Субъекты и объекты авторского права. Понятие и виды объектов авторского права

0
0

Законодательство РФ об авторских правах наделяет создателей творческих продуктов значительным объемом правомочий. Посредством каких механизмов? Каким образом авторы литературных произведений, программисты, дизайнеры могут защищать свои законные права?

Определение авторского права

Авторское право может пониматься в двух аспектах - объективном и субъективном. Касательно первого данный термин можно интерпретировать как совокупность норм законодательства, обеспечивающего защиту авторства в отношении произведений литературы, искусства, научных достижений, а также устанавливающего режимы правомерного использования соответствующих ресурсов. В данном контексте авторское право, таким образом, выполняет следующую совокупность функций:

- соотнесение объекта правовой защиты с личностью их автора;

- определение способов, посредством которых правообладатель сможет пользоваться результатами своего труда;

- нормирование процедур доступа к предмету защиты других лиц;

- наделение авторов предусмотренным законом комплексом прав, носящих характер имущественных либо личных.

Таким образом, посредством установленных законом механизмов защищаются объекты авторского права, природа которых может быть самой разнообразной. В рамках данной трактовки авторское право понимается как некий институт, обеспечивающий определенной категории граждан гарантированную государством защиту - в аспекте созданных ими творческих продуктов.

Объекты авторского права

Есть и другая интерпретация рассматриваемого термина. Авторское право может пониматься также и в субъективном аспекте как совокупность неких полномочий, которые предоставляются человеку для охраны его интересов, связанных с защитой созданных им творческих продуктов. В данном контексте рассматриваемый термин часто употребляется во множественном числе. То есть применительно, например, к литературному произведению или музыкальному файлу, оно будет звучать как "авторские права".

Изучим то, как понимается рассматриваемый термин в российских законах. Например, в 1255-й статье ГК РФ сказано, что авторскими признаются интеллектуальные права на то или иное произведение. При этом, как отмечают юристы, некоторые положения Кодекса можно интерпретировать как относящие авторские права к имущественным. То есть, человек, написавший книгу или песню, может впоследствии распоряжаться ими так, как любой другой собственностью - извлекать выгоду, продавать, дарить, видоизменять.

Объекты авторских прав

Можно отметить, что имущественный аспект владения творческим продуктом в российской правовой практике часто именуется "исключительным правом". Хотя не все юристы с этим согласны. По мнению некоторых, "исключительные" права всегда присутствуют в спектре авторских, в то время как имущественные могут и не реализовываться владельцем творческого продукта на практике.

Авторские права в субъективном понимании можно также в полной мере классифицировать также как неимущественные, связанные с личностью автора.

Более того, как отмечают юристы, именно неимущественные права в контексте рассматриваемого термина первичны. Только при условии их корректной реализации можно говорить о другой категории прав. Рассмотрим простой пример. Человек написал песню, которая по всем признакам тянет на плагиат, однако выдал ее за свою и намеревается впоследствии выложить ее в коммерческий музыкальный каталог с тем, чтобы продавать ее копии. Однако, прежде чем фирма-владелец каталога примет песню в продажу и тем самым разрешит автору реализовывать имущественные права, она должна удостовериться в оригинальности трека. С этой целью файл песни направляется экспертам, и они без труда распознают в ней плагиат. И этот факт аннулирует личные права человека, предоставившего файл - не он автор, и потому извлекать выгоду в аспекте имущественного владения продуктом у него нет законных прав.

Отметим, что, несмотря на двойственность понимания природы рассматриваемого термина, субъекты и объекты авторских прав всегда рассматриваются в едином контексте.

Классификация неимущественных прав

Интересно изучить то, каким образом, в соответствии с законодательством, классифицируются неимущественные, то есть личные права. Перечень их, зафиксированный в российских правовых актах, такой:

- это право быть признанным автором;

- использовать творческий продукт под реальным именем его создателя, под псевдонимом, анонимно;

- передавать право использовать произведения, являющиеся объектами авторского права, третьим лицам;

- обнародовать произведение или передать кому-то соответствующее право;

- защищать творческий продукт от изменений третьими лицами.

