Самолет АН-74: технические характеристики

0
0

Самолет АН-74 спроектирован на базе «транспортника» АН-72 для осуществления перевозок в условиях Арктики. Разработчиком воздушного судна является киевский АНТК им. Антонова. Модель введена в эксплуатацию 3.07.1991 года, с тех пор используется авиакомпаниями более двадцати стран мира. Существуют гражданские и военные модификации, которые, в свою очередь, подразделяются на грузовые, грузопассажирские, пассажирские, специальные, военно-транспортные и патрульные.

АН-74

Краткое описание и назначение самолета

Самолет АН-74 собой представляет свободнонесущий цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом малой стреловидности и Т-образным однокилевым оперением. Силовая установка самолета включает в себя два турбовентилируемых двухконтурных двигателя Д-36 сери 1-А, которые консольно закреплены на центроплане таким образом, что их реактивные струи обдувают верхнюю поверхность крыла, создают дополнительную подъемную силу.

Самолет рассчитан на использование в самых экстремальных климатических условиях в диапазонах рабочих температур от -60 до +45 градусов Цельсия, на высокогорье, однако его основное предназначение – осуществление деятельности в Арктике, Антарктиде и смежных регионах.

Предназначен АН-74 для ведения визуальной ледовой разведки, проводки судов, перевозки грузов и пассажиров, поиска косяков рыб, выполнения специальных работ при организации дрейфующих научных станций и обеспечения научно-исследовательских работ в центральном арктическом бассейне.

Сертификация

Воздушное судно отвечает требованиям норм летной годности самолетов и дополнительным требованиям к летной годности самолета АН-74, учитывавшим его конструктивные и эксплуатационные особенности, образующие вместе с указанными нормами «Сертификационный базис летной годности». Утвержден исполкомом СНЛГ СССР 17.05.1991 года и введен Президиумом Совета НЛГ СССР 3.07.1991 года.

АН-74 характеристики

Экипаж

Минимальный состав экипажа – 5 человек:

  • командир;
  • штурман;
  • второй пилот;
  • бортрадист;
  • бортмеханик.

Разрешены полеты без бортрадиста вдоль трасс МГА, где связь обеспечена в МВ-диапазоне. Максимальное количество пассажиров – 10 человек (в грузопассажирском исполнении).

АН-74 технические характеристики

АН-74: характеристики двигателя

Установлен маршевый двигатель Д-36 серии 1А. Турбореактивный агрегат Д-36 сер. 1А выполнен с осевым компрессором по трехвальной схеме, кольцевой камерой сгорания, промежуточным корпусом, пятиступенчатой турбиной и раздельными нерегулируемыми выходными соплами внутреннего и наружного контуров. Масса установки (сухая) – 1,1 тонны.

Данные мотора по режимам:

Расход топлива, кг/Кг.час

Тяга, Кг

взлетный режим

0,375

6500

номинальный режим

5000

максимальный крейсерский режим

0,65

1600

режим земного малого газа

400

Время непрерывной работы Д-36 на взлетном режиме составляет не более 5 мин., на режиме земного малого газа - не более 30 мин., на номинальном и крейсерском режимах – без ограничения в пределах ресурса конкретного самолета.

Вспомогательный газотурбинный двигатель

Двигатель ТА-12 вспомогательной силовой установки (ВСУ) – газотурбинный одновальный с отбором сжатого воздуха и электрической энергии переменного тока располагаемой мощностью 40 кВА. Агрегат устанавливается в негерметизированном отсеке правого обтекателя шасси самолета и предназначен для:

  • воздушного запуска маршевых двигателей Д-36 на земле на высотах до 3600 м и в полете на высотах до 6000 м;
  • питания сжатым воздухом системы кондиционирования воздуха самолета на земле на высотах до 3600 м;
  • питания бортсети самолета электроэнергией переменного тока на земле на высотах до 3600 м и в полете при отказе основных источников электропитания до 9000 м.

Двигатель ТА-12 состоит из редуктора, четырехступенчатого осевого компрессора, противоточной кольцевой камеры сгорания, трехступенчатой осевой турбины.

