Философия французского Просвещения кратко
Философия французского Просвещения родилась в эпоху, когда во Франции господствовала абсолютная монархия. В те времена существовали своего рода «ножницы» между общественным строем, который давно уже изжил себя и требовал кардинальных реформ, и экономикой, ведомой вперед «третьим сословием». В стране был отменен Нантский эдикт, предусматривавший определенные права за другими христианскими конфессиями, что установило монополию католицизма в области идеологии.
Тем не менее, во Франции были очень модны идеи английского Просвещения – особенно научная картина мира, выработанная Ньютоном, и теория «здравого» (общего) смысла Джона Локка. У истоков этого явления стояли и собственные философы – среди них можно назвать Пьера Бейля, Декарта и Монтескье. Они создали атмосферу, в которой стало возможным критически относиться к господствующему мировоззрению.
Философия французского Просвещения
Кратко рассмотрим основные моменты. Система идей, зародившаяся в восемнадцатом веке, объединила мыслителей, которые очень жестко поставили проблему противоположности разума и веры. Эти философы подняли на щит идею общественного прогресса. Кроме того, они фактически установили культ разума.
Если английские их коллеги преимущественно писали свои умные книги в ученых кабинетах, то философия эпохи французского Просвещения носила совершенно иной характер. Ее представители составляли своеобразную политическую партию. Они пытались выйти на широкие массы населения, популяризовать свои идеи. Поэтому они писали не на латыни, понятной только избранным, а на живом французском языке.
Основной их теорией была концепция о доминировании идей в обществе. Они считали, что просветительство может серьезным образом повлиять на развитие социума. Для этого люди должны быть образованы. Предметом изучения философии, с их точки зрения, должны были сделаться не метафизические спекуляции, а полезные и нужные вещи в этом мире. Можно сказать, что с их легкой руки родились психология, этика, политические науки.
Философия французского Просвещения. Вольтер
Франсуа-Мари Аруэ (настоящее имя мыслителя) прожил довольно бурную жизнь. Ему приходилось сидеть в Бастилии, он ездил в Англию, писал ученые труды и политические памфлеты, защищал конкретных людей, ставших жертвами несправедливых судов.
Много времени он провел «отшельником» в поместье Ферней на границе Франции и Швейцарии, а под конец жизни вернулся на родину. Вольтер не создал философской системы, но все его работы - свидетельство борьбы против фанатизма и суеверий. Его афоризмы, направленные в основном против католицизма – «Раздавите гадину!», «Религия родилась, когда встретились жулик и дурак», стали пословицами. Однако Вольтер был не атеистом, а деистом. Он считал, что существование Вселенной доказывает, что у нее есть творец и цель.
Идеи
Философия французского Просвещения обрела в этом мыслителе свое светило. Он был очень разносторонним. В области науки Вольтер был популяризатором Ньютона. В своем труде на эту тему он показывает, что законы природы обусловлены причинно-следственными связями.
Философ критиковал теорию «врожденных идей» Декарта и солипсизм Беркли. В области гносеологии Вольтер опирался на Локка и Бэкона. Он считал, что источником знаний является опыт, но есть и абсолютные истины – математики, морали, понятие Бога. В существование души философ не верил, а признавал только ощущения и рефлексии.
Человек, с его точки зрения, - это разумная машина, движимая инстинктами и интеллектом. Душа же нарушает этот порядок. Он также критиковал идеи Лейбница о том, что мы живем в лучшем из миров. Трагедия Лиссабонского землетрясения так потрясла Вольтера, что он отказался от теодицеи. Философ резко выступал против Руссо. Он считал, что идеи последнего о возвращении к природе противоречат человеческой натуре.
Руссо
Философия эпохи французского Просвещения знала две культовые фигуры. Это Вольтер и Руссо, столь непохожие друг на друга. Всю жизнь они враждовали, но разделили посмертную славу. Руссо родился в Женеве, в кальвинистской семье, но потом перешел в католицизм. Его основные работы – «Размышления о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении неравенства», «Общественный договор», «Эмиль» и «Новая Элоиза». Все они написаны в форме эссе или романов.
Теории
Руссо выступил против модного в то время разума в пользу совести и чувств. Он полагал, что развитие наук и промышленности ведет общество к упадку, создает отчуждение и культ собственничества. Философия должна вернуть человека назад, к единству с природой, и сделать его счастливым. Таким образом, вновь наступит «золотой век», который люди утратили.
