Пабло Пикассо: картины как иллюстрация жизненного пути
Если мы зададимся вопросом, кто из художников ХХ века является основоположником и квинтэссенцией современного изобразительного искусства, то ответ напрашивается один - Пабло Пикассо. Картины этого гения являются гордостью ведущих музеев мира. Все полотна мастера – а их несколько десятков тысяч! – знают разве что его биографы. Время от времени из частных коллекций на лоты аукционов попадают еще неизвестные широкой публике работы художника. Вместе с тем, каждый уважающий себя человек видел (хотя бы в иллюстрациях) «Девочку на шаре», «Бег» и «Гернику». Что ж, давайте расширим свои горизонты и познакомимся поближе с известными полотнами мастера. Ниже вы увидите фото, демонстрирующие некоторые картины Пабло Пикассо, с названиями которых связан творческий путь художника.
Эволюция собственного стиля
Родившийся в 1881 году Пабло Диего Хосе должен был бы по отцу носить фамилию Руис. Но мальчик с раннего детства хотел отличаться от своего предка-художника. А потому избрал фамилию матери – Пикассо. Талант у юного художника проявился рано. Когда мальчик достиг семилетнего возраста, отец поручил ему дописывать фрагменты своих картин (например, лапки голубей). Когда Пабло исполнилось тринадцать, он написал натюрморт. Техника исполнения так потрясла отца, что он бросил рисовать. Все средства он тратил на то, чтобы дать сыну самое лучшее образование. Пабло учился в Барселоне, Мадриде, неоднократно ездил в Париж, где посетил все музеи. В 1902 году его друг совершил суицид. Под впечатлением смерти начался «голубой период» в творчестве Пабло Пикассо. Картины его полны меланхолии. В основном затрагиваются темы смерти, печали. В этом стиле написаны полотна «Любительница абсента», «Свидание», «Нищий с мальчиком», «Трагедия». В удлиненных пропорциях героев прослеживается влияние Эль Греко.
«Розовый период»
Поселившись на Монмартре, Пабло Пикассо постепенно отходит от грусти и окунается в бурный и гротескный мир цирка и театра. Серо-голубая палитра постепенно сменяется розовой и охристой. Полотно «Девочка на шаре» можно назвать переходным. Оно прославило Пабло Пикассо. Самые известные картины «розового» периода наполнены странствующими комедиантами, циркачами, гимнастами. Это «Семья акробатов с обезьянкой», «Шут», «Молодой Арлекин». В том же 1904 году художник встретил Фернанду Оливье, которая стала его первой музой. Под конец розового периода Пикассо увлекся античными мотивами. Так появились полотна «Мальчик, ведущий коня» и «Девочка с козлом».
Африканский период
С 1906 года Пикассо трудился над портретом своей знакомой – Гертруды Стайн. Более семидесяти раз он переписывал картину, и всякий раз был неудовлетворен результатом. На следующий год художник открыл для себя удивительный и магический мир африканских масок и скульптур. Это послужило толчком к тому, что мастер стал изображать не конкретного человека, а личность как таковую. Африканские веяния оттолкнули от Пабло Пикассо, картины которого были непонятны французским художникам начала ХХ века, многих старых друзей. Особенно шокировало зрителей полотно «Авиньонские девицы» (1907 год). Из-за этой скандальной картины с Пикассо порвал Матисс. Художник Ж. Брак так высказался об «Авиньонских девицах»: «Складывается такое впечатление, будто нас хотели попотчевать паклей и напоить керосином». Однако искусствоведы признают, что эта работа стало отправной точкой авангарда.
Кубизм
Это довольно длительный период в творчестве художника. Поэтому его подразделяют на несколько этапов. Первый – так называемый «Сезановский». Пикассо наследует цветовую палитру французского художника. К этому этапу относятся «Бидон и миски», «Женщина с веером». В «аналитическом кубизме» предмет изображен разбитым на несколько фрагментов. Это портреты Амбруаза Воллара, Фернанды Оливье, Канвейлера. Период «синтетического кубизма» порождает серию натюрмортов. Пабло Пикассо, картины которого теперь представляют по большей части ноты с музыкальными инструментами, курительные трубки, бутылки вина и столовые приборы, делает упор на декоративность и контрастность. Яркими образчиками этого этапа являются полотна «Натюрморт с плетеным стулом», «Столик в кафе», «Скрипка и гитара». Потом началась Первая мировая война, перевернувшая сознание миллионов. Художник вернулся к неоклассицизму («Портрет жены Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Портрет сына Поля»), а затем перешел к сюрреализму («Танец», «Женщина с цветком», «Девушка перед зеркалом» и другие).
Пабло Пикассо: самые известные картины
Долорес Ибаррури однажды сказала: «Если бы Пикассо не создал за свою жизнь ничего, кроме «Герники», то и тогда его можно было бы причислить к лучшим художникам своей эпохи». Толчком к созданию картины послужила бомбардировка маленького баскского городка. В апреле 1937 года немецкая эскадрилья под названием «Кондор», ночью бомбила Гернику. Пабло Пикассо, известные картины которого являются вызовом современным диктаторам, никогда там не бывал. Но весть о гибели Герники подействовала на него, как удар хлыста. Гигантское полотно в черно-белых тонах было создано за месяц. Техника «кубизм» не скрывала, а только подчеркивала ужас происходящего. Черные и белые краски, словно документальные хроники, фиксируют сцены насилия. Однажды во время обыска в доме художника нацистский офицер спросил, указывая на фотографию «Герники»: «Это вы сделали?» И на это получил самый прямой ответ. «Нет, это сделали вы!»
Похожие статьи
- Картина "Купальщица" (Пабло Пикассо): описание и история
- Самые известные картины мира с названиями
- Картина Модильяни: характеристика портретов
- Ольга Хохлова: биография, личная жизнь. Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
- Такие разнообразные испанские художники
- Веласкес, «Менины»: описание картины. Диего Веласкес: картины художника
- Художники-модернисты и их картины