Психологические игры для детей. Психологические игры для подростков
Психологические игры необходимы для детей, так как именно в них заложена интуитивная схожесть взрослого и малыша. С их помощью ребенок готовится к будущему труду, взрослой жизни, закладываются определенные методы воспитания. Важно, чтобы детям были доступны разные игры – это поможет наполнить их выдуманный мир жизненным содержанием. Тогда реальная жизнь ребенка будет интересной и разнообразной.
Игры в жизни ребенка
Психологические игры для детей дают возможность познать сложный окружающий мир, учат правильно воспринимать полученные знания, стимулируют работу мозга. Для полноценного развития ребенок должен принимать участие в активных занятиях, особенно на улице.
Очень важно, чтобы малыш как можно чаще бывал на свежем воздухе, двигался, получал солнечные ванны – ведь это все нельзя восполнить, находясь дома за компьютером. Со своим чадом можно пойти на площадку, совершить прогулку на велосипедах, покататься на роликах – все эти, казалось бы, простые занятия, положительно сказываются на здоровье вашего малыша.
Игры дома
Находясь дома, можно найти интересные и развивающие игры для вашего ребенка. Из разных подручных средств можно смастерить любую аппликацию, поделку или даже пошить игрушку. Уделяя время своему ребенку, вы с ним сближаетесь, становитесь ему другом, а в процессе игры можете выявить потребности вашего малыша, о которых вы не знали, так как во время игрового действия ребенок раскрепощается, становится открытым. Он, не задумываясь, в развлекательной форме может высказать свои переживания.
Существуют разные психологические игры для дошкольников. Они могут быть индивидуальными, для нескольких человек или для больших коллективов.
Значение игр
Все игровые действия делятся на физические, интеллектуальные и психологические. Они направлены не только на веселье, но и на развитие подрастающего поколения. С помощью различных развлечений родители могут выявить у ребенка способности или талант к чему-либо. Игра помогает ребятам адаптироваться в социуме, принять общество, в котором они живут, получить своеобразный опыт. Через игровую деятельность малыш осваивает правила, принятые в жизни, он начинает ощущать себя частью общества, формирует себя как личность.
Психологические игры
Кроме познания окружающей среды, ребятишки знакомятся с собственной душевной организацией, а значит психологические игры очень полезны и важны для развития малыша.
К сожалению, не всегда родители задумываются о психологических проблемах своих чад. Детки очень часто страдают от невнимания, им кажется, что взрослые недостаточно понимают их. Некоторым ребятам мешает застенчивость, которая затрудняет их пребывание в детском коллективе. Занимаясь психологическим воспитанием своего ребенка, следует помнить о чувстве меры, иначе можно вырастить из своего малыша «хозяина жизни».
Виды игр
- Оболочки игр. В основе лежит сюжет, являющийся общей декорацией, с помощью которой решаются психологические задачи.
- Переживание через игру. Психологические игры, с помощью которых происходит переживание отношений персональных либо межличностных, осознание личного эго в определенной жизненной ситуации.
- Драматические игры. Помогают участникам сделать самостоятельный выбор в какой-либо ситуации и прожить сложившиеся последствия.
- Проектные игры. Предполагают осмысление поставленных задач в неигровой действительности, достижение определенных целей, налаживание отношений с другими людьми.
Пример игры
Чтобы помочь ребенку раскрыть уверенность в своих силах, рекомендуется проводить разные психологические игры для школьников.
Игровое действие называется «в темноте». Название совершенно не означает, что свет будет отключен, но вот действующим лицам придется все время находиться с закрытыми глазами. Вам понадобится водящий, который будет наблюдать за всем происходящим, он выбирает тему, совершенно любую. Участники расставляют стулья и садятся, ведущий дает тему для разговора, все начинают беседу, и тут ведущий просит закрыть всех глаза и предлагает продолжить игру.
Такое действие вначале смутит участников, разговор может продвигаться медленно или прерваться вообще. Цель ведущего – поддержать беседу, заинтересовать игроков и довести игровое действие до конца. Суть в том, что ведущий сможет выявить лидера, ведь человек не видит игроков, а значит не знает, кто хочет говорить, и вступление в общение зависит только от участника и его решительности. Такая игра помогает проявлять больше мимики, ведущий сможет увидеть перемену настроения на лицах участвовавших.
Для малышей
Психологические игры для детей помогут выявить задатки лидерских способностей, а также раскрепощают малышей и помогают им стать более активными.
