Датчик положения дроссельной заслонки. Замена датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки необходим современному автомобилю для обеспечения правильной работы. Система управления двигателем использует алгоритмы, в которых принимает участие множество параметров. В их число входит и текущее положение дроссельной заслонки. Благодаря этому параметру микропроцессор определяет, какое количество воздуха и бензина следует подать в топливную рампу для образования смеси с необходимыми пропорциями. Эти данные заложены во внутренней памяти.
Как работает датчик
По сути, это простейший потенциометр. Не стоит путать, прибор этот измеряет не разность потенциалов. Это не что иное, как знакомый каждому переменный резистор. Другими словами, датчик состоит из следующих элементов:
- Ротор.
- Неподвижная пластина с резистивным слоем.
- Подвижный контакт (крепится на ротору).
Ничего сложного, но при выходе из строя такого простого прибора происходит нарушение в работе всего двигателя. Обороты нестабильны, порой и вовсе мотор глохнет, чем озадачивает водителя. Кроме того, все признаки очень похожи на те, которые характерны при поломке датчиков расхода воздуха, давления в рампе.
Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗа, как и любого автомобиля другой марки, использует в принципе своего действия линейное увеличение напряжения на выходе благодаря изменению сопротивления. Но чтобы удостовериться в работоспособности прибора, его нужно проверить.
Где находится датчик?
Если вы знаете основные узлы своего автомобиля, то отыскать местонахождение датчика не составит большого труда. Впрочем, само его название говорит о том, где он находится. Открываете капот, внимательно смотрите на двигатель, а именно – на место соединения воздушного фильтра и дроссельного узла. Вы увидите патрубок, в котором находится заслонка. Именно на ее оси располагается датчик положения. Он подключается к системе управления при помощи трех проводов. Если испытываете трудности, то обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля.
Исправен ли датчик?
А вот теперь стоит поговорить о том, какие признаки сопровождают выход из строя этого датчика. Идеальная работа инжекторного мотора – это стабильные обороты, прекрасная приемистость, плавный и быстрый разгон. Но вот если система управления не может считать все параметры, то происходит сбой. Все неисправности датчика положения дроссельной заслонки сопровождаются повышением холостых оборотов. Порой даже двигатель глохнет при установке рычага коробки скоростей в нейтральное положение.
Также прибор может неправильно функционировать, например, при окислении или подгорании контактов. Тогда обороты холостого хода будут неустойчивы, они постоянно изменяются. А когда разгоняетесь, ощущаются сильные рывки, будто мотору не хватает воздуха или подача топлива в камеры сгорания нестабильна. Соответственно, динамика ухудшается во много раз. Причем контрольная лампа, которая сигнализирует о поломках в системе двигателя, может не загораться.
Причины выхода из строя датчика
Если углубиться в изучение этого вопроса, то окажется, что причин не очень много. Стоит только поразмыслить логически - все встает на свои места. Влияет на ресурс степень естественного износа. Ползунок находится чаще всего в двух положениях: одно соответствует холостому ходу, а второе - крейсерской скорости. Первый случай наиболее часто встречается, резистивный слой стирается в самом начале хода. Вследствие этого нарушается работа датчика, он не способен линейно изменять напряжение на своем выходе.
Нередко разрушаются подвижный контакт и ротор прибора. Образование небольших задиров на соприкасающихся поверхностях приводит к поломке всего датчика. Результат не заставляет себя ждать – резистивный слой и контакт ползунка не связаны электрически, регулировка напряжения не происходит. Следовательно, блок управления не может увидеть текущее положение дроссельной заслонки.
Проверка датчика
Для диагностики вам потребуется всего один прибор – мультиметр. Без него невозможно определить целостность электронных компонентов. Для проверки вам необходимо включить зажигание. Теперь обеспечьте доступ к контактной группе датчика. Проведите замер напряжения между массой и контактом ползунка потенциометра. При исправном датчике должно быть значение 0,7 Вольт или меньше. Если больше, то имеет место поломка и нужна замена датчика положения дроссельной заслонки. Ремонтировать его нет смысла по причине низкой стоимости и специфики конструкции.
Откройте полностью дроссельную заслонку, повернув пальцами пластмассовый сектор. Напряжение должно увеличиться до 4 Вольт. Теперь можно отключить зажигание, чтобы оценить целостность всего резистивного слоя. Можно проверить датчик положения дроссельной заслонки следующим способом. Снимите колодку, подключите к контактам омметр (желательно стрелочный - на нем нагляднее проводить диагностику). Медленно открывайте заслонку, параллельно следя за стрелкой индикатора. Она должна двигаться без рывков. В том случае, если наблюдаются даже небольшие скачки, можно говорить о неисправности в датчике.
Какой тип датчика лучше установить?
На сегодняшний день в продаже имеются два вида ДПДЗ: контактный и бесконтактный. Первый устанавливается непосредственно на заводе. И это экономически обосновано, так как его стоимость довольно мала. Контактный датчик положения дроссельной заслонки (цена самого дешевого составляет порядка 150-200 рублей) способен прослужить верой и правдой много лет, при условии что качество изделия высокое. Минимальная стоимость бесконтактного составляет 350-400 рублей, что на порядок выше. Но и надежность у таких приборов намного лучше. Именно по этой причине следует отдать предпочтение второму типу, так как у него большой ресурс.
Выводы
Узнав более подробно о ДПДЗ, можно не бояться того, что он выйдет из строя и это окажется неожиданностью. Зная симптомы поломки, вы определите сразу причину. И, затратив немного сил и денег, произведете замену. При наличии запасного датчика даже в полевых условиях проведение ремонта возможно. Впрочем, автомобиль все равно способен самостоятельно передвигаться, без помощи эвакуатора. Поэтому возможность добраться до ближайшего СТО или магазина автозапчастей у вас имеется. Стоит также отметить, что регулировка датчика положения дроссельной заслонки несложна, достаточно только выставить в крайние положения бегунок на нем и ось, к которой он крепится.
Похожие статьи
- Как проверить датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114?
- Датчик дроссельной заслонки. Диагностика и ремонт датчика
- Датчик холостого хода ВАЗ 2114: принцип работы и возможные неисправности
- Признак неисправности датчика массового расхода воздуха. Как определить неисправность датчика
- Датчик холостого хода: описание. Замена датчика холостого хода
- Бесконтактные датчики: обзор, принцип действия, назначение. Сенсорный выключатель
- Что такое дроссельная заслонка, и как она чистится в гаражных условиях?