ЗАЗ-968 М: технические характеристики, фото и тюнинг
ЗАЗ-968 - автомобиль советского периода, широко известный как "Запорожец", выпускался с 1972 по 1994 год. Машина относится к категории малого класса. Предшественником ЗАЗ-968 был "Запорожец-966", которого в народе прозвали "горбатый". Запорожский автомобильный завод в советское время был дотационным предприятием, автомобили марки ЗАЗ пользовались умеренным спросом, несмотря на то что в стране был повальный дефицит на так называемые товары народного потребления.
ЗАЗ и ВАЗ
Практически одновременно с началом производства "Запорожца" был запущен сборочный конвейер в Тольятти, на Волжском автомобильном заводе. Параллельно стали выпускаться машины несопоставимого класса: ВАЗ-2101 и ЗАЗ-968. Первая модель была разработана по лицензии всемирно известного бренда "Фиат", а вторая стала преемником того самого "горбатого Запорожца", который снискал уважение миллионов советских автолюбителей, но как автомобиль современности ценности не имел.
Таким образом, за ВАЗ-2101 выстраивались очереди, а ЗАЗ-968 по причине низкого спроса был ангажирован Министерством здравоохранения и стал основным транспортным средством для инвалидов. По заказу Минздрава СССР на ЗАЗе было разработано около десяти модификаций, которые учитывали нужды людей с ограниченными возможностями. Однако эти машины оплачивались по системе социального обеспечения, прибыли не приносили, а производственные мощности Запорожского автозавода тем не менее нуждались в развитии. Руководство ЗАЗа попыталось поднять планку качества своей продукции, заинтересовать потребителя невысокой ценой и надежными характеристиками. И в конце концов это удалось сделать. ЗАЗ-968, фото которого стали все чаще появляться на страницах газет и журналов, начал завоевывать популярность.
Признание
Обычная модель для широкого пользования совершенствовалась в ходе производства и постепенно стала отвоевывать позиции на автомобильном рынке. Доступная цена и неплохие эксплуатационные данные вывели ЗАЗ-968 в ряды моделей непрестижных, но пользующихся спросом. Машину все чаще можно было видеть на садовых участках, на берегу рек и озер, в лесу. Население покупало ЗАЗ-968 для поездок по городу и на рыбалку.
Технические характеристики
- Длина кузова - 3730 мм.
- Высота - 1400 мм.
- Ширина - 1570 мм.
- Дорожный просвет - 190 мм.
- Колея задняя - 1200 мм.
- Передняя колея - 1220 мм.
- Чистый вес - 840 кг.
- Масса полная с загрузкой - 1160 кг.
В 1973 году базовый "Запорожец" прошел рестайлинг и стал называться "ЗАЗ-968А". Существенных различий с предыдущей версией модели не было, но мощность двигателя повысили с 27 до 30 л. с. ЗАЗ-968А успешно выпускался до 1979 года, затем ему на смену пришла модель ЗАЗ-968 М, которая уже имела кардинальные отличия от базовой версии.
Обновление
Дизайн экстерьера новой машины стал более современным, задние фонари 968А круглой формы были упразднены, на их месте появились футуристичные прямоугольные, состоящие из плафона стоп-сигнала, поворотника и стояночного фонаря. Воздухозаборник на крышке моторного отсека уступил место специальным вентиляционным прорезям. Такие же "жабры" возникли на плоскости задних крыльев на месте знаменитых "ушей" "Запорожца". Таким образом, вся задняя часть автомобиля стала гладкой, без каких-либо выступов. Элегантный экстерьер в новом решении заметно повысил реноме ЗАЗ-968 М, вместе с этим увеличились продажи.
Передок модернизированной версии обновился не радикально, но изящества добавилось. Фонари-поворотники прямоугольной формы разместились на фронтальной панели, немного отступив от круглых фар к центру. Между сигналами поворота протянулась черная полоска с эмблемой автомобиля. Фары получили стильные ободки матового черного цвета. Оптика осталась прежней, но общий вид был уже другим.
Достаточно примитивные хромированные бамперы модели 968А заменили на комбинированные. Металлическая основа нового бампера дополнилась пластиковой декоративной полосой черного цвета, на концах появились элегантные накладки.
На модернизации внешних параметров процесс обновления не закончился. Изменения коснулись и салона: приборный щиток поменял угол наклона и стал гораздо лучше читаться, сиденья поднялись на другой уровень эргономичности, спинки вытянулись. Внутреннее пространство автомобиля в целом заметно улучшилось. Интерьер ЗАЗ-968 имеет одну особенность: ниша для ног пассажира, сидящего впереди, очень глубокая. Можно беспрепятственно вытянуть ноги, а если еще отодвинуть назад сиденье, то получится удобная позиция, идеально подходящая для дальнего путешествия. Водитель за рулем находится примерно в таких же комфортных условиях: педали далеко, ноги свободно вытянуты, усталости не чувствуется.
Силовая установка
Двигатель ЗАЗ-968 мощностью 40 л. с. является надежным агрегатом, если его рассматривать применительно к компактной машине I группы малого класса. Он вполне соответствует эксплуатационным задачам, поставленным перед ним.
Характеристики мотора:
- производитель - Мелитопольский моторостроительный завод (МеМЗ);
- тип - бензиновый, карбюраторный;
- марка - МеМЗ 968/968Н/968Г;
- число цилиндров - 4;
- конфигурация - V-образное расположение;
- рабочий объем - 1197 куб/см;
- диаметр цилиндра - 76 мм;
- степень сжатия - 7,2;
- поршневой ход - 66 мм;
- скорость максимальная - 118 км/час;
- расход бензина - 8 литров в смешанном режиме;
- питание - карбюратор К-125;
- охлаждение – воздушное, принудительное.
Из приведенных характеристик можно сделать вывод о том, что двигатель ЗАЗ-968 - это сбалансированная конструкция, которая прослужит достаточно долго при надлежащем уходе.
Отопительная система
Двигатели воздушного охлаждения не имеют "рубашки", по которой циркулирует жидкость. Поэтому система обогрева салона с помощью радиатора в данном случае не может применяться. Создатели модели 968М разработали отдельный отопительный агрегат, который установили в багажном отсеке непосредственно перед панелью, отделяющей его от салона. Печка ЗАЗ-968 работает по принципу бензинового теплообменника сложной конструкции со своей поплавковой камерой, жиклерами, электромотором с двумя крыльчатками и свечой накаливания. Отопитель автономный, независимый от двигателя.
ЗАЗ-968: тюнинг
Последний автомобиль марки "Запорожец" сошел с конвейера в далеком 1994 году, с тех пор прошло более двадцати лет. И сегодня машина представляет интерес для коллекционеров-автолюбителей, которые способны дать раритетному экземпляру вторую жизнь. Трансформация старых автомашин, так называемое тюнингование, - это увлекательное занятие, когда за несколько месяцев в мастерской или обычном гараже рождается шедевр реставрационного искусства, напоминающий модель, давно ушедшую в прошлое. Одним из самых интересных проектов такого плана является автомобиль ЗАЗ-968, тюнинг которого обещает стать поистине незабываемым творческим процессом.
Похожие статьи
- ЗАЗ-968М - последний представитель семейства "Запорожцев"
- Горбатый "Запорожец": фото, характеристики, отзывы
- ЛуАЗ-967: технические характеристики, тюнинг
- Аэросани своими руками: пошаговая инструкция
- ЗАЗ "Таврия": технические характеристики, фото и отзывы
- Добавки Е: таблица вредных добавок
- Автомобиль "Чери-Вери": отзывы владельцев, технические характеристики и особенности