Важный аспект законодательства - неимущественные права принадлежат создателям произведений вне зависимости от того, кто является обладателем продукта в аспекте реализации исключительных прав.

Авторские и смежные права

В законодательстве РФ существует такая категория, как смежные права. Какова их специфика? Чтобы изучить ее, рассмотрим классификацию объектов, регулируемых соответствующим законодательным механизмом. К таковым, согласно ГК РФ, относятся:

- исполнения артистов и дирижеров, режиссерские постановки - при условии, что формат преподнесения их публике допускает использование технических средств;

- фонограммы;

- сообщения на ТВ и радио;

- защищенная часть баз данных;

- творческие продукты, которые опубликованы впервые после того, как они перешли в общественное достояние.

Отметим, что ГК РФ относит к смежным исключительное право.

Ключевые категории прав

Таким образом, российское законодательство, регулирующие правоотношения в аспекте авторства, выделяет сразу несколько категорий прав. Их особенность такова, что они связаны между собой, однако механизмы их реализации могут отличаться. Итак, спектр категорий прав, так или иначе релевантных авторским:

- имущественные ("исключительное");

- личные;

- смежные.

В свою очередь, в рамках каждой из этих категорий предусмотрены правовые механизмы, адаптированные к специфике конкретных творческих продуктов.

К объектам авторского права относятся

Объекты авторского и смежного права, таким образом, могут быть одними и теми же. Однако режим реализации правомочий со стороны создателя творческого продукта будет зависеть от того, идет ли речь об имущественной составляющей, или же рассматривается личный аспект. Объекты авторского и смежного права могут быть использованы как инструмент извлечения доходов, только если автор обладает исключительной составляющей соответствующих правомочий.

Объекты, защищаемые авторским правом

Собственно, какого рода творческие продукты можно отнести к объектам авторских прав? Перечень их также определен ГК РФ. Объектами авторских прав являются, в соответствии с данным нормативным актом, любые виды произведений науки и искусства, а также литература. Все то, что стало результатом творчества человека. Тематика и содержание произведения не имеют значения. Каковы ключевые признаки объектов авторских прав? Строгих критериев здесь нет. Как правило, в числе таковых - творческое происхождение произведения, решения или продукта, то есть обусловленное талантом автора, его умениями и навыками. Некоторые эксперты также считают, что допустимо считать актуальными такие признаки объектов авторских прав, как уникальность и общественная значимость.

Субъекты и объекты авторских прав

Интересен тот факт, что компьютерные программы ГК РФ в аспекте защиты классифицирует как литературные произведения. Что, в принципе, логично: программный код - это текст, и он, подобно содержанию книги, имеет признаки авторства, характеризуется уникальностью, концептуальностью. Объектами авторских прав являются также сценарии, драматические произведения, песни - с текстом или без него, кинофильмы, картины, журналы, комиксы, продукты народных ремесел, фотографии, архитектурные произведения, географические карты.

Безусловно, этот список нельзя считать исчерпывающим. По мере развития технологий, а также идейных концепций, могут появляться и иные продукты, что к объектам авторского права относятся в силу их творческого происхождения. Как мы видим на примере формулировок ГК РФ, даже компьютерные программы в некотором смысле не определены как в полной мере самостоятельная категория творческого продукта.

Специфика субъектов авторского права

Рассмотрим подробнее, в рамках каких критериев российскими юристами рассматриваются субъекты и объекты авторских прав. К первым относятся собственно создатели творческих продуктов. К таковым при этом причисляются также и соавторы - те, кто участвовал в написании произведения или сочинении музыкальной композиции наряду с другими людьми. В некоторых случаях к субъектам авторского права могут относиться работодатели, с которыми у создателей творческих продуктов заключены соответствующие контракты.

