Исторические мелодрамы: изысканно и волнующе о достоверном
Костюмные или исторические мелодрамы являются подвидом кинематографа, в котором изображаются какие-либо исторические личности или же волнующие события, с ними связанные. Существуют историко-биографические мелодраматические картины – в них показываются реальные истории из жизни исторических деятелей, иллюстрируется их путь к успеху или поражению, любовные связи, переживания, трагедии. Также есть историко-приключенческие – в них описываются вымышленные персонажи из прошлого, часто в этих кинокартинах присутствует остросюжетная интрига. Зачастую исторические мелодрамы являются экранизацией исторического романа.
Классические экранизации
В 1930 году ныне всем известный Дэвид Селзник сделал себе имя на экранизациях классической литературы. Спродюсированный, а также и профинансированный Селзником фильм-мелодрама под названием «Унесенные ветром» очень долго держал рекорд по кассовым сборам. После окончания войны крупнобюджетные кинопроекты продолжили снимать Лукино Висконти и Дэвид Лин. Стоит выделить многочисленные фильмы по романам Джейн Остин и Чарльза Диккенса. Они характерны для британского кинематографа, славившегося тонкими и тактичными экранизациями классической литературы – от «Тома Джонса» и до «Опасных связей» Фрирза.
Мелодраматизация истории
В истории кинематографа известно множество случаев «мелодраматизации истории», то есть превращения ее во внешний антураж личностно-интимных коллизий, на их основе и снимают исторические мелодрамы. Также встречаются тенденции к «историзации» мелодраматической истории, которые тоже зачастую составляют основу сюжетной линии кинолент данного жанра. Характерным примером этого является фильм «Чертово колесо» (или «Моряк с «Авроры») снятый по сценарию А. Пиотровского. Это довольно мрачная мелодрама, в основу которой положен рассказ В. Каверина «Конец хазы». Или итальянская кинолента режиссера Л. Висконти «Чувство», действие которой разворачивается в 1866 году в Венеции, в последние дни австро-венгерской оккупации.
Историческая модернизация
Современная киноиндустрия довольно часто снимает исторические мелодрамы. Эти картины интересны прежде всего тому, кто неравнодушен к истории человечества, стран мира, великих империй и также тем, которые вдохновляются историями о запретной любви, коварстве, интригах, в былую пору царящих под сводами дворцов королей и султанов, графских поместьях. Представленный ниже список фильмов содержит специально подобранные исторические мелодрамы (зарубежные), которые были выпущены в прокат до 2000 года:
- «Наполеон и Жозефина - история любви», США (1987).
- «Любовь императора Франции», США (1954).
- «Имперская Венера», Франция (1963).
- «Мадам дю Барри», Франция (1954).
- «Принцесса Клевская», Италия-Франция (1961).
- «Тысяча дней Анны» или «Анна на тысячу дней», Великобритания (1969).
Современность не выглядит недоработкой
Исторические фильмы-мелодрамы, которые вышли в прокат после 2000 года, отличаются заметным новаторским подходом и к процессу съемки, и к прочтению оригинальной истории. Все их персонажи выглядят очень современными, их манера поведения, разговор, логические рассуждения не похожи на классические образцы той эпохи. И это не выглядит недоработкой, скорее напротив, заставляет задуматься о том, насколько современный обыватель отличается от представителя ушедшей эпохи. Исторические мелодрамы, опубликованные в этом разделе, отличаются от подобных интригующим сюжетом и масштабными декорациями, они придутся по вкусу даже самого закоренелому снобу:
- «Молодая Екатерина», США (1991).
- «Екатерина Великая», Великобритания (2005).
- «Екатерина Великая», Австрия-США (1995).
- «Королева Кристина», США (1993).
- «Мария Стюарт», Италия (2008).
- «Еще одна из рода Болейн», США-Великобритания (2008).
- «Еще одна из рода Болейн», Великобритания (2003).
- «Леди Джейн», Великобритания (1986).
- «Королевская шлюха», Великобритания-Италия-Франция (1990).
- «Маркиза», Франция (1997).
- «Честная куртизанка», США (1998).
- «Обнаженная Маха», Испания-Италия-Франция (1999).
- «Королева и кардинал», Франция (2009).
- «Наполеон», Германия-США-Канада-Италия-Франция-Чехия-Великобритания-Испания- Венгрия (2002).
Без сюрреализма
Отечественные исторические фильмы-мелодрамы сняты достойно и действительно имеют кинематографическую ценность. Российским кинематографистам не приходит на ум добавить в ленту какого-либо сюрреализма, руководствуясь в большей части коммерческими соображениями и в меньшей доле эстетическими. Это не может не радовать. Исторические мелодрамы (русские) отличаются большей достоверностью и наименьшим искажением реальных исторических фактов. Лучшими представителями считаются: «Романовы: Венценосная семья» (2000), «Ермак» (1996), все части «Тайн дворцовых переворотов» («Падение Голиафа», «Вторая невеста императора», «Я император», «Смерть юного императора», «Завещание императрицы»), а также «Батальонъ» (2014) и «Утомленные солнцем» (1994).
Похожие статьи
- Интересные исторические фильмы: список лучших
- Исторический любовный роман - список, особенности и интересные факты
- Хорошие любовные романы и их экранизации
- Самый лучший исторический фильм. Рейтинг лучших исторических фильмов
- Алексей Барабаш: биография, фильмография, личная жизнь и интересные факты
- Лучшие итальянские комедии: список, рецензии
- Самые лучшие сериалы про любовь: обзор, рецензии и отзывы