Несмотря на то что культ разума делает характерным такое явление, как философия французского Просвещения, Руссо жаждал остановить или хотя бы замедлить общественный прогресс. Он мечтал о социальном договоре, который нивелирует вред от частной собственности. Философ также выступал за «природную» систему воспитания человека. Он считал, что она позволила бы не загонять личность в рамки и выявлять ее естественные способности.
«Энциклопедисты»
Философия французского Просвещения вдохновлялась знаменитой теорией о том, что если идеи имеют влияние на социум, то их нужно правильно формулировать. Тогда получится разумный общественный строй. Поэтому группа философов решила написать «Энциклопедию», где изложить все достижения тогдашних наук - как гуманитарных, так и естественных.
Вдохновителем и администратором этого проекта был Денни Дидро. Он не только сам написал множество статей, но и сумел собрать вместе материалистов и идеалистов, деистов и безбожников. Для «Энциклопедии» работали те, кем гордится философия французского Просвещения. Представители разных течений писали ее – Монтескье, Вольтер, Руссо, Кондильяк и Гольбах. Они сумели объединить прогрессивные взгляды с критикой старых идей и дать самую полную на то время картину достижений человеческого разума.
Работа началась с большим энтузиазмом, но затем последовали финансовые и политические проблемы, а также внутренние раздоры. Дидро остался один, но закончил этот титанический труд, выпустив все 52 тома.
Ламетри
Философия французского Просвещения породила и новую ступень в развитии материализма. Он сделался изящным, темпераментным и, по мнению Маркса, более цивилизованным.
Одним из его представителей был Ламетри. Ему принадлежит знаменитая работа «Человек-машина». С точки зрения философа, материя – это субстанция, связанная не только с движением, но и с чувствами. Прогресс состоит в ее развитии из неорганического царства в растительное и животное. К последнему принадлежит и человек. Материя обуславливает и его чувства. Мышление является сложной рефлексией, но в нем есть автоматизм. Поэтому люди – это нечто наподобие тонких механизмов, тела, способные к разумной деятельности. Ламетри был атеистом, но считал, что простонародью нужен Бог, иначе начнутся беспорядки.
Другие представители
Интересными мыслителями этой эпохи являются также Гельвеций и Гольбах. Они внесли огромный вклад в такое явление, как философия французского Просвещения.
Представители разных течений принадлежат этому движению, но Гельвеций и Гольбах были материалистами и атеистами. Они пытались понять систему и устройство природы с этой точки зрения.
Гольбах полагал, что все мировые явления сводятся к движению материальных частиц. Они воздействуют на наши органы чувств. Движение универсально и вечно. Оно бывает двух видов – внешнее (перемещение вещей в пространстве) и внутреннее (частиц в предмете). Его источником является сама материя, а все в природе подчиняется универсальным законам. Зная их, можно предусмотреть все последствия.
Гельвеций интересовался формами существования материи, каковыми он полагал время и пространство. Он также разработал гносеологию, согласно которой, знание зависит от опыта, который преобразуется в мышлении. Цель всего этого – усовершенствование человека.
Философия французского Просвещения, кратко охарактеризованная нами выше, достаточно часто склонялась к детерминизму. И Гольбах, и Гельвеций принадлежали к этой когорте философов. Правда, последний мыслитель признавал свободу воли. Что касается механистичности человека, то Гольбах считал его похожим, скорее, не на машину, а на фортепиано. Действия и звуки влияют на наш мозг, вызывая образы и идеи (знаки), регистрирующие природные явления. Они подобны клавишам в фортепиано. А наш мозг – это система знаков.
Французские просветители стремились выявить основы мироустройства и их связь с проблемами человеческого бытия, а также понять историю и перспективы развития общества.
Похожие статьи
- Чем примечательна эпоха Просвещения?
- Философия Нового времени на примере Бэкона и Декарта
- Пневмококковая прививка. Особенности и осложнения
- В чем состоит специфика философского знания?
- Как сделать духи в домашних условиях. Домашние твердые духи
- К чему сниться гроб может, согласно популярным сонникам?
- Французские духи. Настоящие французские духи: цены