Веская причина не строить заранее планы на выходные
Строить планы наперед — это как читать книгу с захватывающим сюжетом или разворачивать конфету. Это захватывающе и интригующе, пока вы делаете это. Но как только закончили — удовольствие пропадает. Сериалы держат нас в напряжении и в неизвестности, пока не закончатся, открытый подарок больше не является источником томительного ожидания. Иными словами, планы всегда лучше, пока это абстрактные идеи, а не конкретные записи в календаре.
Интересные исследования
В недавней статье журнала The Conversation Селин Малькок, доцент маркетинга в Университете штата Огайо, описала свои исследования относительно этого феномена. После 13 отдельно представленных экспериментов, изданных в журнале маркетингового исследования, Малькок и ее коллеги убедились: чем более детально люди строили свои планы на выходные, мечтали о каком-то событии, тем меньше удовольствия это приносило им. Даже в том случае, если событие обещало быть незабываемым и очень радостным.
Она говорит: «Например, в одном из исследований мы попросили, чтобы наши участники представили встречу с другом за чашкой кофе. Половина испытуемых сразу же подумали, что они запланируют это событие за несколько дней и запишут напоминание в свой календарь, в то время как другие участники эксперимента предположили, что они смогут встретиться с другом спонтанно, и это будет более интересно и эмоционально, чем планирование встречи заранее. Мы пришли к выводу, что эта простая и приятная деятельность ассоциировались у первой группы больше с такими качествами, которые присущи деловому и скучному человеку, привыкшему все планировать, даже кофе с другом. Такие личности не воспринимают спонтанную встречу как нечто допустимое».
Что показал другой эксперимент?
В другом исследовании ученые создали иные условия. На территории студенческого городка они установили мини-кафе, где студенты после занятий могли бы насладиться бесплатным кофе и печеньем. Исследователи останавливали студентов и предлагали им выбрать один из двух билетов. В первом было предложено найти время и спланировать перерыв на обед, чтобы пойти насладиться бесплатными угощениями с другом. Во втором просто написали, что кафе будет открыто на протяжении двух часов.
После того как участники пришли в кафе и насладились угощениями, исследователи дали им небольшую анкету для заполнения, в которой поинтересовались, понравился ли им перерыв на обед. Как и следовало ожидать, ученые обнаружили, что те, кто запланировал поход в кафе заранее, получил от такого чаепития гораздо меньше удовольствия.
Заключение
Теперь можно сделать определенный вывод. Слишком много людей заранее планирует свою работу, отдых, развлечения. А заблаговременное планирование превращает удовольствие в работу, в некую обязанность. Малькок удалось выяснить еще одну забавную деталь. Когда она просила студентов устроить себе спонтанный перерыв на обед, у них наблюдалось волнение относительно предстоящего события.
Как мы можем видеть, большое значение имеет то, планируют ли люди свои действия, или решаются сделать что-то внезапно. В спонтанности решений присутствует волнение, интрига предстоящих событий. А заранее составленные планы — это причина скучной жизни.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание