Совершенная конкуренция и выбор стратегии фирмы
Когда говорится о существовании рыночной конкуренции, всегда следует помнить, что она бывает разной. В зависимости от точки зрения можно выделить такие ее разновидности, как монополистическая, чистая, олигополистическая, межотраслевая, функциональная, ценовая и т.д. Если отталкиваться от конкурентного равновесия, то все эти типы можно сгруппировать в две большие категории: несовершенная и совершенная конкуренция. О последней как раз и пойдет речь в нашей статье.
Совершенная конкуренция: что она собой представляет?
Представьте себе такую рыночную конъюнктуру, при которой у продавцов нет власти над рынком. Такое возможно лишь в том случае, когда огромное число продавцов реализует однородную продукцию и при этом не может себе позволить манипулировать ценами. Если к тому же доступ на рынок является открытым для всех желающих, то это и будет совершенная конкуренция. Этот и другие перечисленные выше признаки вынуждают как продавцов, так и покупателей, приспосабливаться к постоянно меняющемуся равновесию рынка, что в конечном счете приводит к снижению издержек производства товаров и себестоимости услуг.
Условия совершенной конкуренции
Поскольку такое состояние приводит к максимальной эффективности национальной экономики, каждое государство должно стараться всячески способствовать данному виду организации рыночных отношений. Для этого необходимо обеспечить выполнение таких условий:
- абсолютная мобильность финансовых, материальных, трудовых и других факторов;
- большое число сравнительно мелких участников рынка;
- абсолютная однородность реализуемых одноименных товаров;
- беспрепятственный доступ как продавцов, так и покупателей, к информации о рыночных условиях;
- невозможность контролирования одним участником совершенной конкуренции действий и решений, принимаемых другими участниками такого рынка.
Равновесие фирмы, работающей в краткосрочном периоде
Совершенная конкуренция предлагает каждому из конкурирующих предприятий выбрать одну из трех принципиальных стратегий:
- производство с целью максимизации доходов;
- производство с целью сведения к минимуму затрат;
- остановка производства ради предотвращения дальнейших убытков.
Первый вариант будет предпочтительным в том случае, когда значение совокупных средних издержек будет меньше, чем цена единицы товара. В этом случае фирма станет получать прибыль, которую можно максимизировать. Если окажется, что цена продукции превышает величину минимальных средних переменных затрат, но в то же время меньше минимальных общих средних затрат, то ей следует придерживаться второго варианта. В этом случае фирма терпит убытки.
Однако ей прекращать производство не стоит, поскольку остановка выпуска продукции приведет к тому, что постоянные издержки придется оплачивать без привлечения текущих доходов, которые могли бы быть, если производство было бы сохранено. Поэтому предприятие, несмотря на убытки, продолжает работать, стараясь в то же время сэкономить везде, где только можно. Ну, а если реалии таковы, что цена товара не покрывает даже минимальных средних переменных затрат, то наиболее благоразумной стратегией здесь будет остановка производства. Совершенная конкуренция не даст манипулировать ценой, а каждая новая выпущенная продукция будет неизбежно приводить к росту убытков. Впрочем, выбор верной стратегии - лишь первый шаг, который должна сделать фирма для оптимизации своего поведения. Следующий состоит в определении точки безубыточности и выборе наилучшего объема производства.Похожие статьи
- Несовершенная конкуренция: понятие, виды, характерные черты
- Совершенная и несовершенная конкуренция: типы, виды и характеристики
- Типы рыночных структур: описание, структура и особенности
- Конкуренция: примеры, виды, взаимоотношения
- Интеракция - это в психологии... Понятие, суть и виды интеракции
- Виды конкуренции на современном рынке
- Ценовая и неценовая конкуренция. Методы неценовой конкуренции