Буддийские храмы в Москве, в Санкт-Петербурге (фото)

0
0

Буддизм – третья по числу приверженцев мировая религия. В России регионами с традиционным преобладанием буддийского населения являются республики Бурятия, Тува и Калмыкия. Но присутствуют представители этой ветви дхармической культуры и в двух столицах нашего отечества – Москве и Санкт-Петербурге. О том, какие буддийские храмы и центры функционируют в этих городах, мы поговорим в этой статье.

Буддизм в Москве

В столице России, в общем-то, как и в Санкт-Петербурге, существует три типа буддистов:

1. Верующие, мигрировавшие из какого-либо традиционно-буддийского региона России (реже – зарубежья).

2. Новообращенные местные сторонники восьмеричного пути.

3. Временно проживающие и проезжие буддисты из других регионов и стран (монахи, студенты, ламы, туристы и пр.)

Поскольку в этой религии нет единой школы, а все верующие придерживаются разных, подчас противоречивых и даже взаимоисключающих традиций, то и внутреннего единства между столичными группами буддистов не наблюдается. Впрочем, сравнительно с христианскими конфессиями, они сосуществуют мирно и на организационном уровне помогают друг другу, иногда даже имеют общие буддийские храмы.

Школа Гелугпа в Москве

Наиболее влиятельной конфессией в мире тибетского буддизма является Гелугпа, с Далай-ламой во главе. В Москве с середины 90-х годов эта традиция представлена культурным и духовным центром имени ламы Цонкапы. В помещении этой организации функционирует молельня, где проводятся буддийские практики и ритуалы. Кроме того, для желающих центр организует занятия тибетской йогой и тибетским языком, а также предлагает еженедельные лекции по вопросам теории и практики буддизма. Предоставляется возможность личной консультации с ламой. А вот что касается собственного храма, то у центра его пока нет.

буддийский храм

Строительство культовых сооружений Гелугпа

Полноценный буддийский храм и большой культурный центр планируется возвести к 2017 году в районе Отрадное, где, кроме приверженцев Гелугпа, смогут базироваться и общины других традиций. Еще один храм должен открыться к маю 2015 года на поклонной горе. Осенью был заложен камень на месте, где будет построен буддийский храм (фото внизу).

буддийские храмы

Этот строительство реализуется по инициативе тувинской общины в Москве «Три драгоценности». Если оба проекта будут реализованы, то эти буддийские храмы станут единственными в Москве культовыми сооружениями в собственном смысле слова.

Алмазный путь в Москве

Как очень успешную можно охарактеризовать деятельность Московского центра тибетского буддизма школы Карма Кагъю, что означает Алмазный путь. Эта традиция в Тибете представляет собой самостоятельную линию передачи и несколько отличается от Гелугпа в своих практиках и доктринах. Московская сангха (община) ее родилась в 1991 году после посещения Оле Нидала – проповедника Дхармы и посвященного ламы традиции Алмазного Пути из Дании. Московский центр он с обязательными лекциями посещает дважды в год – каждую зиму и каждое лето.

буддийский храм фото

В самом центре ежедневно проводятся медитации. Один раз в неделю их даже устраивают на английском языке. Регулярные мероприятия центра включают в себя вводные лекции для новообращенных и интересующихся буддизмом лиц, а также более углубленные занятия.

Периодически центр навещают различные монахи, ламы и просто уполномоченные преподавать буддийское учение люди. В ближайших планах общины – визит главы школы Его Святейшества Кармапы семнадцатого.

Тхеравада в Москве

Приверженцы южной ветви буддизма, так называемой Тхеравады, объединены в общину, существующую в столице с 2008 года. В ее составе присутствуют как москвичи, так и выходцы из Азии, в том числе монашествующий студент из Шри-Ланки Анурудха бхиккху. Буддийский храм в Москве, где проходят собрания и практики общины, располагается в специализированном духовном центре.

буддийский храм в москве

Дзэн в Москве

Следующая группа центров представляет собой традицию дзэн-буддизма в различных ее доктринальных и национальных вариантах. Сегодня это одна из наиболее популярных религиозных традиций на Западе, поэтому неудивительно, что в Москве за короткое время образовалось сразу несколько групп ее последователей.

Центр «Риндзай»

Данная организация является продолжательницей японской традиции буддизма Риндзай, а конкретно она состоит из учеников мастера Сёдо Харада Росси. В центре существуют еженедельные практические медитативные занятия, а каждый месяц проводятся однодневные ретриты.

Центр «Дальма-са»

Это корейский буддийский храм в Москве. Существует он с 2000 года, когда была организована первая община из учеников Вон Мён Сынима. В центре преподаются традиционные корейские буддийские практики и учения.

Центр «Открытый мир»

«Открытый мир» - это просто культурный центр, в помещениях которого базируется множество различных групп и клубов. Один из его залов занимает и буддийская дзэн-община, которая собирается для совместной практики дзадзэн – сидячей медитации.

Буддийский «Храм середины земли»

Эта сангха – ученики мастера Сандо Кайсена. Как и все дзэн-группы, она ориентирована на медитативные техники и практики. Дислоцируется община в Йога-студии Eiyoo.

Буддизм в Санкт-Петербурге

Исторически сложилось так, что северной столице повезло больше, чем Москве, – в ее пределах находится самый северный и самый большой буддийский храм на Западе России. Освящен он был в честь трехсотлетия дома Романовых в 1915 году. После революции храм закрыли, но сегодня он полностью восстановлен и функционирует в качестве полноценного дацана традиции Гелугпа. Гунзэчойнэй – так называется этот буддийский храм (фото внизу).

буддийский храм в санкт петербурге

В нем ежедневно проводятся церемонии поклонения и молебны различным божествам и бодхисаттвам. Кроме ритуальной практики, на своей территории буддийский храм в Санкт-Петербурге проводит курсы тибетского языка, а мастерами и священнослужителями читаются лекции по буддийской философии, причем занятия устраиваются не только общиной дацана, но и другими буддийскими группами региона, то есть носят поликонфессиональный характер. За исключением среды, в любой остальной день недели можно получить консультации лам по различным вопросам, а также обратиться за помощью к врачам традиционной тибетской медицины. Для личных нужд буддийский храм в Санкт-Петербурге предлагает заказать тханка – буддийскую икону, выполненную настоящим мастером-иконописцем. А для тех, кто сам хочет освоить это ремесло, в дацане действуют обучающие курсы. Плюс ко всему при храме функционирует кафе.

буддийские храмы

Алмазный путь в Санкт-Петербурге

Другая значительная организация тибетского буддизма в Питере – община традиции Карма Кагъю – так называемого Алмазного пути. Ее основал все тот же буддийский миссионер лама Оле Нидал в 1989 году. Эта организация ведет активную деятельность в своем центре: кроме ежедневных медитаций и церемоний она предлагает теоретические занятия и лекции для новичков и уже опытных практиков буддизма. На базе центра регулярно проходят различные конференции, круглые столы и устраиваются выставки. Община занимается также издательской деятельностью и поддерживает строительные проекты Ассоциации Алмазного пути в России, буддийские храмы которой имеются во многих городах нашего государства.

Тхеравада в Санкт-Петербурге

Разумеется, тибетская ветвь учеников Шакъямуни – не единственная в культурной столице России. Буддийские храмы региона включают в себя также тхеравадинскую общину. В ее составе группа мирян и один монах. Еженедельно преподаются традиционные учения и практики.

Центр Дэ Хва Сон Вон

Данный центр принадлежит к традиции дзэн международной школы Кван Ум, являющейся проводницей корейского буддизма. В России их представительство существует с 1990 года. На собраниях центра предлагаются лекции, семинары, беседы и, конечно же, практические занятия – медитации и др. Место дислокации центра – дацан Гунзэчойнэй - вышеупомянутый буддийский храм. Петербург в этом отношении очень либеральный город. В Бурятии, например, буддийские храмы Гелугпа в принципе не признают никакого достоинства за школами дзэн.

буддийский храм петербург

Храм тихой веры

Организация этой общины – филиал уже упоминавшейся сангхи Сандо Кайсена. Санкт-Петербургская группа его учеников проводит свои занятия дважды в неделю в бизнес-центре «Маркус». Руководит деятельностью общины Ольга Круковская (монашеское имя – Божество тихих вод). Центр с лекциями периодически навещают монахи из России и зарубежья, каждый месяц устраиваются ретриты.

самый большой буддийский храм

Заключение

Вероятно, в границах Москвы и Санкт-Петербурга имеются и другие более мелкие центры и объединения. Рост религиозной общины – живой процесс, и он может знаменоваться слияниями разных групп и расколами внутри одной организации. Плюс ко всему, небольшие объединения часто осуществляют свою деятельность, не стремясь к рекламе и расширению, а потому часто ускользают из вида и остаются незамеченными. В этой статье кодификации подверглись наиболее крупные и заметные в культурном отношении группы и общины различных традиций буддизма.