Самолет АН-148. АН-148-100: технические характеристики и фото

0
0

Над созданием поколения воздушных судов семейства АН-148 совместно с предприятием "Антонов" работает 214 организаций из 15 стран мира, включая Россию, Францию и США. Это целое поколение самолетов, которые ориентированы не только на пассажирские, но и на грузопассажирские перевозки. Они могут работать как на региональных линиях, так и ближнемагистральных. Этот воздушный лайнер был призван заменить такие заслуженные самолеты, как ТУ-134, АН-24, ЯК-40.

Он соответствует всем требованиям, предъявляемым мировыми нормами авиаперевозок, которые включают в себя и нормы безопасности и экологии. Также учтены требования будующих фирм, которые собираются эксплуатировать этот тип самолетов.

Выпуск этой линейки воздушных судов налажен и в России в городе Воронеже на ОАО "ВАСО".

История создания

Начало работы над созданием современного варианта летательного апарата было положено еще в 1990-х годах, в конструкторском бюро им. Антонова. Руководителем проекта был в те годы П. Балабуев. Работу над проектированием самолета АН-148 начали в 2001 году. Основой для проектирования послужил авиатранспортный АН- 74ТК - 300.

Изначально АН-74 был запроектирован как авиатранспортный и не предназначался для пассажирских перевозок.

Перенос двигателей на пилон под крыльями самолета позволил повысить топливную эффективность, но не помог АН-74 в борьбе с современными моделями с подобной вместимостью пассажиров.

ан 148

Для улучшения показателей на базе этой модели стали создавать пассажирский самолет с рабочим названием АН-74-68. Предполагалось на новом экземпляре удлинить крыло и фюзеляж, а также установить силовой агрегат Д-36 новой, пятой серии с доработанным реверсом. Новый летательный аппарат предложили обозначить как АН-148.

Начало работы над АН-148

Первые три машины-прототипы начали производить в 2002 году в Киеве. И уже к сентябрю 2004 года первый был изготовлен. В декабре 2004 года самолет (с уже новым названием АН-148) поднялся в поднебесье первый раз. Второй летный экземпляр смогли собрать и направить на летные испытания к апрелю 2005.

На авиазаводах Харькова (Украина) и Воронежа в 2003 году начали подготовку к серийному производству. Первый самолет российской сборки подняли в небо в 2009 году в июле и уже в декабре 2009 АН-148 отработал свой 1-й авиакоммерческий рейс из Санкт-Петербурга в Шереметьево (Москва).

Для АН-148 схема салона была разработана, исходя из международных требований к воздушным судам такого класса.

ан 148 схема салона

Конструкторские решения

Конструкторам АН-148 пришлось проектировать самолет с новыми требованиями к современным самолетам.

Конструктивные особенности:

  • аэродинамическая схема свободнонесущего высокоплана с новым крылом умеренной стреловидности;
  • цельнометаллический фюзеляж круглого сечения типа полумонокок;
  • шасси трехопорное, с носовой стойкой;
  • силовую установку составляет два двигателя Д-436-148;
  • применение схемы, позволяющей повысить защиту двигателя и крыла от повреждений посторонними предметами при взлете (увеличивается безопасность при использовании самолета на галечных, грунтовых, ледовых и заснеженных ВПП);
  • возможность использования на любых аэродромах;
  • большой уровень надежности в эксплуатации.

Все эти достоинства позволяют использовать его на любых аэродромах.

Преимущества АН-148

Самолет оснастили современным навигационным оборудованием и средствами радиосвязи. На панель приборов выведены многофункциональные индикаторы. Все это оборудование, а также электродистанционные системы управления полетами позволяют АН-148 выполнять полеты на любых воздушных трассах, не обращая внимания на сложные погодные условия. Навигационное оборудование позволяет летать днем и ночью на трассах с повышенной интенсивностью полетов.

В самолете оборудовано как ручное, так и автоматическое управление, и есть возможность вести машину по запрограммированному маршруту. Обеспечен автоматический заход на посадку и горизонтальная и вертикальная навигация. Наблюдение за состоянием систем в полете осуществляется автоматически как в самолете, так и на земле.

Размещение подпольных грузовых отсеков удобно по высоте, что не требует специальных погрузочных средств.

Пассажирский салон

В самолете был заново спроектирован и построен пассажирский салон. Причем по уровню комфортности в АН-148-100 места салона в разных модификациях машины отличаются. Есть варианты исполнения как с вип, так и стандартным салоном. Комфорт достигнут рациональным расположением сервисных помещений, оптимизацией общего пространства. Дизайн салона улучшен за счет современных пассажирских кресел и материала отделки. Комфорт полета повышает низкий уровень шума от работающих силовых установок.

ан 148 лучшие места

В эконом-классе расстояние между рядами кресел рассчитано таким образом, чтобы человек среднего роста не упирался коленками в переднее кресло. Над пассажиром располагаются кнопки управления светом, регулятор управления кондиционера, кнопка вызова бортпроводника и светосигнальная надпись.

Стандартная компоновка может отличаться от модели воздушного судна. Так, модель самолёта АН-148-100 рассчитана на перевозку 68 пассажиров. При этом пассажирский отсек разделен на зоны комфортности. Для пассажиров бизнес-класса отведено 8 мест (по два кресла с каждой стороны салона). В "эконом" 2 кресла с одного борта и 3 кресла с другого. Над креслами находятся вместительные полки для ручной клади.

