Экономические методы управления персоналом
Когда речь заходит об управлении персоналом, неизбежно возникает вопрос: как сделать так, чтобы работа выполнялась лучше, а ресурсов было затрачено меньше? В классической теории менеджмента различают административные, социальные и экономические методы управления.
Первые (административные) связаны с созданием нормативной базы и требованием строжайше следовать ее постулатам. Вторые (социальные) чаще называют психологическими и ассоциируют с поиском глубинных мотивационных факторов каждого сотрудника. Зная, что «порадует» исполнителя, руководитель может стимулировать его деятельность.
Но наиболее существенными и эффективными все же считаются экономические методы управления. В профессиональной среде их еще называют «методом пряника». Ведь согласитесь, что в большом коллективе заниматься поиском мотивации каждого сотрудника довольно сложно. А разрабатывать тонны нормативной документации – приказов, инструкций, указаний и рекомендаций – бесполезно. Все рабочее время уйдет на ознакомление с новыми правилами.
Эффективность экономического воздействия
Благодаря элементарным законам экономики руководство получает инструментарий влияния на персонал, который можно использовать не только для «похвалы», но и для «наказания». Все зависит от сложившейся ситуации. Эффективные экономические методы управления организацией чаще всего связывают с такими факторами:
- форма собственности предприятия;
- принципы ведения хозяйственной деятельности;
- хозрасчетность компании;
- разработанная система материального поощрения;
- состояние рынка труда.
Каждый из этих элементов требует применения своих, специфических, способов воздействия на персонал. Самыми распространенными формами признаны материальное стимулирование деятельности, хозяйственный расчет и возможность участия в прибылях организации.
Материальное стимулирование
Экономические методы управления персоналом базируются на системе начисления заработной платы, вознаграждений (вычетов), льгот и т. п. Зарплата, будучи составной частью себестоимости произведенной продукции (услуги), распределяется между сотрудниками компании не только согласно занимаемым должностям, но и исходя из приложенных усилий и степени ответственности того или иного решения.
Если речь идет о рыночной экономике, то зарплата оказывается чуть ли не единственным интересом наемного сотрудника. Безусловно, важны и социально-психологические аспекты деятельности, но согласитесь, что никакое спокойствие на рабочем месте не понадобится, если зарплата маленькая. Фактически зарплата – это цена рабочей силы, которая позволяет удовлетворить все материальные и духовные потребности сотрудника.
Трудовой кодекс
Основные организационно-экономические методы управления прописаны в Трудовом кодексе РФ. Именно кодекс определяет зарплату как вознаграждение за выполненную работу в зависимости от сложности и качества заданий, от предоставленных условий труда и назначенных сроков исполнения.
Там же зафиксированы размеры компенсаций и ситуации, при которых предприниматель может поощрить своих сотрудников либо, наоборот, удержать некоторые суммы из их зарплат.
Удержание из зарплаты
Как известно из истории, философии и социологии, все имеет две стороны. Экономические методы управления персоналом можно назвать «методом кнута и пряника». Безусловно, нам нравится хвалить и награждать за отлично выполненную работу. Но это довольно легко. Гораздо сложнее наказывать. Именно поэтому сначала разберемся, в каких ситуациях необходимо удержать из зарплаты сотрудника определенную сумму.
Для начала стоит усвоить, что, согласно действующим законам, экономические методы управления организацией определяют суммарный размер невыплаты от установленной зарплаты: не больше 20 %. Это не касается тех случаев, когда сотрудник выплачивает алименты или отбывает наказание. Тогда сумма, полученная на руки, должна быть не меньше 50 % зарплаты. С арифметикой все. Перейдем к ситуациям, в которых следует наказать сотрудника:
- систематическое несоблюдение оговоренного графика работы;
- невыполнение прямых функциональных обязанностей;
- некачественное выполнение заданий и проектов.
Объективность оценки
Казалось бы, ничего сложного. Но социально-экономические методы управления требуют четкой и объективной оценки сотрудника. Для каждой из названных ситуаций должна быть подготовлена материальная база: документальное подтверждение несоответствия деятельности требованиям компании. Экономические методы управления предполагают наличие отлично разработанного (по возможности объективного) инструментария воздействия на персонал. А для этого необходимо составить подробные должностные инструкции и правила предприятия, ознакомившись с которыми, работник сможет понять и оценить предъявляемые к нему требования.
Разъяснение причин наказания
Применение экономических методов управления требует серьезной психологической подготовки не только рядовых сотрудников, но и руководства компании всех уровней. Очень часто в подобных ситуациях немаловажным моментом оказывается стремление некоторых современных менеджеров ко «всенародной казни»: о том, что кто-то из сотрудников будет наказан, объявляется во всеуслышание. Предполагается, что, научившись на примере своего коллеги, все остальные работники будут следовать нормам компании. Это в корне неверно. Чаще всего наказанный чувствует себя опозоренным (буквально) и если не увольняется, то перестает проявлять какой бы то ни было интерес к работе. А все остальные члены коллектива тоже могут «неверно» истолковать поступок начальства и станут работать автоматически, не вникая в суть происходящего.
Специалисты в области управления рекомендуют проводить разъяснительные беседы с «провинившимся» в частном порядке. Таким образом сохранятся и достоинство сотрудника, и авторитет руководителя.
Государственный надзор
Политика любого государства предполагает рациональное использование экономических рычагов и стимулов воздействия на работников предприятий. Экономические методы государственного управления описаны и регулируются Трудовым Кодексом РФ. Для осуществления контроля за соблюдением норм и правил трудового законодательства в Российской Федерации работают органы федеральной инспекции труда.
Самой простой функцией таких организаций является контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы. В тех случаях, например, когда очередная проплата задерживается более чем на 15 суток, работник имеет право полностью приостановить свою дальнейшую деятельность до тех пор, пока ему не будут возвращены все невыплаченные средства. Об этом решении необходимо письменно уведомить своего начальника. Однако в каждом правиле есть исключения для различных ситуаций и сотрудников разных сфер деятельности. Именно такие административные и экономические методы управления и контролирует инспекция труда.
Установление зарплаты
Итак, мы уже знаем, что заработная плата не всегда состоит из «голой» ставки. Экономические методы управления подразумевают всевозможные премии, доплаты, надбавки, компенсации, а иногда и удержания. В любом случае сотруднику должно быть предоставлено письменное разъяснение о структуре полученной им суммы в соответствующем периоде.
Согласно трудовому законодательству, зарплата должна выплачиваться 2 раза в месяц (не реже чем раз в полмесяца) наличными по месту работы либо в виде безналичного расчета.
Единая система начисления заработной платы позволяет облегчать деятельность как бухгалтерий предприятий, так и контролирующих органов. Для сотрудников же такой расчет вполне «прозрачен» и понятен. Для внебюджетных компаний названные условия должны быть оговорены в коллективных договорах и локальных нормативных актах.
Тарифная сетка
Анализ экономических методов управления показывает, что самым эффективным первичным инструментом оказывается использование тарифной системы оплаты труда. Обычно тарифная ставка применяется для начисления зарплат работникам бюджетных организаций. Однако коммерческие структуры тоже очень часто прибегают к тарифным нормативам.
Тарифная ставка – это расценки на единицу определенной работы для сотрудника низшей категории. Все остальные начисления, согласно опыту и умениям (стаж и категория), производятся по установленным в единой тарифной сетке коэффициентам. Такая система является довольно прозрачной и объективной. Она позволяет избегать конфликтов между отдельными сотрудниками.
Поощрительные выплаты
Как уже не раз отмечалось, экономические методы управления предприятием базируются на принципах обеспечения сотруднику минимальной заработной платы и возможности получения поощрений в виде денежных выплат. В общих случаях работодатель самостоятельно устанавливает систему премирования (однако ее основные тезисы обязательно согласовываются с трудовым коллективом). Но существует целый ряд ситуаций, при которых надбавки и премии устанавливает государство:
- занятость на тяжелых работах, предполагающих не только саму нагрузку, но и сложные условия труда;
- работа в местах с особыми климатическими условиями;
- работа с вредными и опасными сырьем и материалами и т. п.
Перечень таких работ устанавливается Правительством РФ.
Кроме того, очень часто возникает необходимость одному сотруднику выполнять не только свои функциональные обязанности, но и работу временно отсутствующего коллеги. В этом случае руководство должно доплачивать работнику заранее согласованную сумму.
Если возникает необходимость работать более установленной нормы часов (задерживаться, выходить в выходные и праздничные нерабочие дни и т. п.), то работодатель должен оплачивать эти часы по установленным в коллективном договоре ставкам. Но следует помнить, что минимальный размер таких доплат зафиксирован в Трудовом Кодексе РФ.
Хозрасчет
Хозяйственный расчет относится к тем экономическим методам управления, которые должны воздействовать не на отдельного сотрудника, а на весь коллектив. Основной принцип хозрасчета заключается в том, чтобы персонал реально соотносил затраты на производство продукции с полученной выручкой.
В этой ситуации коллектив самостоятельно принимает решение об оптимальном расходовании ресурсов, распределении дополнительной прибыли и т. п. Основные идеи хозрасчета можно описать такими словами: самоокупаемость и самофинансирование каждого подразделения предприятия.
Участие в прибылях организации
Ценные бумаги компании также могут выступать инструментом экономического воздействия на персонал. Фактически, это неденежная форма права собственности на предприятие. Акции могут быть проданы по рыночной цене, и тем самым сотрудник получит свою материальную компенсацию за работу. Однако на практике такие акции продаются редко, т. к. работнику гораздо выгоднее получать дивиденды по акциям, чем продавать их на фондовом рынке.
Будучи владельцем акций, каждый сотрудник оказывается лично заинтересованным в успешной работе компании, т. к. от этого зависит размер полученных дивидендов.
Похожие статьи
- Основы менеджмента как первый этап изучения дисциплины
- Основные принципы менеджмента
- Пример введения дипломной работы. ГОСТ по оформлению дипломной работы
- Виды контроля в менеджменте
- Должностные обязанности экономиста. Функциональные обязанности экономиста
- Основные методы управления государственным долгом
- Экономические науки. Система экономических наук