Буддийские храмы в Москве, в Санкт-Петербурге (фото)
Буддизм – третья по числу приверженцев мировая религия. В России регионами с традиционным преобладанием буддийского населения являются республики Бурятия, Тува и Калмыкия. Но присутствуют представители этой ветви дхармической культуры и в двух столицах нашего отечества – Москве и Санкт-Петербурге. О том, какие буддийские храмы и центры функционируют в этих городах, мы поговорим в этой статье.
Буддизм в Москве
В столице России, в общем-то, как и в Санкт-Петербурге, существует три типа буддистов:
1. Верующие, мигрировавшие из какого-либо традиционно-буддийского региона России (реже – зарубежья).
2. Новообращенные местные сторонники восьмеричного пути.
3. Временно проживающие и проезжие буддисты из других регионов и стран (монахи, студенты, ламы, туристы и пр.)
Поскольку в этой религии нет единой школы, а все верующие придерживаются разных, подчас противоречивых и даже взаимоисключающих традиций, то и внутреннего единства между столичными группами буддистов не наблюдается. Впрочем, сравнительно с христианскими конфессиями, они сосуществуют мирно и на организационном уровне помогают друг другу, иногда даже имеют общие буддийские храмы.
Школа Гелугпа в Москве
Наиболее влиятельной конфессией в мире тибетского буддизма является Гелугпа, с Далай-ламой во главе. В Москве с середины 90-х годов эта традиция представлена культурным и духовным центром имени ламы Цонкапы. В помещении этой организации функционирует молельня, где проводятся буддийские практики и ритуалы. Кроме того, для желающих центр организует занятия тибетской йогой и тибетским языком, а также предлагает еженедельные лекции по вопросам теории и практики буддизма. Предоставляется возможность личной консультации с ламой. А вот что касается собственного храма, то у центра его пока нет.
Строительство культовых сооружений Гелугпа
Полноценный буддийский храм и большой культурный центр планируется возвести к 2017 году в районе Отрадное, где, кроме приверженцев Гелугпа, смогут базироваться и общины других традиций. Еще один храм должен открыться к маю 2015 года на поклонной горе. Осенью был заложен камень на месте, где будет построен буддийский храм (фото внизу).
Этот строительство реализуется по инициативе тувинской общины в Москве «Три драгоценности». Если оба проекта будут реализованы, то эти буддийские храмы станут единственными в Москве культовыми сооружениями в собственном смысле слова.
Алмазный путь в Москве
Как очень успешную можно охарактеризовать деятельность Московского центра тибетского буддизма школы Карма Кагъю, что означает Алмазный путь. Эта традиция в Тибете представляет собой самостоятельную линию передачи и несколько отличается от Гелугпа в своих практиках и доктринах. Московская сангха (община) ее родилась в 1991 году после посещения Оле Нидала – проповедника Дхармы и посвященного ламы традиции Алмазного Пути из Дании. Московский центр он с обязательными лекциями посещает дважды в год – каждую зиму и каждое лето.
В самом центре ежедневно проводятся медитации. Один раз в неделю их даже устраивают на английском языке. Регулярные мероприятия центра включают в себя вводные лекции для новообращенных и интересующихся буддизмом лиц, а также более углубленные занятия.
Периодически центр навещают различные монахи, ламы и просто уполномоченные преподавать буддийское учение люди. В ближайших планах общины – визит главы школы Его Святейшества Кармапы семнадцатого.
Тхеравада в Москве
Приверженцы южной ветви буддизма, так называемой Тхеравады, объединены в общину, существующую в столице с 2008 года. В ее составе присутствуют как москвичи, так и выходцы из Азии, в том числе монашествующий студент из Шри-Ланки Анурудха бхиккху. Буддийский храм в Москве, где проходят собрания и практики общины, располагается в специализированном духовном центре.
Дзэн в Москве
Следующая группа центров представляет собой традицию дзэн-буддизма в различных ее доктринальных и национальных вариантах. Сегодня это одна из наиболее популярных религиозных традиций на Западе, поэтому неудивительно, что в Москве за короткое время образовалось сразу несколько групп ее последователей.
Центр «Риндзай»
Данная организация является продолжательницей японской традиции буддизма Риндзай, а конкретно она состоит из учеников мастера Сёдо Харада Росси. В центре существуют еженедельные практические медитативные занятия, а каждый месяц проводятся однодневные ретриты.
Центр «Дальма-са»
Это корейский буддийский храм в Москве. Существует он с 2000 года, когда была организована первая община из учеников Вон Мён Сынима. В центре преподаются традиционные корейские буддийские практики и учения.
