Функции государства в рыночной экономике. Государство в условиях рыночной экономики
Экономика большинства стран мира развивается так или иначе под контролем национальных правительств. Вместе с тем степень вмешательства государства в рыночные процессы может быть разной. Каковы основные теоретические концепции, характеризующие вовлечение политических институтов в хозяйственные системы? Задействовав какие методы, государство может управлять национальной экономикой? Что предопределяет их эффективность?
Процесс регулирования
Государство в современной рыночной экономике может играть значимую роль. На практике - в самых разных аспектах. Так, например, за счет бюджета страны может осуществляться инвестирование в ключевые производственные отрасли.
Государство - ключевой регулятор налоговой сферы. Вмешательство властей в экономику, как правило, связано с необходимостью распределения приоритетов в развитии тех или иных отраслей в соотнесении с актуальными задачами социально-политического развития.
Специфика
Прежде чем изучать конкретные функции государства в рыночной экономике, полезно будет исследовать особенности соответствующего типа хозяйственной системы. Каковы его признаки? По каким критериям рыночная экономика формирует собой самостоятельную категорию, отличающуюся от традиционной и командной хозяйственных систем?
Прежде всего следует отметить тот факт, что модели рыночной экономики, функционирующие сегодня, и те, что были актуальны, скажем, для 19-го и значительной части 20-го века, - не одно и то же. Соответственно, изучая роль и функции государства применительно к хозяйственным системам, следует учитывать специфику конкретного исторического периода. Условимся, что речь идет о современном мире. Основы рыночной экономики сегодня - это прежде всего свободный доступ к рынку для большинства потенциальных его игроков, приоритет права во взаимоотношениях субъектов бизнеса, развитая банковская сфера. Какими будут место и роль государства в данной модели? Это может прослеживаться в следующих аспектах:
- денежная эмиссия;
- законотворчество;
- перераспределение доходов;
- поддержка благосостояния социума.
Собственно, это и есть ключевые функции государства в рыночной экономике современного типа.
Можно отметить тот факт, что к этой модели мировые хозяйственные системы пришли не сразу. Формирование рыночной экономики в современном виде происходило в ходе сложных процессов, в значительной мере обусловленных особенностями политического развития отдельных стран и современной цивилизации в целом. Поговорим об этом подробнее.
Исторический аспект формирования современного рынка
В течение достаточно длительного периода экономика развитых стран мира функционировала в рамках классической либеральной модели, при которой предприниматели при минимальном контроле со стороны государства осуществляли свою деятельность, формируя таким образом совершенную конкуренцию. При этом подход к строительству бизнеса у соответствующих субъектов был чисто капиталистический - с акцентом на извлечение прибыли любыми законным методами. Пользуясь, в частности, тем, что было не развито трудовое законодательство, владельцы фабрик акцентированно эксплуатировали рабочий класс. Во многом именно это обусловило известные политические события начала 20-го века - капитализм не обошел стороной и Российскую империю. Произошла революция под лозунгами социализма.
Либеральная экономическая модель, как отмечают многие эксперты, оказалась не самой идеальной с точки зрения обеспечения стабильности национальных хозяйственных систем. Пока в СССР делались первые шаги по строительству социалистического государства, в США разразилась Великая депрессия - невиданных масштабов экономический кризис, который, как полагают многие исследователи, был обусловлен издержками либеральной модели в виде чрезмерно свободного рынка. И потому вывод американской экономики из кризиса был осуществлен посредством прямого вмешательства государства - сам по себе рынок, вероятно, не смог бы вывести себя из депрессивного состояния.
Таким образом, по мере естественного хода мировой политической истории сформировались современные основы рыночной экономики. Ключевые аспекты, отражающие свободу рынка, остались, но к ним добавилось вмешательство государства во многие сферы национального хозяйства как гарантия того, что очередная Великая депрессия не повторится. Или же не произойдет еще одна революция с социалистическим уклоном. Экономика современных развитых стран выстраивалась, как полагают многие аналитики, с учетом опыта, полученного самыми разными государствами в 20-м веке и ранее.