Признаки объектов авторских прав

Многие юристы акцентируют внимание на том факте, что статус "автора" согласно российскому законодательству могут получить только физлица. Если речь идет о реализации соответствующих прав организациями, их статус будет иным. Есть эксперты, которые также говорят о том, что к юрлицам нельзя применить положения закона, касающиеся неимущественных, личных прав.

Интересно изучить возрастной аспект, относящийся к рассматриваемой области. Как известно, ГК РФ наделяет способностью реализовывать гражданские права россиян с момента рождения. Однако самостоятельное использование объектов авторского права в имущественном аспекте возможна создателями творческих продуктов только с момента наступления 14 лет. До этого соответствующими действиями могут заниматься только их родители.

Возникновение авторских прав

Рассмотрим то, каковы механизмы возникновения рассматриваемого права, предусмотренные российским законодательством. Прежде всего можно отметить, что соответствующего типа нормативные акты классифицируют изучаемое явление по двум типам. К первому относятся те, что защищают объекты авторского права вне зависимости от их фактической природы. Ко второму - те, что релевантны в отношении конкретных типов творческих продуктов. Вместе с тем, как отмечают юристы, объекты авторского права соотносительно с нормами российского законодательства, как правило, защищены посредством обоих механизмов.

Главное условие, при котором возникают авторские права - создание соответствующего творческого продукта, появление объекта законодательной защиты. То есть появляется некий юридический факт, становящийся отправной точкой в инициировании предусмотренного законом механизма реализации норм права. К объектам авторского права относятся, как мы уже определили выше, самые разные творческие продукты. Даже если человек создаст что-то, не учтенное в перечне ГК РФ, правовая защита соответствующего произведения может быть осуществлена по аналогии с каким-либо уже имеющимся в Кодексе типом творческого продукта.

Объекты авторского и смежного права

Объекты авторских прав в общем случае не нужно каким-либо образом регистрировать, как это происходит, например, при оформлении патентов. Соответствующие правомочия возникают у создателя продукта автоматически, в силу норм действующего законодательства. Вместе с тем практическая реализация имущественной составляющей авторских прав, как отмечают юристы, во многих случаях становится возможной все-таки только по факту осуществления неких процедур регистрационного, а если требуется - идентификационного характера. Пример одной из таковых мы рассмотрели выше - когда фирма-владелец музыкального каталога сначала проверяет поступившую песню на оригинальность, а затем заносит ее на онлайн-витрину, после чего автор может получать доход от ее скачиваний и прослушиваний.

Есть и официальные регистрационные структуры, такие как, например, Российское авторское общество. Создатель творческого продукта, обратившись в эту организацию, может получить свидетельство, подтверждающее идентификацию личности автора произведения. Если человек написал книгу, то этот документ может пригодиться, как вариант, при взаимодействии с издательством, при содействии которого планируется издавать и тиражировать произведение. Свидетельство, таким образом, будет гарантией того, что произведение, как объект авторского права, принадлежит конкретному гражданину.

Сроки авторских прав

Как долго действует защита творческих продуктов? Законом определено, что объекты авторских прав защищаются на протяжении всей жизни автора. Разумеется, создатель творческого продукта может по своему желанию передать права на них - это осуществляется в рамках соответствующих правовых процедур. Но с момента, когда объекты авторского права в имущественном аспекте переходят к новому владельцу, их защита также осуществляется без ограничений по сроку. Передача исключительных прав осуществляется в рамках гражданского законодательства.

В свою очередь, в личном аспекте объекты защиты авторского права, как мы уже отметили выше, переданы быть не могут. Автор, написавший рассказ или сочинивший песню, не может передать кому-то неимущественную составляющую владения творческим продуктом. Хотя на этот счет есть разные точки зрения. Есть юристы, которые считают, что некоторые виды объектов авторского права все-таки подлежат полноценной передаче от одного владельца к другому не только в имущественном аспекте, но также и в личном.

