Иволгинский дацан: фото и история уникального места, как добраться
Буддизм ежегодно принимает в свои ряды все больше людей во всем мире. Эта религия кардинально отличается от других. Дело в том, что буддисты верят только в добро, они считают, что после смерти жизнь существует. И чтобы она была хорошей, нынешнюю нужно прожить правильно. Ведь, по их мнению, плохая жизнь порождает и плохую карму. В течение всей своей жизни буддисты должны руководствоваться проповедями Будды, касающимися «четырех благородных истин» и «восьмеричного пути».
Общая информация
Буддизм – одна из трех самых популярных религий в мире. Ее храмы называют школами для «Учений просветленного».
Буддизм сегодня исповедует основная часть проживающих в Шри-Ланке, Бирме, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме, Сингапуре, Китае, Гонконге, Макао, Корее, Японии, в меньшей степени эта религия распространена в Непале и Индонезии. В нашей стране последователи Будды в большинстве своем живут в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Общины верующих существуют также в Тюменской и Иркутской областях, в Забайкальском крае, в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах. Основная часть приверженцев буддизма в нашей стране относится к школам Гэлуг и Карма Кагью.
В России буддизм стал получать распространение еще четыреста лет назад. Первые ламы пришли на нашу территорию из Тибета и Монголии. В 1741 году императрицей Елизаветой Петровной был издан указ, которым она официально признавала буддийскую религию.
Российский центр традиционной Сангхи
По всему миру храмы «просветленного» называются по-разному. Как правило, они бывают защищены от внешних воздействий, а их территория - закрыта со всех сторон, и только на входе установлены мощные ворота. По своей структуре буддийские храмы похожи друг на друга. В «золотом зале», или в кондо, помещены изображения Будды. Обязательная постройка – пагода, предназначенная для хранения останков Будды Шакьямуни - присутствует в каждом храме. Зачастую она состоит из пяти или трех ярусов. В ее центре находится главный столб, под которым хранятся останки Будды.
В России современным центром буддийской веры является Иволгинский дацан. Здесь же находится и резиденция Хамбо-ламы Пандито. «Монастырь Колеса учения» - так еще называют этот знаменитый буддийский комплекс.
Как добраться
Расположен этот храм среди бескрайних бурятских степных просторов в окрестностях одноименного населенного пункта.
Проще всего добираться в Иволгинский дацан из Улан-Удэ – столицы Бурятии. Доехав до Верхней Иволги, нужно пересесть на рейсовую маршрутку, которая довезет прямо до ворот храма. Весь путь занимает около полутора часов. Те, кто приезжает на собственном автотранспорте, придерживаются федеральной трассы А165, по которой до дацана можно доехать за пятьдесят минут.
История этого уникального места
До революции на территории нашей страны существовало несколько десятков буддийских храмов, однако к 1937 г. большинство из них закрыли или снесли.
История Иволгинского дацана берет свое начало еще со времен началась ВОВ. Тогда местная буддистская община, которой руководили ламы, вернувшиеся из лагерей и ссылок, смогла собрать невероятные по тем временам деньги – несколько сотен тысяч рублей, которые передала на нужды армии.
И уже после победы – в мае 1945 г. - народным комиссариатом Бурят-Монгольской АССР было издано постановление о строительстве буддийского храма в местечке под названием Ошор-Булаг недалеко от села Верхняя Иволга. По слухам, добро на это дал сам Сталин.
Строительство
Дацан начали возводить в прямом смысле посреди чистого поля. Изначально он выглядел как обыкновенный деревянный дом, однако уже к 1948 г. усилиями буддийской общины было возведено главное здание Иволгинского храмового комплекса. А еще через три года были построены сооружения, имеющие служебное и хозяйственное назначение, и жилье для учителей и монахов. С 1970 по 1976 год на территории комплекса были возведены Цогчен-Дуган, имеющий восемь стен, а также третий соборный храм - величественный Деважин Сумэ.
Описание
В отличие от аналогичных культовых сооружений, Тибета Иволгинский дацан возведен не из камня, а из дерева - одного из основных строительных материалов в Бурятии. Конечно, такое архитектурное решение выглядит несколько непривычным для тех, кто знаком с буддийскими храмами теплых азиатских стран. Однако Иволгинский дацан ничем не уступает им по красоте и изобилию ярких красок.
Такие элементы, как углы крыш, загнутые вверх, а также многочисленные статуи, изображения и изваяния вполне, типичны для подобного рода построек.
На территории комплекса находится десять храмов-дуганов и три ступы. В главном соборном дворце – Цогчен-дугане – возвышается статуя Будды Шакьямуни – духовного учителя всех буддистов. У его входа можно увидеть скульптуры львов. Интерьер богат изображениями на шелковых тканях.
В следующем храме-дворце хранится тело нетленного Хамбо-ламы Итигэлова. В его честь назван и сам дуган.
Кроме главного дворца, в котором сегодня находится тело учителя, на территории комплекса посетители могут увидеть немало интересного, например Чойра-дуган, предназначенный специально для коллективных молебнов, храм Зеленой Тары, Маанин-дуган, перед которым устроен вольер с косулями, тантрический Жуд-дуган, квадратный Сахуюсан-суме, посвященный защищающим буддистов гневным божествам и т. д.
Интересные факты
Главный храм Иволгинского буддийского комплекса был создан по аналогу другого бурятского дацана - Янгажинского, проект которого был разработан и претворен в жизнь при участии самого учителя Хамбо в 1906 г. В 1991 г. после развала СССР на базе «Монастыря Колеса учения» появился университет - первое высшее учебное заведение, которое было создано специально для студентов-буддистов, изучающих философию, медицину, тантрические практики и иконографию.
2002 г. стал особо знаменательным для этого храмового комплекса. Именно тогда обрел тело пребывавшего в нирване ламы Иволгинский дацан. Итигэлов, нетленная земная оболочка которого содержится для максимальной сохранности в отдельном здании, является реликвией этого буддистского центра.
Хуралы
Посещение «Монастыря Колеса учения» позволяет познакомиться с одной из самых древних религий мира. Те, кто приезжает в Иволгинский дацан (Бурятия), судя по отзывам, обретают гармонию, получают ответы на волнующие вопросы и просто отдыхают от мирской суеты. Многие туристы, приезжающие в Бурятию, стараются в первую очередь посетить именно этот буддийский храм. Его посещают все, вне зависимости от вероисповедания. Более того, практически во все туристические туры по республике включен в первую очередь Иволгинский дацан.
Расписание хуралов представлено на официальном сайте и в информационно-визитном центре при монастыре. Если нет возможности лично прийти туда, можно позвонить по бесплатному телефону, указанному на сайте. Хуралы Иволгинского дацана можно посещать ежедневно. Особенно многолюдно бывает в храме в праздники.
История Пандито Хамбо-ламы XII
Хамбо-лама Итигэлов являлся духовным лидером бурятских буддистов. Считается, что он появился на свет в 1852 г. на территории нынешнего Иволгинского региона. Его родители умерли, когда будущий лама был еще маленьким ребенком. В пятнадцатилетнем возрасте Итигэлов пришел в Анинский дацан, где более двух десятилетий изучал буддизм. В дальнейшем он стал религиозным деятелем. В 1904 году его назначили настоятелем одного из буддийских храмов Бурятии, а в 1911 г. выбрали двенадцатым Пандито Хамбо-ламой.
Считается, что когда в июне 1927 года Итигэлов решил уйти в нирвану, он предварительно дал указания своим монахам спустя семьдесят пять лет взглянуть на его тело. Его поместили в саркофаг из кедра и погребли в позе лотоса сидящим. Именно в таком положении он пребывал все время после своего ухода до того, как его вытащили и препроводили в Иволгинский дацан. Итигэлов, вынос тела которого происходит восемь раз в году, является загадкой для ученых. Дело в том, что после ухода его дважды осматривали ламы - в пятидесятых и семидесятых годах прошлого столетия. И оба раза они приходили к заключению, что тело Пандито Хамбо-ламы XII не подверглось изменениям.
В сентябре 2002 года Аюшеев - тогдашний Хамбо-лама - вместе с другими монахами вытащил куб, в котором сидел Итигэлов. Сразу же после поднятия тела ученые взяли некоторые элементы его биологических тканей. Лабораторные исследования и анализы показали удивительную вещь: ткани Пандито Хамбо-ламы не подверглись омертвлению. Однако в 2005 году дальнейшее изучение феномена Итигэлова было прекращено. Исследования запретил Аюшеев. Лама Иволгинского дацана, который ухаживает за телом Итигэлова, утверждает, что у него постоянно изменяется температура. Более того, у него на лбу периодически появляется испарина. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году. Во время важных религиозных праздников, когда проводятся торжественные хуралы в Иволгинском дацане, Итигэлова можно увидеть и получить его благословение.
Что можно увидеть
Посещающие этот буддистский комплекс туристы могут самостоятельно крутить вращающиеся молитвенные барабаны – хурдэ, вешать на ветках деревьев и кустов цветные кусочки тканей с текстами определенных мантр, с именами людей или особыми пожеланиями, которые непременно услышат божества. На специальных алтарях - хадаки - многие оставляют ритуальные синие шарфы: считается, что они символизируют гостеприимство и бескорыстие.
На территории Иволгинского дацана есть волшебный камень. Согласно древним преданиям, к нему однажды прикасалась сама Зеленая Тара-прародительница всех Будд. Говорят, что эта реликвия имеет колоссальную силу и даже способна исполнить любое желание. Причем это можно проверить сразу. Для того чтобы узнать, сбудется желание или нет, человеку нужно отойти от камня на десять шагов, закрыть глаза и с вытянутой рукой направиться навстречу этому артефакту. Если люди попадают точно в него, при этом не столкнувшись с другими препятствиями, то загаданное произойдет непременно.
Правила
Перед тем как посетить Иволгинский дацан, человек должен осознать, что он едет не только в музейный комплекс, но и в действующий буддийский монастырь. Поэтому посещение такового предполагает соблюдение определенных требований. Запрещено курить и употреблять алкогольные напитки на территории дацана, не разрешается снимать на фото- или видеокамеру внутренние помещения.
Женщины могут не покрывать свои головы перед входом в дуганы. Гости не должны поворачиваться спиной к Будде, а также во время молитвы отвлекать внимание присутствующих разговорами.
Похожие статьи
- Буддизм в России: история и развитие
- Бурят-монгольский волкодав: описание породы, характеристики и особенности
- Курорт "Аршан", Бурятия: как добраться до санатория, отзывы о лечении
- Главные достопримечательности Бурятии: заповедники, дацаны и старообрядческие деревни
- Буддизм - праздники, традиции, обычаи. Основные буддийские праздники
- Финская писательница Туве Янссон: биография, личная жизнь и творчество
- Храм Лотоса в Индии: фото и описание