Оценка эффективности предприятия. Анализ рентабельности
Эффективность работы предприятия отражается в результатах финансовой деятельности и общей сумме полученной прибыли. Анализ рентабельности проводится за счёт комплексной оценки данных показателей и характеризует все стороны хозяйствования. Как правило, он помогает в принятии управленческих решений при разработке стратегии захвата рынка или для сохранения конкурентных позиций.
Определение и задачи анализа рентабельности
Условия проведения производственной и реализационной деятельности оказывают влияние на финансовую стабильность предприятия и получаемую прибыль. Анализ рентабельности – это деятельность, направленная на изучение показателей, связанных с эффективностью использования материальных и трудовых ресурсов фирмы в соотношении с текущими затратами. Задачами данного анализа являются:
- Оценка выполнения поставленных целей в соответствии с запланированными показателями. Чаще всего основой для такого анализа является бизнес-план, в связи с чем рекомендуется составлять краткосрочную программу действий для соответствия текущим условиям рынка.
- Изучение динамики изменения показателей. В данном случае сопоставляются показатели прошлых периодов для выявления сложившихся тенденций, знание которых поможет при составлении прогнозов дальнейших издержек и ожидаемой прибыли.
- Поиск слабых сторон хозяйствования. Выполнение этой задачи обеспечивает снижение рисков внутренней среды предприятия, а также способствует улучшению стратегического контроля.
Основные показатели рентабельности
В процессе изучения деятельности предприятия необходимо применять отдельный подход к некоторым её составляющим в зависимости от поставленных задач. В соответствии с данным принципом выделяют следующие показатели рентабельности:
- Прибыльность продукции. К данным показателям относятся все факторы, которые касаются эффективности реализации и продвижения товаров, а также уровня удовлетворения потребностей покупателей. Факторный анализ рентабельности продукции проводится на основе изменения структуры реализованной продукции, себестоимости и средних цен. Его отличительной особенностью является построение специальной модели, которая включает в себя разные периоды продаж, что позволяет определить эффективность действия мероприятий по продвижению товаров и повышению уровня сбыта. Анализ рентабельности продукции на таком уровне является ключевым моментом при разработке дальнейших перспектив развития занимаемых участков рынка.
- Рентабельность активов. Этот показатель рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к общей стоимостной сумме используемых средств. При этом анализ рентабельности капитала включает в себя учёт срока использования нововведённых активов и их окупаемости.
- Поток наличных денежных средств. Анализ рентабельности связан с показателями ликвидности предприятия. Поток наличных денежных средств отражает распределение полученной прибыли и погашение текущих задолженностей фирмы, что приводит к состоянию финансовой стабильности.
Похожие статьи
- Рентабельность предприятия - это что? Анализ рентабельности предприятия
- Рентабельность предприятия – важнейший показатель финансового состояния организации
- Анализ финансов предприятия - особенности, методика и примеры
- Уровень рентабельности
- Показатели рентабельности предприятия и их особенности
- Рентабельность собственного капитала - показатель эффективности работы фирмы
- Коэффициент рентабельности затрат и другие показатели эффективности