Оценка эффективности предприятия. Анализ рентабельности

0
0

Эффективность работы предприятия отражается в результатах финансовой деятельности и общей сумме полученной прибыли. Анализ рентабельности проводится за счёт комплексной оценки данных показателей и характеризует все стороны хозяйствования. Как правило, он помогает в принятии управленческих решений при разработке стратегии захвата рынка или для сохранения конкурентных позиций.

анализ рентабельности

Определение и задачи анализа рентабельности

Условия проведения производственной и реализационной деятельности оказывают влияние на финансовую стабильность предприятия и получаемую прибыль. Анализ рентабельности – это деятельность, направленная на изучение показателей, связанных с эффективностью использования материальных и трудовых ресурсов фирмы в соотношении с текущими затратами. Задачами данного анализа являются:

  • Оценка выполнения поставленных целей в соответствии с запланированными показателями. Чаще всего основой для такого анализа является бизнес-план, в связи с чем рекомендуется составлять краткосрочную программу действий для соответствия текущим условиям рынка.
  • Изучение динамики изменения показателей. В данном случае сопоставляются показатели прошлых периодов для выявления сложившихся тенденций, знание которых поможет при составлении прогнозов дальнейших издержек и ожидаемой прибыли.
  • Поиск слабых сторон хозяйствования. Выполнение этой задачи обеспечивает снижение рисков внутренней среды предприятия, а также способствует улучшению стратегического контроля.

анализ рентабельности капитала

Основные показатели рентабельности

В процессе изучения деятельности предприятия необходимо применять отдельный подход к некоторым её составляющим в зависимости от поставленных задач. В соответствии с данным принципом выделяют следующие показатели рентабельности:

  1. Прибыльность продукции. К данным показателям относятся все факторы, которые касаются эффективности реализации и продвижения товаров, а также уровня удовлетворения потребностей покупателей. Факторный анализ рентабельности продукции проводится на основе изменения структуры реализованной продукции, себестоимости и средних цен. Его отличительной особенностью является построение специальной модели, которая включает в себя разные периоды продаж, что позволяет определить эффективность действия мероприятий по продвижению товаров и повышению уровня сбыта. Анализ рентабельности продукции на таком уровне является ключевым моментом при разработке дальнейших перспектив развития занимаемых участков рынка.
  2. Рентабельность активов. Этот показатель рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к общей стоимостной сумме используемых средств. При этом анализ рентабельности капитала включает в себя учёт срока использования нововведённых
    факторный анализ рентабельности продукции
    активов и их окупаемости.
  3. Поток наличных денежных средств. Анализ рентабельности связан с показателями ликвидности предприятия. Поток наличных денежных средств отражает распределение полученной прибыли и погашение текущих задолженностей фирмы, что приводит к состоянию финансовой стабильности.