В пассажирском АН-148 салон максимально комфортный. Даже предусмотрена возможность пользоваться услугами интернет и мобильной связью. Также в полете есть возможность для пассажиров пользоваться современной информационно-развлекательной системой.

ан 148 салон

Для ручной клади предусмотрены закрываемые багажные полки с объёмом 4,2 м³, что является самым большим в классе самолетов для ближнемагистральных маршрутов. Суммарный объем багажно-грузового отделения 14,6 м³.

Меры авиационной безопасности

Так как в современной ситуации с авиаперевозками существует вероятность террористических актов и попыток угона самолета конструкторы предусмотрели и разработали целый комплекс мер для обеспечения авиационной безопасности.

самолет ан 148

На самолет АН-148 установлены пуленепробиваемые двери для экипажа воздушного судна, при этом для связи экипажа с бортпроводниками оборудовали устройства радио и видео связи. Для наблюдения за состоянием безопасности в салоне тоже установлены видеокамеры. В кабине экипажа отведено специальное место для хранения оружия и боеприпасов. В самолете предусмотрены замаскированные подходы и противоугонные устройства. Для блокирования подозрительных устройств, найденных на борту самолета, устроено специальное место.

Модификации самолета

Модели АН-148 отличаются между собой разной пассажировместимостью – от 65 до 85 пассажиров. Различаются и варианты исполнения грузовой двери: как боковым исполнением, так и с задним люком – рампой. Модификации повышенной пассажировместимости рассчитаны на 90 человек. Разные варианты уровня комфорта для пассажиров. Также налажено производство самолетов специального назначения.

Серии самолетов АН и их особенности:

  • АН-148-100 – обеспечивает перевозку на расстояние от 2000 вплоть до 3 000 км;
  • 148-100В – дальность перелета до 4 000 км;
  • 148-100Е – грузоперевозка на дальность до 4 500 км;
  • 158 (АН-148-200) – с удлинённым фюзеляжем и количеством пассажиров до 99 человек.
  • 168 – специальная серия АН-148 с оборудованным вип-классом.

Техническое обслуживание

Воздушные суда этой серии продуманы таким образом, чтобы техническое обслуживание самолета проводилось согласно требованиям международных стандартов и могло поддерживать состояние готовности к полетам в условиях интенсивной эксплуатации 300–375 часов в месяц. На предприятии "Антонов" обеспечено проведение поддержки заказчика в течение 24 часов. Плановый техосмотр проводится ежедневно 1,3 человеко-часа на 1 час налета, 30 минут транзитное ТО, на замену двигателя отводится 2 часа.

Для самолета АН-148 схема обслуживания разработана очень удобно.

ан 148 схема

Детские болезни

При эксплуатации стали выявляться множество недостатков, которые требовали дальнейшей доработки серийного самолета. В прессу просочились данные о том, что с июня по сентябрь 2010 года было обнаружено 235 неисправностей. И из-за них один борт не смог подняться в воздух 89 дней. Но в комментариях пресс-службы авиакомпании не раз заявляли, что это всего лишь проблемы "обкатки" новой машины, при этом говоря, что и "не сразу Boeing строился".

Внутреннее содержание

Для поддержания рентабельности пришлось убрать на АН-148 лучшие места из салона бизнес-класса и увеличить вместимость до 83 кресел. Но довести до безубыточной эксплуатации так и не получилось. Немалую роль в этом играет пассажиропоток на маршрутах воздушной сети "России".

ан 148 100

Самолет АН-148 закупался с целью его эксплуатации на коротких перелетах. Сначала его предполагалось использовать на маршруте С-Петербург – Москва. Но с тех пор пассажиропоток на этом направлении возрос, и набор пассажиров стал возможен и для больших машин. Его пришлось заменить на Airbus A319. В компании "Россия" были попытки поставить воздушное судно на маршруты продолжительностью до четырех часов, при этом на АН-148-100 лучшие места были убраны.

Но возникла проблема в удобствах для пассажиров самолета. На такие дальние перелеты на нем летать нельзя. В первую очередь основная причина – это посадочная масса и комфорт салона. И у компании возникла дилемма – либо поставить машину на стоянку, либо гонять на дальние маршруты, но с убытком для себя.

Непростое решение

Первые неприятности, с которыми столкнулся АН-148, начались в 2012 году. Тогда авиакомпания "Аэрофлот" аннулировала заказ на добавочные самолеты в количестве 6 штук для петербургской авиакомпании. Причиной такого решения стала резко возросшая цена на продукцию Харьковского завода. В ответ на отказ "России" от закупок самолета президент Украины Петр Порошенко заявил о своем выборе АН-148 в качестве президентского самолета.

Судьба авиазавода в Воронеже, который был настроен на серийное производство АН-148, пока неясна. Но, скорее всего, для завода настанут тяжелые времена. На ВАСО еще собирают небольшую партию ИЛ-96 по заказам Управделами Президента РФ.

Но есть возможность получить заказы на сборку турбовинтовых ИЛ-112. Также есть решение о выпуске ИЛ-86, на базе которого будет создаваться топливозаправщик. Собирая даже по паре машин в год, предприятие будет полностью загружено.

Что касается судьбы АН-148 в петербургской компании "Россия", то они будут выведены из состава флота и переданы силам МЧС России.