Классификация эмоций и чувств в психологии
Вряд ли есть что-то более потаенное и трудноуловимое, чем чувства и эмоции. Человек не всегда сам в состоянии осознать их в полной мере. Кажется, что такая эфемерная материя плохо пригодна для изучения. И тем не менее ученые давно и тщательно исследовали этот вопрос, разрабатывая теории и проводя эксперименты. Классификация эмоций и чувств уже давно разработана, и даже не в единственном варианте – по этому поводу существует несколько равно аргументированных точек зрения.
Эмоции или чувства
Прежде всего нужно определиться с терминами. Чем же эмоции отличаются от чувств? Обычно в разговорной речи люди редко путают эти два определения. Гнев – это эмоция, а ненависть – это чувство. Умиление – эмоция, любовь – чувство. Так в чем же отличие? Классификация эмоций и чувств невозможна без четкого разделения терминов. Любая работа исследователей начинается именно с этого.
Чувства по сравнению с эмоциями длительны, стабильны. Они существуют длительные время и практически не подвержены влиянию извне. Эмоции же, наоборот, сиюминутны, связаны только с конкретной ситуаций, с конкретным промежутком времени. Они редко влияют на принимаемые решения, а если все же влияют – то обычно в худшую сторону. Чувства трудновыразимы, человеку требуется время на их осознание. Нельзя вот так сразу понять, что кого-то любишь или ненавидишь. Нужно прислушаться к себе, отследить первые ростки чувств. При этом возмущение или обида ощущаются сразу, они очевидны, как лесной пожар – и противостоять им так же трудно. Классификация эмоций должна проанализировать эти эфемерные материи, привести их к общему знаменателю.Эмоции и социальный фактор
Можно любить человека, но при этом обижаться на него, злиться, в определенные моменты испытывать разочарование. Эмоции рано или поздно схлынут, а глубокая привязанность останется. Именно они во многом определяют, какие именно решения принимает человек, как он строит свою жизнь. Поэтому классификация эмоций в психологии играет важную роль.
Люди испытывают огромное количество эмоций. Любой телефонный разговор, любая телепередача вызовут и раздражение, и удивление, и веселье. Всегда ли люди действительно испытывают те эмоции, которые они испытывают? Точнее, испытывают ли они собственные эмоции или привнесенные извне, навязанные социумом? Классификация эмоций человека в первую очередь предполагает деление на врожденные и приобретенные.Приобретенные эмоции
Часто родители полагают, что любое проявление эмоций ребенка неприкосновенно. Подавлять их, одергивать малыша – это ограничивать его самовыражение, загонять в рамки. Но ведь часто бывает, что ребенок с помощью симуляции гнева или горя попросту манипулирует родителями. Истерика в магазине игрушек – типичный пример. Единственная ее причина – уверенность малыша в том, что в результате он получит желаемое. Если бы он точно знал, что истерика не получит положительного подкрепления в виде покупки, то не кричал бы и не топал.
В данном случае ребенок просто отрабатывает эффективный сценарий поведения, в процессе действительно втягиваясь в происходящее. Он чувствует гнев и обиду – но не потому что это естественные эмоции, а потому что он полагает, что должен их чувствовать. Сначала он думает о них, и только потом мысли превращаются в переживания. Классификация эмоций относит такие проявления к приобретенным.
Существует еще один вариант такой же сепарации. Эмоции разделаются на натуральные – врожденные и культурные – привнесенные социумом, либо на базовые – опять-таки врожденные, у всех людей проявляющиеся абсолютно одинаково, и вариативные – различающие в зависимости от страны, народности, общества, в котором вырос ребенок.
Врожденные эмоции
Если продолжить этот пример, ребенок, у которого отобрали любимую игрушку, рыдает абсолютно искренно. Он не думает о том, что должен обидеться или разозлиться. Он сразу испытывает именно эти эмоции, без предварительного буфера в виде оценки ситуации. Они непосредственные, мгновенные и практически не требуют осознания и анализа происходящего. Гнев или страх в ответ на удар, радость в ответ на улыбку.
Классификация эмоций определяет такие реакции как врожденные. Эти реакции может демонстрировать даже ребенок, еще не имеющий никакого социального опыта. Радость, недовольство, гнев, удивление, страх. Все эти эмоции входят в «предустановленное программное обеспечение», ребенка не нужно учить, что приходу мамы нужно радоваться, а из-за кислого яблочного пюре – огорчаться.
