Промывка системы охлаждения двигателя. Устройство системы охлаждения двигателя
Многие автолюбители почему-то недооценивают важность работы системы охлаждения двигателя. А ведь именно она влияет на долговечность и работоспособность мотора, держа его температуру в пределах рабочей (85-95 градусов Цельсия). Однако со временем радиатор и патрубки скапливают лишнюю накипь, удалить которую простым кипятком очень сложно. Как делается промывка системы охлаждения двигателя своими руками? Ответ на этот вопрос – далее в нашей статье.
Как определить наличие накипи в СОД?
Первым делом необходимо обратить внимание на цвет охлаждающей жидкости. Если тосол заметно помутнел или поменял свой оттенок, значит, в системе много накипи. Бывает и такое, что внутри радиатора образуется ржавый налет. Чаще всего такое явление случается из-за внешних механических повреждений. Но в любом случае при изменении цвета охлаждающей жидкости не следует откладывать промывку «на потом». Пренебрежение этим правилом чревато частыми перегревами ДВС, а соответственно, и существенным сокращением ресурса его деталей.
Правила безопасности
Прежде чем рассказать, как и чем промыть систему охлаждения двигателя, пару слов о технике безопасности. При работе с химическими средствами для очистки следует надеть толстые резиновые перчатки. Также нужно остерегаться попадания данных веществ на поверхность кожи и тем более глаз. Старайтесь не вдыхать пары химии при приготовлении раствора и заливе его в систему охлаждения.
Как производится промывка системы охлаждения двигателя?
Итак, переходим к работе. Сам процесс промывки можно делать по-разному: со снятым радиатором, либо без демонтажа отдельных элементов СОД. Отличие между этими способами заключается в масштабе произведенных работ. В первом случае промывка касается лишь одного радиатора (то есть патрубки и насос остаются нетронутыми). Во втором же накипь прогоняется со всех деталей и узлов системы охлаждения.
Теперь химическая часть. Для промывки специалисты рекомендуют использовать антинакипин либо же каустическую соду. В обоих случаях необходимо соблюдать точную дозировку веществ, иначе вы можете повредить некоторые детали системы охлаждения.
Как приготовить раствор каустической соды? Делается он следующим образом. В машину добавляют порядка 8,5 литра воды и 450-500 граммов соды (для систем охлаждения легковых автомобилей). После этого следует запустить двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах 15 минут. Схема системы охлаждения двигателя такова, что за этот период кислота удалит накипь и по малому, и по большому кругу. Обратите внимание, что после данного времени химия может начать разъедать стенки самого радиатора. Поэтому по истечении данного времени смесь сразу же удаляется наружу.
Перед сливом необходимо подложить под днище автомобиля какую-либо пластиковую или металлическую емкость. По окончании работ данный раствор нужно вылить как можно дальше от жилых домов.
Кстати, цвет кислотного раствора после промывки кардинально меняется. Часто из радиатора выходит мутная темно-коричневая смесь, иногда с крупными пластинками накипи.
Очистка соляной кислотой
Такой метод промывки весьма эффективен, но в то же время очень опасен. Если «прогадать» со временем, кислота смоет не только накипь, но и слой меди с радиатора и образует в нем мелкие дыры. Сам раствор приготовляется в пропорции 53 миллилитра кислоты на 1 литр воды.
После залива засекаем 15 минут и запускаем двигатель. Как и в предыдущем случае, по истечении времени глушим двигатель и сливаем жидкость наружу.Завершающий этап
После всех вышеперечисленных операций необходимо промыть систему простой (дистиллированной) водой как минимум 5-6 раз. Если вы чистите снятый радиатор, для лучшего эффекта можно потрясти его влево-вправо, чтобы кислота в дальнейшем не вызвала коррозию.
Дальше заливается новый тосол. Часто после залива в системе образуется воздушная пробка, поэтому для ее удаления следует открутить крышку радиатора, расширительного бака и поставить автомобиль «передком» на возвышенную поверхность (либо просто поддомкратить с двух сторон). Воздух сам устремится выйти наружу. Вам остается лишь подождать 20-25 минут, пока пробка полностью не ликвидируется. Далее следует обратить внимание на уровень оставшегося тосола в системе. После удаления воздушной пробки, как правило, нужно долить 1-2 литра охлаждающей жидкости в бачок. На этом промывка системы охлаждения двигателя закончена. Теперь автомобиль снова готов к эксплуатации.
Все ли радиаторы можно прочистить?
Устройство системы охлаждения двигателя одинаково на всех машинах, будь это иномарка или отечественный ВАЗ. Поэтому вышеописанные методы очистки можно применять абсолютно на всех автомобилях с СОД жидкостного типа. Но многоразово применять данную операцию допускается лишь на медных и латунных радиаторах. Алюминиевые же не подлежат вторичному использованию (правда, и накипь в них практически не скапливается).
Промывка снаружи
Жидкостная система охлаждения (ВАЗ 2110 в том числе) может подвергаться не только внутренней, но и наружной прочистке. В частности это касается радиатора, который постоянно берет на себя удар из пыли, пуха и насекомых. Вся эта грязь, скопившаяся между сотами радиатора, препятствует нормальному теплообмену, что может привести к перегреву двигателя. Дабы это не случилось, нужно регулярно промывать его поверхность наружи.
Моется радиатор обычной садовой шлангой на расстоянии в 15-25 сантиметров. При этом нельзя создавать большой напор, так как это может повредить тонкие соты охладителя. Для внешней очистки не обязательно применять кислотные растворы – достаточно обычной хозяйственной воды. Те насекомые, которых не удалось смыть шлангой, вынимаются при помощи тонкой швейной иглы, пинцета или маленьких ножниц.
Защита радиатора
Очень часто радиаторы автомобилей забиваются от тополиного пуха. В отличие от насекомых и грязи, он плотно скапливается в сотах и его трудно удалить даже механическим путем. Поэтому в качестве защиты автолюбители ставят перед радиатором москитную сетку. Стоит она недешево, зато эффект, как говорится, налицо.
Итак, мы выяснили, как делается промывка системы охлаждения двигателя своими руками.
Похожие статьи
- Промывочное масло для двигателя. Обзор, отзывы, цены
- Что будет, если смешать тосол с антифризом в машине?
- ВАЗ 2109 - система охлаждения. Перегрев двигателя на автомобиле ВАЗ 2109
- Мотопомпа пожарная: характеристики устройства
- Как выбрать антифриз для системы отопления загородного дома?
- Что такое антифриз и зачем он нужен?
- Промывка форсунок - восстановление рабочих параметров автомобиля