Рассмотрим нюансы соответствующей процедуры более подробно. Мы изучили, что такое авторское право, понятие "объекты", "субъекты". Полезно будет также исследовать один из самых распространенных в среде российских экспертов дискуссионных аспектов изучаемой нами сферы юриспруденции.

Возможна ли передача личных авторских прав?

Как мы определили выше, понятие объектов авторского права подразумевает автоматическую их защиту законом в силу юридического факта: создания в ходе творческого процесса. Соответствующий механизм одновременно действует в отношении личных, а также имущественных, или исключительных прав. Касательно первых - они, в соответствии с положениями ГК РФ, должны быть неотделимы от личности автора. Однако некоторые юристы считают, что на практике это правило не всегда соблюдается. Каковы механизмы, с помощью которых его можно обойти, и законно ли это?

Действительно, формулировки ГК РФ, как отмечают юристы, позволяют говорить о том, что личность автора и продукт его творчества неотделимы. Не имеет значения, обнародовано ли произведение. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, законами РФ не предусмотрено механизмов, по которым человек может отказаться от личных прав на созданный им творческий продукт. Равно как нет официальных процедур, закрепленных в правовых актах, которые бы позволяли однозначно идентифицировать владельца произведения как его автора.

Однако на практике, при составлении различного рода договоров, в рамках которых осуществляется передача авторских прав, используются, как отмечают юристы, формулировки, предусматривающие передачу продукта не только в имущественном аспекте владения, но также и в личном.

Во многих случаях передача прав может происходить фактически без документального оформления. В числе распространенных примеров, приводимых юристами - выполнение российскими авторами дипломных и курсовых работ на коммерческой основе. При этом продавец соответствующего произведения осознанно отдает свой творческий продукт покупателю, подразумевая одновременно также и передачу личных прав на него. Какова правовая оценка подобным прецедентам? В российской правовой среде распространено мнение, что такие сделки следует считать недействительными. То есть формулировки в ГК РФ в этом случае можно интерпретировать буквально.

Таким образом, охрана объектов авторского права соотносительно с нормами закона в РФ, полагают юристы, организована на достаточно высоком уровне. Создатель творческого продукта, даже передав некоторую часть своих прав, а именно исключительные, позволяющие, к примеру, использовать произведение на коммерческой основе, тем не менее, будет оставаться носителем личных прав.

Авторские права: правоприменительная практика

Интересно будет рассмотреть то, каким образом должна осуществляться корректная реализация принципов авторского права, установленных российским законодательством.

Как мы уже отметили выше, личный аспект авторских прав нельзя передать по договору или каким-либо другим образом. Поэтому создатель творческого продукта в любом случае, как отмечают российские юристы, вправе требовать указания своего имени или псевдонима при использовании соответствующего произведения, к примеру, в коммерческих целях. Например, если дизайнер, находящийся в статусе физического лица, разработал прототип веб-сайта, то данный продукт попадает под защиту законодательством об авторских правах. Следовательно, компания-заказчик, несмотря на то, что приобрела у исполнителя исключительные права на коммерческое использование творческого продукта, по закону должна указать, в свою очередь, в нижней части сайта сведения об исполнителе, чья концепция дизайна используется.

Объектами авторских прав являются

В свою очередь сам фрилансер имеет полное право разместить в своем личном портфолио ссылку на данный веб-сайт. Разумеется, при условии, что этим он не нарушит подписанные соглашения о соблюдении коммерческой тайны или иные законодательные положения - например, те, что отражают необходимость защиты персональных данных. Аналогичные нормы закона действуют также и в отношении любых других творческих продуктов. В том числе и в тех случаях, когда они созданы не одним автором, а группой. За исключением вариантов, когда исполнитель - юридическое лицо.