Классификация Додонова
Впрочем, это не единственная описывающая эмоции ребенка классификация. Схема, наиболее распространенная в психологии, предполагает разделение по функциональным критериям. Многие ведущие психологи придерживаются именно такой точки зрения. Скажем, классификация эмоций по Додонову выглядит следующим образом:
- Коммуникативные – испытываемые при общении.
- Романтические – тяга к новому и необычному.
- Альтруистические – потребность помогать людям.
- Глорические – желание самоутвердиться.
- Пугнические – тяга к риску.
- Праксические – вызванные успешной реализацией запланированного.
- Эстетические – обусловленные взаимодействием с произведениями искусства.
- Гедонистические – тяга к удовольствиям.
- Гностические – испытываемые в процессе познания.
- Акизитивные – тяга к собирательству, накоплению.
Классификация Леонтьева
Классификация эмоций по Леонтьеву предполагает, что их нужно разделять, отталкиваясь от источника происхождения каждой. Они могут быть вызваны:
- презрением;
- личными потребностями человека, степенью их удовлетворенности;
- сравнением себя реального с собой-идеальным (внутренние нормы, правила, идеалы и соответствие им);
- чужими потребностями и отношением к их реализации;
- сравнением себя с внешними, продиктованными социумом стандартами;
- социальными взаимоотношениями.
Такого рода классификация эмоций в психологии не может быть четкой, она достаточно размыта. Скажем, эмоции, вызванные презрением, могут быть вызваны и социальными взаимоотношениями, и результатом самооценки, то есть сравнения себя с внешними либо внутренними нормами. Да и в качестве критериев функциональности можно использовать так много аспектов, что четкая стратегия классификации, понятная неспециалисту, попросту не выстраивается.
Когнитивное наполнение эмоций
Классификация эмоций разделяет их по когнитивной насыщенности как простые и сложные.
Простейшие когнитивные раздражители вызывают быстрые и сильные эмоции. Наступили на ногу – гнев, подарили букет – радость. Но вот если, порадовавшись букету, девушка начинает планировать будущее, предвкушать свидание, анализировать свое отношение к молодому человеку, сомневаться, а стоит ли завязывать отношения или он не совсем подходит для таких целей – эмоции становятся когнитивно сложными, часто даже противоречивыми.Эмоциональные реакции
В ряде случаев поведение носит сугубо демонстративный характер, это определяют его социальные функции. И классификация эмоций это учитывает, выделяя в отдельную категорию. К примеру, коллеги, собравшиеся на корпоративном фуршете, вовсе не обязательно действительно веселятся. Но ситуация предписывает соответствующие ситуации эмоции, и люди их изображают – причем часто в какой-то мере даже начинают испытывать.
Конечно, искренняя радость намного ярче, но и такой искусственный подъем тоже может улучшить настроение. Так же и горе, которое принято демонстрировать при рассказе о несчастье, случившемся с малознакомым человеком, большей частью наиграно, мало кто действительно в этом случае огорчается. Но осадок все же остается. Такие демонстративные проявления с частичной вовлеченностью носят название эмоциональные акции - в противоположность искренним эмоциональным реакциям.
Эмоции простые и сложные
Существует еще одна классификация, и виды эмоций, которые она описывает, различаются по степени сложности. Они могут быть простыми или составными. Обида, если проанализировать эмоцию, включает в себя гнев, разочарование, грусть. Значит, она относится к сложным. При этом уже гнев разложить на составные элементы нельзя, это простая эмоция.
Сложные эмоции могут подразделяться на смешанные, динамичные и «матрешки». Скажем, когда двое людей ссорятся, то вряд ли они смогут описать свои ощущения. И гнев, и обида, и бессилие от невозможности доказать свою правоту, и удивление поведением оппонента. Это и есть смешанные эмоции.
В то же время, когда человек злится на кого-то, вполне может оказаться, что за гневом стоит страх, именно он заставляет искать способы защиты, а атака, агрессия – всего лишь один из них. Это – типичная эмоция-матрешка.
Испытывая восхищение, человек последовательно проходит стадии удивления, неверия, принятия и радости. Они мелькают так быстро, что вычленить их, осознать как самостоятельные, невозможно. И вот эта быстрая смена эмоций в совокупности рождает одну, динамичную – восхищение.
Похожие статьи
- Эмоции людей, их роль и виды
- Эмоциональное состояние человека: диагностика, виды, регуляция и саморегуляция. Эмоциональные состояния детей и подростков
- Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации. Примеры педагогических ситуаций
- Что такое психология: определение. Психология как наука
- Тип личности эпилептоидный: описание, особенности поведения и характера
- Кто такие флегматики? Психология человека
- Виды стресса и классификация - описание, особенности и последствия