Центр «Открытый мир»
«Открытый мир» - это просто культурный центр, в помещениях которого базируется множество различных групп и клубов. Один из его залов занимает и буддийская дзэн-община, которая собирается для совместной практики дзадзэн – сидячей медитации.
Буддийский «Храм середины земли»
Эта сангха – ученики мастера Сандо Кайсена. Как и все дзэн-группы, она ориентирована на медитативные техники и практики. Дислоцируется община в Йога-студии Eiyoo.
Буддизм в Санкт-Петербурге
Исторически сложилось так, что северной столице повезло больше, чем Москве, – в ее пределах находится самый северный и самый большой буддийский храм на Западе России. Освящен он был в честь трехсотлетия дома Романовых в 1915 году. После революции храм закрыли, но сегодня он полностью восстановлен и функционирует в качестве полноценного дацана традиции Гелугпа. Гунзэчойнэй – так называется этот буддийский храм (фото внизу).
В нем ежедневно проводятся церемонии поклонения и молебны различным божествам и бодхисаттвам. Кроме ритуальной практики, на своей территории буддийский храм в Санкт-Петербурге проводит курсы тибетского языка, а мастерами и священнослужителями читаются лекции по буддийской философии, причем занятия устраиваются не только общиной дацана, но и другими буддийскими группами региона, то есть носят поликонфессиональный характер. За исключением среды, в любой остальной день недели можно получить консультации лам по различным вопросам, а также обратиться за помощью к врачам традиционной тибетской медицины. Для личных нужд буддийский храм в Санкт-Петербурге предлагает заказать тханка – буддийскую икону, выполненную настоящим мастером-иконописцем. А для тех, кто сам хочет освоить это ремесло, в дацане действуют обучающие курсы. Плюс ко всему при храме функционирует кафе.
Алмазный путь в Санкт-Петербурге
Другая значительная организация тибетского буддизма в Питере – община традиции Карма Кагъю – так называемого Алмазного пути. Ее основал все тот же буддийский миссионер лама Оле Нидал в 1989 году. Эта организация ведет активную деятельность в своем центре: кроме ежедневных медитаций и церемоний она предлагает теоретические занятия и лекции для новичков и уже опытных практиков буддизма. На базе центра регулярно проходят различные конференции, круглые столы и устраиваются выставки. Община занимается также издательской деятельностью и поддерживает строительные проекты Ассоциации Алмазного пути в России, буддийские храмы которой имеются во многих городах нашего государства.
Тхеравада в Санкт-Петербурге
Разумеется, тибетская ветвь учеников Шакъямуни – не единственная в культурной столице России. Буддийские храмы региона включают в себя также тхеравадинскую общину. В ее составе группа мирян и один монах. Еженедельно преподаются традиционные учения и практики.
Центр Дэ Хва Сон Вон
Данный центр принадлежит к традиции дзэн международной школы Кван Ум, являющейся проводницей корейского буддизма. В России их представительство существует с 1990 года. На собраниях центра предлагаются лекции, семинары, беседы и, конечно же, практические занятия – медитации и др. Место дислокации центра – дацан Гунзэчойнэй - вышеупомянутый буддийский храм. Петербург в этом отношении очень либеральный город. В Бурятии, например, буддийские храмы Гелугпа в принципе не признают никакого достоинства за школами дзэн.
Храм тихой веры
Организация этой общины – филиал уже упоминавшейся сангхи Сандо Кайсена. Санкт-Петербургская группа его учеников проводит свои занятия дважды в неделю в бизнес-центре «Маркус». Руководит деятельностью общины Ольга Круковская (монашеское имя – Божество тихих вод). Центр с лекциями периодически навещают монахи из России и зарубежья, каждый месяц устраиваются ретриты.
Заключение
Вероятно, в границах Москвы и Санкт-Петербурга имеются и другие более мелкие центры и объединения. Рост религиозной общины – живой процесс, и он может знаменоваться слияниями разных групп и расколами внутри одной организации. Плюс ко всему, небольшие объединения часто осуществляют свою деятельность, не стремясь к рекламе и расширению, а потому часто ускользают из вида и остаются незамеченными. В этой статье кодификации подверглись наиболее крупные и заметные в культурном отношении группы и общины различных традиций буддизма.
Похожие статьи
- Буддизм - праздники, традиции, обычаи. Основные буддийские праздники
- Иволгинский дацан: фото и история уникального места, как добраться
- Бангкок: население, площадь, климат, туры, достопримечательности
- Далай-лама, духовный лидер тибетского народа: биография, учение, цитаты и высказывания
- Средневековая Япония: история, религия, культура, архитектура, искусство
- Буддизм в России: история и развитие
- Современная религия Японии