Смешанная экономическая система. Модели смешанной экономики
Как только появилась и стала активно развиваться рыночная экономика, большинство государств пришло к выводу, что ни один из существовавших на тот период режимов хозяйствования не отвечал предъявляемым требованиям. Возникла необходимость в формировании качественно новой структуры. Она должна была способствовать внесению изменений в функционирующие экономические системы. Смешанная экономика наиболее эффективно справляется с данной задачей. Далее рассмотрим эту форму ведения хозяйства более подробно.
Общие сведения
Рыночная и смешанная экономические системы используются сегодня во многих странах. Однако между темпами развития государств, идущими данным путем, просматриваются достаточно четкие различия. Смешанный тип экономической системы сочетает в себе признаки других режимов хозяйствования. Выбирая его, каждая страна развивается исключительно индивидуально. Это обуславливается тем, что государства сами выбирают, какие модели смешанной экономики использовать. В каждой схеме свои элементы, те или другие черты. Именно поэтому так явно различие между Россией, Америкой и прочими государствами.
Теоретические аспекты
Смешанная экономическая система обладает специфическими признаками. Одной из основных особенностей считается наличие такого направления, как свободное предпринимательство. Следует сказать, что оно возможно при условии использования в смешанной экономике черт рыночной организации ведения государственного хозяйства. Еще одним характерным признаком выступает многосекторность. Она предполагает наличие множества равноправных сегментов. Их соотношение зависит от территориальной и национальной особенностей страны. В качестве основных целей, которые преследует смешанная экономическая система, выступает обеспечение наиболее полной занятости населения, повышение потенциального ВВП, а также антикризисное регулирование.
Место государства
Оно выступает в качестве организатора. Вместе с этим, государство не оказывает существенного влияния на экономику. Оно может размещать от себя заказы на выполнение работ, оказание услуг или производство продукции. Это черта, которой обладают и командная, и смешанная экономические системы. В качестве муниципальных и государственных заказчиков могут выступать органы госвласти РФ, ее субъектов, территориальные структуры, уполномоченные указанными подразделениями получатели бюджетных активов. Власть также обеспечивает социальную защиту населения. Такая поддержка дает возможность существовать определенным слоям граждан, имея хотя бы продукты первой необходимости. Государство также производит перераспределение доходов, сглаживая их первичную неравномерность. Данная политика выступает как один из наиболее важных инструментов управления.
Специфические черты
В первую очередь следует отметить, что рыночная экономика сочетает в себе устойчивость государственного регулирования, необходимую для максимального удовлетворения потребностей, а также гибкость самоуправления, что требуется при реализации личных запросов. В режиме новой организации хозяйствования следует обеспечить:
- Социальную справедливость.
- Стабильность экономического развития.
- Эффективность хозяйствования.
Для достижения этих целей и используется смешанная экономическая система. Этот механизм способствует достижению сбалансированности между совокупным спросом и предложением.
Основные принципы
В каждом отдельном государстве приоритеты расставлены по-разному. Тем не менее все модели смешанной экономики основываются на трех главных принципах. К ним относят:
- Процесс приватизации (земли в том числе) будет идти до тех размеров и до того времени, пока на "содержание" рыночного сектора не перейдет весь государственный.
- Обратную пропорциональность. Это положение можно объяснить следующим образом: на сколько будет увеличиваться рыночный сектор, на столько (в рамках установленной потребности) будет уменьшаться государственный сегмент.
- Прямую пропорциональность. Здесь речь идет о том, что экономическая "обеспеченность" государственного сектора напрямую зависит от эффективности финансового потенциала рыночного сегмента.
Процесс становления новой организации хозяйства
Смешанная экономическая система испытывала достаточно серьезные трудности еще в XIX столетии. Для того времени были характерны низкие зарплаты, ненормированный рабочий день, высокий показатель безработицы. Все этим факторы вызывали у населения вполне обоснованные недовольства. К концу 20-х - началу 30-х годов на Западе началась "Великая депрессия". В результате нее были разрушены финансовая и денежная системы. Предприятия охватила волна банкротства, началась массовая безработица. Эта ситуация спровоцировала недоверие к рыночной системе и со стороны предпринимателей, и со стороны рабочих. В дальнейшем интересы разных социальных слоев в некотором роде объединила смешанная экономика. Первые идеи о ней начали формироваться к началу ХХ века. Однако споры по поводу них ведутся и в настоящее время. В рамках смешанной экономики управление частного сектора осуществляется посредством рыночного механизма. Опираясь на него, государство и правительство, в свою очередь, воздействует на хозяйственную сферу с помощью фискальных рычагов и директив.
Модели
Как выше было сказано, в каждой стране власть сама выбирает принципы, которым будет следовать при организации и ведении своего хозяйства. Это, собственно, и обуславливает многообразие существующих смешанных экономических систем. Большое значение в данном случае имеют, несомненно, хозяйственные факторы. К ним, например, можно отнести регулирование народного хозяйства, взаимодействие государства и рынка и прочее. Однако немаловажными являются и непосредственно особенности самого государства. Это в первую очередь его географическое положение, менталитет населения, ориентированность на увеличение военной мощи и так далее. Все существующие системы, тем не менее, условно можно разбить на несколько групп. Классификация может осуществляться в соответствии с разными признаками.
Степень участия государства
При минимальном внедрении власти в экономику в качестве основной задачи административного аппарата выступает обеспечение организации хозяйства необходимым финансированием. Оно должно предотвращать инфляцию. Вместе с этим, государство занимается регулированием внешних эффектов. К ним относят процесс перераспределения доходов граждан, решение экологических задач, проблем здравоохранения. Регулирование нерыночного сегмента предполагает государственный контроль в научной, образовательной, коммуникационной, оборонной сферах. В рамках данной модели власть, по сути, только обеспечивает благоприятные условия для развития свободного предпринимательства и осуществляет защиту отечественных производителей на мировом рынке. Такая схема ведения хозяйствования имеет место в Америке. В этой стране больший объем ВНП производится посредством рынка, а небольшая часть – за счет государства. В противовес данной схеме выступает другая форма организации хозяйства. В этой модели предполагается максимальное участие государства в развитии экономики. Административный аппарат самостоятельно ведет разработку законодательства, которое регулирует деятельность в хозяйственной сфере. Вместе с этим государство ведет активную борьбу против таких явлений, как кризис, инфляция, спад производства, безработица. В его задачи также входит уменьшение бюджетного дефицита, повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Государство также осуществляет национализацию собственности. При реализации данной модели особая роль принадлежит прогнозированию и планированию. Эти мероприятия помогают заранее рассчитать объем расходов, что, в свою очередь, способствует более точному составлению бюджета и назначению цен на продукцию.
Прочая классификация
Существует еще несколько моделей смешанных систем. В частности, выделяют неоэтатистский вариант. Он основывается на кейнсианской концепции. В рамках данной модели предусматривается большое воздействие государства на экономику. Эта схема характерна для Италии, Великобритании, Франции, Японии. Неолиберальный вариант представляет собой систему социального регулирования экономики. В данной схеме большое значение отводится работнику в управлении предприятием. Такой вариант использовали ФРГ и США.
Похожие статьи
- Типы экономических систем и их характеристика. Оценка экономической системы
- Что такое экономическая система: определение, структура, типы и модели
- Смешанная экономика: основные признаки системы
- Типы экономических систем
- Традиционная экономическая система. Виды экономических систем
- Основные виды экономики
- Командная экономика: виды и признаки