Теоретические концепции
Рассмотрим ключевые научные концепции, описывающие функционирование рыночной экономики в соотнесении с возможной ролью государства. Собственно, одну из них мы затронули выше - это классический либерализм. Согласно данной концепции предполагается, что рынок - это среда, которая может сама себя регулировать. Регулирование рыночной экономики государством, таким образом, - явление лишнее. Однако мировые хозяйственные системы уже прошли через соответствующий исторический период. И потому модель классического либерализма в чистом виде сегодня, как полагают исследователи, не слишком применима.
Кейнсианство
Есть теория, разработанная Джоном Кейнсом. Ученый предположил, что рынок все же не настолько эффективен с точки зрения качества саморегулирования. И потому государство должно участвовать в его управлении, прежде всего в таких аспектах, как регулирование совокупного спроса, от которого зависят объемы производства и предложения.
Монетаризм
Популярная монетаристская концепция. Она в достаточной мере близка к теории классического либерализма. В соответствии с воззрениями монетаристов рыночная система экономики должна развиваться все же при минимальном вмешательстве государства. Его функция должна сводиться, в частности, к созданию необходимых бизнесу финансовых институтов. Главное, за что должно отвечать государство, согласно монетаристской модели, - это денежное предложение. Но это важный аспект, поскольку власти могут определять объемы производства, влиять на уровень инфляции, безработицы.
Конечно, примеры реализации какой-либо из вышеописанных концепций в чистом виде сегодня обнаружить довольно сложно. Вместе с тем хозяйственные системы современных стран могут включать какие-то отдельные аспекты, характерные для идей, принятых на уровне экономической теории.
Объекты экономического регулирования
Функции государства в рыночной экономике современных стран во многом сводятся к управлению циклами хозяйственной деятельности. В основе национальной модели социально-экономического развития могут лежать некие ключевые отрасли. Допустим, это машиностроение. Предприятия, расположенные в стране, производят соответствующего типа оборудование и реализуют его на внутреннем или внешнем рынке. Со временем сегменты, куда поставляются машины, насыщаются. Или же требуют продукта, совершенно иного, к примеру, в аспекте уровня технологий. Отрасль, являющуюся ключевой для экономики страны, необходимо, как следствие, переводить на новые циклы.
Рыночная система экономики может потребовать вмешательства государства в аспекте, как мы уже отметили выше, денежной эмиссии, регулирования ключевых банковских ставок. Соответственно, монетарная отрасль также является одним из основных объектов регулирования в национальных хозяйственных системах.
Государство в условиях рыночной экономики современного типа активно участвует в обеспечении занятости населения. Таким образом, объектом регулирования здесь можно выделить социальную сферу в целом либо в категории экономически активных граждан. Занятость - одно из условий формирования спроса. Соответственно, в том, чтобы население было платежеспособным, заинтересован также и бизнес.
Модели рыночной экономики современных государств, как правило, предполагают значительную роль внешнеторговых связей. Устанавливать их на национальном уровне должно правительство страны. Это, можно сказать, вопрос исключительной компетенции государства. Хотя многие крупнейшие частные бренды по степени влияния на внешнеторговый аспект развития национальных экономик, как считают многие эксперты, сравнимы с правительственными структурами.
Методы государственного управления экономикой
Функции государства в рыночной экономике выполняются посредством специфических методов. Рассмотрим их сущность.
Согласно распространенной в среде российских экономистов концепции, методы, о которых идет речь, можно классифицировать на два типа: административные и экономические. Первые основаны на авторитете государственной власти. Как правило, направлены они на ограничение тех или иных предпринимательских активностей. В свою очередь, экономические методы часто акцентированы на стимулирование бизнеса действовать активнее. Например, решение ЦБ снизить ставку рефинансирования может положительным образом повлиять на желание предпринимателей открывать новые производства вследствие доступности выгодных банковских кредитов, условия по которым в значительной степени определяются решениями Центробанка.
Вместе с тем некоторые эксперты считают, что рассмотренная классификация не вполне корректна, поскольку любое решение органа власти так или иначе носит административный характер, даже если оно направлено на стимулирование деловой активности в экономике. Поэтому аналитики предпочитают классифицировать методы воздействия государства на экономику по-другому, выделяя, в частности, инструменты реакционного и превентивного характера или же определяя их сущность, исходя из сферы регулирования - налоговой, производственной, банковской и т. д.
