми, они превращаются в беспомощных больших детей, которые полагаются только на помощь других людей.

7. Схема отрицания

Человек, которому в детстве была заложена такая схема, во взрослом возрасте даже не пытается добиться успеха. Он не стремится осуществить свою мечту, поскольку уверен, что все его попытки обречены на провал. Причина проблемы заключается в том, что в детстве его считали неудачником, его часто критиковали и он уверовал в то, что глуп и бездарен.

8. Схема рисков

Если кого-то постоянно беспокоит, что в жизни произойдет что-то плохое, что не возможно предотвратить, то вполне вероятно, что на человека влияет схема рисков. Его родители были слишком обеспокоены тем, что ребенок не узнает об опасности окружающего мира и ему всегда надо быть начеку.

9. Схема слияния

Есть люди, которые настолько сливаются с другим человеком в отношениях, что в какой-то момент не могут понять, кем они сами являются в действительности. Им сложно понять, как им жить без этого человека. Причина такой привязанности кроется в детстве. Родители слишком опекали ребенка, поэтому не дали возможности развиться ему, как самостоятельной личности.

10. Недостаточная схема самоконтроля

Противоположностью чрезмерной сдержанности можно считать отсутствие ограничений во всем. Такому человеку сложно придерживаться правил во взрослом возрасте. Ему не достает адекватного самоконтроля. Для него характерны эмоциональные всплески, неспособность прилагать усилия для достижения своих целей.

11. Схема предоставления прав

Люди, живущие по этой схеме, убеждены в собственной исключительности, что им не надо подчиняться каким-либо правилам. Они амбициозны и конкурентоспособны. Скорее всего, таких людей в детстве ни в чем не ограничивали либо они стремятся компенсировать этой схемы убеждение в собственной неполноценности.

12. Схема подчинения

Если родители осуществляли жесткий контроль над ребенком, у него может развиться эта схема. В этом случае человек предпочитает передавать контроль за своей жизнью другим, он слишком сговорчив, не осмеливается высказывать и отстаивать свое мнение, подавляет свои чувства. В результате ему часто отводится подчиненная роль, что делает человека пассивно-агрессивным.

13. Схема самопожертвования

Эти люди ставят потребности, желания других людей во главу угла, отодвигая собственные на второй план. Они хотят всем помочь, зачастую в ущерб собственным интересам. Причина такого поведения заключается в том, что в детстве они почувствовали, что ответственны за счастье и благополучие родителей, и не могут отказаться от своих убеждений в своих взрослых отношениях.

14. Схема подтверждения/поиска

Ребенок, почувствовавший любовь родителей, когда он примерно себя ведет, выглядит аккуратнее и привлекательнее других детей, быстро занимает позицию постоянного наблюдателя. Его самооценка во многом зависит от реакции окружающих. Она очень важна для него, поскольку открывает путь к принятию и признанию в обществе, поэтому он склонен к чрезмерной самоотдаче.

15. Схема негативизма/пессимизма

Если ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях, его родители слишком пессимистичны, он во всем склонен видеть плохое. Даже во взрослом возрасте эти люди почти всегда сосредоточены на негативе. Они не могут наслаждаться прекрасными сторонами жизни.

16. Схема эмоционального торможения

Людям, живущим по этой схеме трудно быть спонтанными, для них более характерно холодное и жесткое поведение. Это не означает, что человек бесчувственный, он просто боится выражать свои чувства, поскольку в детстве родители наказывали его за выражение эмоций – злости, грусти, восторга и т.д.

17. Жесткая схема стандартов

Это человек, который убежден, что любить его будут только в том случае, если он будет идеален во всем. В связи с этим он не способен по-настоящему отпустить себя. Он стремится соответствовать высоким стандартам, которые установил для себя сам. Эта схема чаще всего развивается у детей, родители которых были слишком требовательны. Они любили в зависимости от результатов, которых добивался ребенок.

18. Криминальный резерв

Если в детстве ребенка часто наказывали, у него развивается уверенность в том, что каждый, совершивший ошибку, заслуживает наказания. Став взрослым, он не дает ни себе, ни окружающим права на ошибку.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание