Танк "Шерман": чертежи. Двигатель танка "Шерман"
Несмотря на тот факт, что в 20-30-е годы ХХ века американцы вели довольно-таки интенсивные работы в области танкостроения, да и знаменитый «Кристи» постоянно подавал все новые и новые идеи, реального значения танкам там придавали мало. Так, к началу Второй Мировой войны в армии США насчитывалось не более 400 машин этого типа, причем только 18 из них относились к категории средних.
Но уже после вторжения Германии в Польшу и Францию и следующих за этим событий отношение к бронетехнике резко поменялось. Уже в 1941 году стартовало производство модели М-3. Этот танк был довольно оригинален, так как имел сразу два орудия: пушку на 75-мм и орудие 37-мм. Так как первая была установлена в спонсоне, реально использовали только 37-мм пушку, которую хотя бы можно было поворачивать. Кроме того, высота более трех метров делала «Генерала Ли» отличным подарком немецким артиллеристам.
Поняв это, американцы уже осенью того же года начали интенсивные работы в области создания новой, более маневренной и приспособленной для современного боя машины. Так появился танк «Шерман». Пожалуй, это была лучшая американская бронетехника того периода.
Новый подход к созданию корпуса
Для упрощения и ускорения производства корпус изготавливался из катаных листов броневой стали. В отличие от «прямолинейных» немцев, инженеры США расположили верхний лист под углом 47°, его толщина составляла 50 миллиметров. Кормовые плиты располагались под углом 10–12°, борта были прямыми.
Толщина бортовых и кормовых листов составляла 38 миллиметров, на крыше – всего 18 миллиметров. Крепление носовой части корпуса к силовым элементам болтовое. Заметим, что лобовая часть собиралась сразу из семи катаных заготовок, так что перед изготовителями стояла сложная задача по обеспечению максимально высокого качества сварных швов. Можно сказать, что с заданием они справились прекрасно.
Отчего такой вывод? В маленьком поселке Снегири есть памятник из двух «Шерманов». Их корпуса уже давно порыжели от слоя ржавчины, но сварные соединения до сих пор находятся в идеальном состоянии.
Следует отметить, что танк «Шерман» выпуска 1943-1944 годов отличается дополнительной броневой накладкой на правый борт. Это делалось для того, чтобы разместить на полу боевого отделения дополнительный комплект снарядов (для обеспечения защищенности боекомплекта). Одну накладку наваривали на левый борт.
Впрочем, против пушек «Тигров» это помогало не особо: история танка «Шерман» знает много случаев, когда их снаряды прошибали машину навылет. Но это можно было сказать про любой танк союзников, за исключением разве что ИС-2 и «Першинга», которые появились под самый конец войны.
Можно сказать, что дуэль - танк «Шерман» против «Тигра» в большинстве случаев заканчивалась победой последнего. Пушка М-3 пробивала эту модель немецкого танка едва ли не с дистанции пистолетного выстрела, в то время как орудие KwK 36 L/56 у «немца» могло эффективно поразить «Шермана» примерно с километра.
Башня
Башня в танке «Шерман» литая, цилиндрической формы. Монтировалась на шарнирной опоре. Ее лобовая и бортовая часть были защищены броней толщиной 75 и 50 миллиметров. Корма башни имела толщину в 50 миллиметров, крыша – 25 миллиметров. Маска орудия была защищена лучше всего, так как толщина брони в этом месте составляла 90 миллиметров.
Как видите, танк «Шерман» (чертежи которого есть в статье) не сильно отличался в плане защиты от легендарного отечественного Т-34. Несмотря на утверждения американских конструкторов о неуязвимости маски орудия, за всю войну неоднократно бывали случаи, когда снаряды неприятеля пробивали маску навылет. Именно это, как правило, служило причиной смерти заряжающего.
Особенно ярко это проявилось в Нормандии: «Пантеры» и «Тигры» легко поражали танк «Шерман». Ярость генерала Эйзенхауэра не поддавалась описанию. Предположительно, именно он заставил ученых и инженеров поторопиться с разработкой нормального танка с хорошей пушкой, который бы смог на равных сражаться с немецкими аналогами.
В принципе, особенного успеха генерал не достиг: «Першинг» появился только в конце войны, да и к тяжелым танкам он относился довольно-таки условно.
Вооружение
Американский танк «Шерман» был вооружен стандартно:
- Главное орудие – пушка М3. Калибр 75 мм, впоследствии ввели длинноствольную модификацию на 76мм.
- Крупнокалиберный пулемет «Браунинг» М2НВ, расположенный прямо над люком танка.
Вы играете в «Ворлд оф Танк»? «Шерман» в этой игре по балансу вооружения приблизительно соответствует Т-34, что отражает реальное положение дел. Так, бронебойные снаряды «американца» были куда качественнее отечественных, но пробивали меньшую толщину брони. С другой стороны, отечественная продукция была лучше по баллистике, вот только сами танкисты такие выстрелы видели редко, так как карбид вольфрама, используемый при их изготовлении, был очень дефицитен и дорог.
Полезные свойства брони
Танк «Шерман» имел у отечественных танкистов добрую славу. И дело тут не только в удобстве внутреннего оснащения. Так, у американцев не было проблем с никелем и прочими броневыми присадками. В результате броня у них получалась вязкой: даже в случае пробития корпуса, если снаряд не убивал кого-то из экипажа или не выводил из строя двигатель, танк продолжал выполнять боевую задачу.
У отечественных же машин броня была твердой. Если снаряд пробивал ее (даже в области, свободной от двигателя или экипажа), внутри машины бушевал целый ураган из мелких осколков окалины. Много танкистов оказались убиты или покалечены именно по этой причине.
Условия работы экипажа
Кстати, а как вообще чувствовал себя экипаж танка «Шерман»? Вполне прилично, если сравнивать с условиями советских машин. Во-первых, все отмечали высокое качество приборов наблюдения, из-за чего танкисты всегда имели прекрасный обзор. Кроме того, помимо основного двигателя, в танке монтировался небольшой бензиновый мотор для генератора зарядочной станции. Чем это было ценно?
Дело в том, что танку всегда требовалась заряженная аккумуляторная батарея. Чтобы зарядить ее на Т-34 в условиях стоянки, приходилось впустую гонять основной движок. Как результат – громадный перерасход топлива и исчерпание без того мизерного моторесурса. Наконец, внутри танка «Шерман» было намного просторнее, да и качество отделки было выше.
«Спасательный круг»
В задней части корпуса «Шермана» имелась ниша, куда устанавливалась штатная радиостанция. Входной люк располагался на крыше башни и закрывался двухстворчатой крышкой. Туда же монтировалась турель зенитного пулемета. Этим танк «Шерман» отличался от советских машин, на которые пулемет стали серийно ставить только после появления ИС-2. С 1943 года башни стали комплектовать овальным люком, предназначенным для посадки-высадки заряжающего.
Дело в том, что сам заряжающий, радист и даже механик банально не могли выбраться из одного люка. Почему через него вылезал еще и механик-водитель? Все просто: нередко пушка оказывалась заклиненной в результате удачного попадания противника, после чего водитель попросту не мог воспользоваться предназначенным для него выходом.
Советские танкисты на Т-34 сильно страдали от загазованности башни. Дело в том, что вентиляторы, позаимствованные еще у БТ, «болтались» где-то в передней части башни, в то время как казенник пушки сильно выдавался назад. Мощность установки была так себе, а потому большая часть порохового выхлопа оставалась тут же.
У американцев с их М-3 была приблизительно та же проблема. Но ее решили как раз-таки в «Шермане», установив сразу три вентилятора, защищенных броневыми колпаками.
Отличались ли друг от друга различные модификации танка?
Заметим, что в период Второй Мировой войны существовали следующие модификации танка «Шерман»:
- M4. Отличался карбюраторным движком Continental R-975 и простым сварным корпусом.
- M4A1. Двигатель тот же, что и в предыдущем случае, но корпус литой.
- M4A2. Отличается дизельным двигателем General Motors 6046 (его любили советские танкисты), корпус сварной.
- M4A3, («Шерман 3»). Танк комплектовался силовой установкой Ford GAA карбюраторного типа. Корпус стандартный, изготавливался методом сварки.
- Танк «Генерал Шерман» M4A4. Снова дизель RD -1820. Также изготавливался методом сварки.
- M4A6. Аналогичен предыдущей разновидности во всем. Представляет позднюю, послевоенную модификацию. Отличается большей технологичностью и качеством изготовления, на машину устанавливалась лучшая радиостанция.
Помимо этого, существовала «теоретическая» модель танка «Шерман», М4А5. Это название было зарезервировано на случай, если предприятие, производящее американские машины, будет открыто и в Канаде. Этим планам не суждено было претвориться в жизнь, но название так и не было использовано. Точнее, канадский вариант (Grizzly 1) действительно производился с сентября 1942 года по осень 1943 года, но затем выпуск был свернут, так как американские поставки с лихвой покрывали нужды страны.
Отличия моделей
Несмотря на такое разнообразие, внешне эти модели друг от друга практически не отличались (разве что была отличной форма башни). Исключение - М4А1, который резко выделялся на фоне других своим литым корпусом. Размещение агрегатов, орудие и ходовая часть на всех «Шерманах» были абсолютно одинаковыми. Нужно заметить, что американские машины значительно отличались от своих советских и немецких аналогов тем, что к ним штатно шли накладные комплекты брони.
Танки первых серий имели смотровые щели в лобовом листе. Только потом их полностью закрыли кожухами и поставили перископы. Впоследствии также значительно изменился наклон лобовой брони: был 47°, а стал 56°. Именно по этой причине средние характеристики имеет машина в игре «Мир танков». «Шерман» там во многом соответствует Т-34. Впрочем, это действительно так (судя по отзывом ветеранов).
Двигатель
Вообще, танк М4 «Шерман» - явление в некотором роде уникальное, так как такого количества моторов, которые на него устанавливались, не было ни у кого. Чем это было вызвано? Все просто. Вплоть до Второй Мировой войны американцам казалось, что средние и тяжелые танки им не нужны в принципе. Упор делался на развитие авиации и флота, причем в этой области они справлялись прекрасно.
Когда понадобились средние танки, возник вопрос о том, какие для них использовать двигатели? Авиационные, разумеется, так как уж авиастроительных-то заводов в Америке хватало с избытком. Кстати, именно из-за звездчатого движка, который устанавливался на первые «Шерманы», машина получилась высокой, так как в противном случае мотор бы туда просто не влез.
Кроме того, использовалась «гражданская» трансмиссия, изначально приспособленная для массовых и дешевых грузовиков. Ее размеры были велики, так как конструкторы в этом случае особенно не заморачивались с ее компактностью. Впрочем, «Шерман» - танк, характеристики которого вполне соответствовали духу времени. В частности, немцы также массово использовали детали от грузовиков при разработке Pz.II, одной из самых массовых машин той эпохи.
Почему же применялось такое количество силовых установок? Все тоже просто. За время войны американцы не только сами нуждались в самолетах, но и поставляли их союзникам. Соответственно, те предприятия, которые изготавливали двигатели для них, работали на пределе возможностей. Нередко для танков просто не оставалось запланированных по конструкции моторов, из-за чего приходилось искать аналоги. Впрочем, обо всем по порядку.
Характеристики силовых установок
На первые модификации, то есть на M4 и M4A1, ставили звездообразный авиационный двигатель Continental R975 C1. Он развивал 350 лошадиных сил, число оборотов равнялось 3500 об/мин. Для сравнения, В-2 легендарного Т-34 развивал эксплуатационную мощность в 400 лошадиных сил, выдавая 1700 об/мин.
Подробная история двигателя «Райт» (Continental)
Изначально этот мотор использовался для легких аэропланов. Чтобы сделать из него двигатель танка «Шерман», инженерам потребовалось очень много работать. К примеру, необходимо было «прикрутить» коробку передач, которая самолету, по понятным причинам, была не нужна. Кроме того, нужно было резко увеличить крутящий момент на низких оборотах, а также создать нормальную систему очистки воздуха (в небе редко встречаются облака пыли), попутно сократив объемы потребляемого двигателем масла.
После года работы были проведены стендовые испытания, на которых двигатель показал вполне приемлемые результаты. В 1940 году на Абердинском полигоне обкатку прошел М2, общий предок «Ли» и «Шермана» с мотором «Райт». Помимо этого, в испытаниях участвовали английские машины, которые рядом с американским танком казались «вялыми». Военные были удовлетворены, им понравилась модель, которую потом назовут танк «Шерман». Отзывы были очень хорошими, рекомендовалось скорее принять машину на вооружение.
Общий вес силовой установки составлял 515 кг. Следует заметить, что в качестве горючего следовало использовать авиационное топливо с октановым числом не менее 92. Степень сжатия составляла 6,3:1.
Некоторые недостатки
Впрочем, дальнейшие испытания показали, что военные рано радовались: при малейшем повышении массы испытываемой машины начинала ощущаться нехватка мощности, а система охлаждения совершенно не справлялась с возросшей нагрузкой. Кроме того, из-за повышения температуры в самом карбюраторе резко снижалась плотность попадающего туда воздуха, из-за чего опасно падала мощность. В таких условиях двигатель танка «Шерман» мог проработать только 100 часов, после чего ему потребовался полноценный капитальный ремонт.
Переориентация производства
Из-за этого обстоятельства производство решили забрать у компании «Райт» и передать выпуск более крупной фирме «Континентал». Предполагалось, что на ее заводах будет изготавливаться не менее тысячи моторов ежемесячно. К слову, за все предшествующее время «Райты» выпустили только 750 моторов.
Новые инженеры с жаром взялись убирать огрехи конструкции. Во-первых, была заново спроектирована система охлаждения. Во-вторых, они разработали новый фильтр очистки воздуха. Наконец, на самом производстве установили жесткие требования к допускам выпускаемых деталей, из-за чего общее качество двигателей значительно возросло.
На M4A2 ставилась спарка шестицилиндровых дизелей GM 6046. Мотор развивал мощность 375 лошадиных сил. Количество оборотов - 2100 об/мин. Как мы уже и говорили выше, мотор нравился нашим танкистам за свою неприхотливость, надежность и ремонтопригодность. Более того, его моторесурс в несколько раз превышал таковой у Т-34. Справедливости ради стоит заметить, что эти два средние танка редко переносили более трех-четырех боев в начале войны.
К 1944-1945 и 1946 годам (война против Японии) двигатель В-2 несколько довели до ума, благодаря чему разница стала не столь заметной. Так, танки «Шерман» в Красной армии совместно с советской техникой своим ходом дошли до Манчжурии. Особых претензий к машинам советского или американского производства не было.
Танки с какими двигателями поставлялись в нашу страну?
Официально считается, что в СССР по лендлизу поставлялась только эта модель. Но некоторые советские танкисты, описывавшие танк М4 «Шерман», говорили о том, что «он вспыхивал, словно спичка». Нередко встречаются также упоминания о бензиновых движках. Все это позволяет предположить, что в Советский Союз поставлялись также М4 или М4А1.
Кроме того, можно предположить, что некоторое количество бензиновых «Шерманов» попали в нашу страну из Англии, куда США поставляли как дизельную, так и бензиновую модификации (британские войска были равно обеспечены бензином и соляркой). Сами же американцы применяли в основном бензиновые модификации. Исключение составляла только морская пехота, имевшая неограниченный запас корабельной солярки.
Собственно, именно поэтому в нашей стране так популярен был дизельный «Шерман». Танк в СССР (как и в США) приблизительно до 30-ых годов считался вспомогательной единицей, расходным материалом. Когда потребовалось что-то более серьезное, выяснилось, что для танковых орд попросту не хватит бензина. Пришлось использовать солярку, которая в те годы считалась отходом переработки нефти.
Наиболее «продвинутой» была модель M4A3. Для нее был специально разработан V-образный восьмицилиндровый мотор Ford GAA. Его мощность составляла 500 лошадиных сил. Наиболее сложной и громоздкой была конструкция M4A4: пять автомобильных моторов (обычных, серийных) приводили танк в движение. Только представьте себе, что и как говорили несчастные механики, которые вынуждены были ремонтировать это чудо инженерной мысли в случае поломок.
Где сейчас эти машины?
А где сегодня можно увидеть танк «Шерман»? «Фьюри» (исторические факты в этом фильме более-менее приближены к реальности) показывает эти машины в кинематографе. В войсках Парагвая (по состоянию на 2013 год) до сих пор имеется аж четыре таких танка. Множество полузатопленных и наполовину разрушившихся машин встречаются на побережье Филиппин, где «Шерманы» массово использовали для прорыва обороны японцев. «Рекламирует» танк «Шерман» игра World of Tanks, где он довольно популярен.
Похожие статьи
- Ford Mustang Shelby GT 500: характеристики, фото
- Обзор мощного американского внедорожника GMC Yukon
- Maus - танк, спроектированный в Третьем рейхе
- Тяжелый советский танк ИС-6: обзор, характеристики, история
- Израильский танк "Меркава-4": характеристики, фото
- Израильский танк "Меркава": характеристики, фото. Танк "Меркава" против Т-90
- Лучший в мире танк. 10 лучших танков мира