Предлагаем для ребят дошкольного возраста игру с интригующим названием «Елки растут в лесу». Группа малышей замыкает кольцо, держась за руки. Они начинают ходить и приговаривать «Елки растут в лесу, елки растут в лесу...». Водящий, который находится в середине, осматривает ребят, вертится, один малыш из круга должен выпрыгнуть и крикнуть «Ой», но совершить это тогда, когда ведущий его не видит, в это время ребята сжимают руки. Если же водящий увидел, кто собирается выбежать в середину, он трогает его, и игрок выходит в общий круг. Водящий интересуется у него: «Что с тобой?» Ребенок, который оказался в центре, должен придумать ответ, связанный с елкой. После ответа он возвращается в круг, и выпрыгивать может уже кто-нибудь другой. Важный момент – нельзя повторять ответ на вопрос водящего.
Для подростков
Психологические игры для подростков помогают наладить контакт со сверстниками, выявить активных участников. Такие игровые действия подходят для небольших групп, коллективов в лагерях или на базах отдыха, то есть в местах, где дети находятся не один день.
Итак, действие «Полицейская академия». Конечно же, выбираем ведущего, который пишет имена и фамилии всех участников, сворачивает все бумажки, смешивает. Игроки произвольно выбирают записки, то есть у каждого окажется листок с чьим-то именем.
Каждый ребенок является одновременно и преступником, и полицейским. Суть мероприятия заключается в том, что участники считают себя правоохранителями, но для игрока, который получил бумажку с его именем, он преступник, которого необходимо поймать. Ребята не владеют информацией, кто их преследует, а выяснить это можно, проявив бдительность. Задача игры в том, чтобы участники выявили вора. Нужно показать ему листик с его именем, после этого преступник выбывает из игры.
Роль ведущего – следить за задержаниями и вести запись. Это поможет понять, кто и сколько поймал воришек. Позже такой список поможет выявить человека с более выраженными лидерскими способностями. Такие психологические игры для подростков – мощный инструмент самопознания.
Психологический аспект жизнедеятельности человека эффективен, когда он проходит через деятельность, интересную для исследователя. Социально-психологические игры помогают детям и взрослым глубоко проникнуть в реальность их жизни. Они могут обладать развлекательной функцией, коммуникативной. Они позволяют человеку раскрыть свой творческий потенциал, помогают справиться с трудными жизненными ситуациями, выявить неправильное развитие в поведении, дают ребенку или взрослому возможность войти в социум, понять его нормы.
Самая знаменитая игра
Изучить психологические ролевые игры поможет «Мафия». Принимать участие в игровом действии рекомендуется с тринадцати лет. Участников должно быть не меньше восьми и не больше шестнадцати.
Основной смысл: жители города хотят посадить в тюрьму всех криминальных авторитетов, но мафия так просто не сдается и объявляет войну горожанам. В начале игрового действия водящий раздает игрокам по одной карте, которая определяет принадлежность участника к мафии или к жителям города. Действие игры проходит днем и ночью. В темное время мафия активизируется, а днем бодрствуют горожане.
Сначала все участники ведут свой образ жизни, но в процессе их становится все меньше. Конец действию наступает тогда, когда победу одерживает одна из команд: либо убиты все местные жители, либо мафия поймана.
Для родителей на заметку
Психологические игры и упражнения можно проводить самостоятельно, необязательно обращаться за помощью к специалистам. Такого рода занятия рекомендованы для детей школьного возраста, но также могут быть использованы для малышей и подростков.
Психологические игры – это часть целого творческого процесса, который поможет настроиться на креативный лад, «подпитать» ум творчеством и принести новые идеи.
Пример универсального упражнения
Ведущий показывает картинку с любой житейской ситуацией, а игроки должны придумать каждый свою версию того, что было изображено. Они говорят и о том, какие могут быть последствия. Такое упражнение позволяет развивать творческое мышление, проявлять любознательность. Игра психологический возраст не подразумевает: она доступна для всех, главное – правильно подобрать ситуации.
Похожие статьи
- Игры на корпоратив веселые и смешные
- Игры, викторины, конкурсы в лагере для детей
- Основные психологические особенности детей 5-6 лет
- Интеллектуальные вопросы с ответами. Вопросы для интеллектуальной игры
- Конкурсы для детей 10 лет. Детские конкурсы и игры
- Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов
- Развитие ребенка 2 лет. Психологическое и физическое развитие ребенка в 2 года