Применяемое топливо

Для заправки АН-74 применяются следующие топлива: PT, TC-1 и T-1 без противокристаллизационных жидкостей. Разрешается смешивать указанные марки горючего в любых пропорциях и применять их с присадками «Сигбол», жидкостями «И», «И-М », «ТГФ», «ТГФ-М» и их аналогами. Разрешается применять топливо зарубежных марок и с присадками, отвечающими принятым стандартам.

Самолет АН-74

Взлетно-посадочные характеристики

В списке указаны основные параметры АН-74, технические характеристики по массе и скорости полета:

  • Максимальная взлетная масса – 34 800 кг.
  • Максимальная посадочная масса при посадке на снежную и грунтовую ВПП – 30 000 кг, на ледовую ВПП – 33 000 кг.
  • Максимальная коммерческая загрузка – 7 500 кг.
  • Максимальная масса заправляемого топлива – 13 210-13 700 кг.
  • Скорость полета: Д36-1А – 500 км/ч, Д36-2А – 700 км/час.

Шасси

Шасси самолета исполнено по трехопорной схеме, состоит из передней и двух основных опор. Основная опора состоит из двух стоек, на каждой из которых установлено тормозное колесо КТ192А, с шинами 1050x390. На передней опоре шасси самолета установлены нетормозные колеса К327 с шинами 720x310.

Гидросистема

Гидравлическая система состоит из двух основных систем: левой и правой (плюс одной резервной). Основным источником давления в каждой гидросистеме служит гидронасос НП72МВ переменной подачи с приводом от соответствующего двигателя. Подача одного насоса при давлении нагнетания до 145 Кг/см2 (14,5 МПа) составляет не менее 27 л/мин. Рабочая жидкость – АМГ-10. В качестве резервного источника питания служит электроприводная насосная станция НС-14, подключенная к левой гидросистеме.

Ресурс

  • Полный ресурс самолета (до списания) составляет 40 000 летных часов, или 20 000 посадок, или 20 лет эксплуатации.
  • Начальный назначенный ресурс планера, шасси и механических элементов системы управления и изменения конфигурации составляет 10 000 летных часов, 5000 полетов.
  • Начальный назначенный ресурс двигателя Д-36 серии 1А составляет 1000 летных часов.
  • Начальный назначенный ресурс ВГТД ТА-12 составляет также 1000 летных часов или 2500 запусков.

АН-74 цена

Аварийное оборудование

Для обеспечения экстренного покидания экипажа и пассажиров в случае вынужденной посадки самолета на сушу или воду самолет оборудован аварийными выходами, а также снаружи фюзеляжа предусмотрены места вскрытия дополнительных выходов.

На самолете установлено следующее аварийно-спасательное оборудование (АСО): канаты, топор, аптечки, световые указатели с надписями «Выход», система аварийного освещения, средства сигнализации и связи, радиостанции – одна Р-861 и две P-855УМ.

Для проведения полетов над пустынями, арктическими или тропическими районами предусмотрены места размещения снаряжения со средствами жизнеобеспечения людей, соответствующими условиям района. При вынужденной посадке на воду АН-74 сохранит плавучее и устойчивое положение в течение времени, необходимого для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа.

При полетах над водными пространствами дополнительно устанавливается следующее АСО:

а) при продолжительности полета менее 30 минут от берега – спасательные жилеты по количеству перевозимых пассажиров и членов экипажа и один демонстрационный жилет;

б) при продолжительности полета свыше 30 минут от берега – надувные спасательные плоты.

АН-74 ТК-300

Семейство АН-74 ТК-300

Модели данного семейства отличаются расположением силовых агрегатов под крыльями (а не над, как в базовой версии), высокой экономичностью и переработанным салоном в пассажирской модификации. Первоначально задумывалась как модернизация модели 1991 года, но количество новшеств было столь значительным, что ТК-300 можно считать самостоятельным самолетом семейства «Антонов». Первая модель произведена в 2001 году, и к настоящему времени эксплуатируется несколько единиц.

Стоимость

Корпорация Антонова осуществляет продажи различных модификаций АН-74. Цена самолетов стартует от 15 миллионов долларов. Например, внутренние войска Казахстана в 2013 году приобрели Ан-74ТК-200 за 28 млн $. Транспортник специально спроектирован для осуществления гуманитарных и тактических миротворческих миссий, борт способен приземляться на коротких полосах взлета и посадки.