Классификация информационных систем: проблемы, принципы, свойства

0
0

Впервые об информации люди узнали в середине прошлого века. Это были самые простые системы, предназначенные для ведения счетов и начисления заработной платы. С тех пор назначение информационных систем очень расширилось. Разнообразие их стало настолько велико, что невозможно было структурировать все виды их классификаций. С 70-х годов XX века это стратегически важный источник информации, который активно используется в ведении дел в организациях различного профиля и направления.

классификация информационных систем

Что такое информационная система?

Слово «система» употребляется довольно часто, причем не только в информатике. Но если речь идёт об информационных технологиях, то под ней чаще всего понимают набор технических программ и средств, которые взаимосвязаны между собой и служат для выполнения различных задач. Информационные системы собирают, сохраняют, обрабатывают и распределяют информацию. Некоторые из них способны проводить анализ проблемы, создавать новые базы данных.

Любая информация реализует модель определённой области человеческой деятельности. Главное средство технической обработки информации – это компьютер. Некоторые отождествляют компьютер и ИС, но это неверно. Компьютер – это всего лишь техническая база для информационных программ.

Классификация информационных систем

классификация информационных систем персональных данных

Любая классификация – это распределение объектов, которые могут являться предметами, явлениями, процессами или понятиями на различные группы или классы по их отличительным признакам. Классификация информационных систем имеет особенность: не выработан единый подход в выявлении признаков для классификации.

Вот неполный перечень классификаций ИС, где за основу взяты различные принципы:

  • Принцип степени автоматизации. Подразделяются на ручные, автоматические, автоматизированные.
  • Принцип характера использования вычислительных ресурсов. Подразделяются на распределённые и локальные.
  • Принцип режима работы: диалоговые, пакетные и смешанные.
  • По функциональному признаку информационные системы разделяются на производственные, маркетинговые, кадровые и др.

Классификация информационных систем основывается и на ряде других признаков: область применения, структура, направление деятельности, охватываемая территория и прочих.

Остановимся на примерах самых распространённых принципов классификаций.

Степень автоматизации

типы информационных систем

Ручная ИС предполагает выполнение всех процессов самим человеком. Сложно представить, но если на предприятии нет компьютера, значит, там пользуются ручными информационными системами. При автоматических все операции выполняются машиной. Автоматизированные предполагают участие и человека, и компьютера. Чаще всего это обширные базы данных в какой-либо сфере человеческих знаний, собранные в одном месте. Именно к этому источнику человек обращается с запросом.

Характер использования вычислительных ресурсов

Информационные системы по характеру использования вычислительных ресурсов могут быть локальными и распределёнными. В локальных задействован один компьютер. Чаще всего и доступ к такой системе однопользовательский. Функционирует локальная система только в отдельном подразделении управления.

В распределённых информационных системах несколько компьютеров связаны между собой. Часто они бывают удалены друг от друга территориально, способны выполнять разные задачи, но базу информации используют общую.

Принцип режима работы: диалоговые, пакетные и смешанные.

Основные режимы взаимодействия человека с компьютером - это пакетный и диалоговый. Существует также ещё смешанный тип, сочетающий в себе принципы работы обоих режимов. При пакетном режиме роль пользователя минимальна: он готовит исходные данные задачи, всё остальное делает ЭВМ.

При диалоговом режиме пользователь принимает непосредственное участие в процессе решения задачи. Диалог подразумевает обмен сообщениями пользователя с компьютером. Диалог осуществляется через меню, экранную форму или команду.

Функциональный признак классификации

классификация информационных систем

Классификация информационных систем по этому признаку определяет роль подсистемы, её цели, основные задачи и назначение. Например, основой производственной деятельности является создание и выпуск готовой продукции, а также внедрение различных технических новинок в производство. Маркетинговые занимаются анализом продаж, рынка сбыта, рекламными компаниями, а также организацией материально-технического оснащения. Распределение человеческих ресурсов – это поле деятельности системы кадров. Как правило, на больших предприятиях ИС имеют различные подразделения, каждое из которых выполняет свою функцию.

Классификация информационных систем персональных данных

Впервые огромное значение персональных данных было подчеркнуто Указом Президента РФ № 188 от 06.03.1997 г. Но правовое регулирование данного указа было определено позднее, и около пяти лет вопросы защиты различных персональных данных - одни из самых болезненных для любой организации. Только правильная классификация информационных систем персональных данных поможет качественно организовать защиту информации.

классификация информационных систем

Информационные системы персональных данных (ИСПД) бывают двух видов: типовые и специальные. В типовых требуется выполнить только одну задачу: обеспечить конфиденциальность персональных данных. В специальных же нужно ещё позаботиться о целостности и доступности персональных данных. Почти все ИСПД специальные, так как работникам различных сфер важно не только хранить эти данные, но и иметь к ним доступ. Такие системы широко используются, например, в медицине. Кроме того, системы персональных данных могут классифицироваться по правам доступа пользователей и месту нахождения. Надо отметить, что любая классификация информационных систем будет неполной, так как виды, типы информационных систем, их свойства и функции постоянно изменяются.