Есть классификация, предполагающая разграничение методов государственного регулирования экономики на ситуационные и долгосрочные. Наибольшее значение, полагают эксперты, с точки зрения стратегии развития национальных хозяйственных систем имеют методы второго типа. Один из самых частных практических способов их реализации - государственные программы. Рассмотрим их специфику.
Государственные программы
Политика государства в рыночной экономике может носить программный характер. То есть на уровне высших структур власти - в правительстве, в парламенте, под началом президента или премьер-министра - разрабатываются концепции стратегического характера, которые затем реализуются посредством издания соответствующих правовых актов. Сущность государственных программ может быть разной. Данного типа инструменты могут подразумевать, например, формирование специфических направлений в бюджетной политике, которые могут быть направлены на повышение покупательной способности отдельных категорий граждан, или же, например, придание дополнительной устойчивости социальному положению тех людей, кто занимается определенного типа профессиональной деятельностью.
Другой вариант - государственные программы могут носить инвестиционный характер и быть направленными на развитие отдельных сфер экономики. Например, наукоемкого производства. Достаточно распространен сценарий, при котором государство выступает крупным заказчиком для предприятий. В частности, в оборонной сфере ключевым клиентом предприятий ВПК выступает, собственно, правительство страны.
Программы, разрабатываемые государством, могут классифицироваться на основе такого критерия, как уровень политических коммуникаций. Во-первых, бывают региональные инициативы. Они связаны с необходимостью акцентированного развития какой-либо конкретной территории, области, республики - если рассматривать российскую модель политического устройства. Во-вторых, есть национальные программы. Задачи, которые ставятся государством в рамках подобных инициатив, могут затрагивать всю хозяйственную систему страны в целом. Есть, в свою очередь, программы международного сотрудничества. Они могут быть направлены на установление связей между правительствами суверенных государств с целью взаимовыгодных с точки зрения развития национальных хозяйственных систем каждой страны коммуникаций.
Факторы успешной политики
Какими могут быть наиболее заметные ошибки государства с точки зрения эффективности регулирования? Эксперты выделяют следующий их перечень.
Во-первых, та или иная государственная инициатива может быть недостаточно проработанной. Например, законодатель, изучив некую сферу регулирования поверхностно, принимает правовой акт, который по факту оказывается совершенно бесполезным с точки зрения реформирования экономики или же вовсе влияет на развитие отдельных ее сегментов негативно. Таким образом, многие проблемы государства в рыночной экономике связаны с недостаточно качественной работой институтов власти, отвечающих за проработку ключевых направлений регулирования национальной хозяйственной системы.
Во-вторых, эксперты выделяют такую проблемную область, как недостаточно активная коммуникация с социумом, как в целом, так и в аспекте отдельных его групп - бизнеса, профессиональных объединений, некоммерческих структур. Правительства многих стран, как отмечают эксперты, уделяет этому аспекту недостаточное внимание. Государство в условиях рыночной экономики должно функционировать в формате диалога с участием объектов регулирования. Инициатива должна исходить не только сверху. Современные страны с рыночной экономикой развиваются в рамках обоюдных активностей правительства и общественных институтов.
В-третьих, многие государства, разрабатывая в целом неплохие программы по модернизации экономики, сталкиваются с неэффективностью их реализации по причине чрезмерно сложного бюрократического аппарата. Недостаточная работа в области подготовки политических институтов - еще одна распространенная, по мнению ряда аналитиков, ошибка многих национальных правительств.
Похожие статьи
- Основные признаки свободного рынка - идеального и недостижимого
- Основные функции налогов и их влияние на состояние страны
- Командная экономика - это что такое? Преимущества, особенности и проблемы командной экономики
- О чем говорят функции государства?
- Принцип невидимой руки А. Смита как важнейшая составляющая современной модели рыночной экономики
- Какой механизм регулирования экономики дает лучшую возможность для развития государства?
- Соотношение государства и общества: можно ли найти баланс?