Календарное планирование по ФГОС в ДОУ, в младших классах школы
Календарный план разрабатывается на основе перспективного и годового. В ходе образовательного процесса он дополняется в соответствии с наблюдениями за детьми, их оценкой. Внесение изменений осуществляется и на основании бесед с родителями и другими воспитателями или педагогами. Рассмотрим далее, как осуществляется календарно-тематическое планирование по ФГОС.
Общие сведения
Зачем нужно календарное планирование? На каждый день и на неделю у воспитателя или педагога должны быть предусмотрены разного рода мероприятия. Они включают в себя различную деятельность на стадиях ознакомления, изучения, закрепления и последующего практического использования полученных знаний. Календарное планирование по ФГОС осуществляется в соответствии с общей программой. Однако вместе с этим в большей степени определяется потребностями и интересами детей, исходит из наблюдений, текущего контроля, формируется в диалоге с родителями. Календарное планирование позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход конкретно к каждому ребенку.
Особенности составления
За всю историю педагогической практики календарное планирование выполнялось различными способами. Сравнительно недавно у воспитателей были специальные тетради. Листы были разделены на две части. Справа писался непосредственно план, а слева – велся учет осуществленных мероприятий. Однако с течением времени изменялись стандарты, образовательные программы, повышался уровень профессионализма воспитателей и педагогов. Вместе с этим совершенствовались способы составления планов. Они упрощались, модернизировались. Однако наряду с положительными моментами, отмечается и негативная сторона преобразований. Сегодня зачастую календарные планы неконкретны, размыты, схематичны. В некоторых случаях сам педагог или воспитатель не в состоянии разобраться в написанном, не может сориентироваться в мероприятиях, которые следует проводить в тот или другой день. Бывает и так, что из виду упускаются какие-то важные разделы, формы работы.
Основные принципы
В ходе аттестации воспитателя либо педагога одним из первых мероприятий является ознакомление с календарным планом. По тому, как он составлен, видна грамотность специалиста, его умение анализировать события, профессионализм, понимание индивидуальных и возрастных особенностей подопечных, знание методик. Календарное планирование выполняется в соответствии с общими требованиями. Работа должна проводиться отдельно на каждую возрастную категорию детей. Основные различия при этом будут состоять в программном материале, способах ведения работы (продолжительности и количестве занятий, приемах обучения и так далее). К примеру, календарное планирование в старшей группе ДОУ будет ориентировано на подготовку детей к начальной школе. Составление схемы мероприятий и занятий осуществляется с учетом:
- Конкретных обучающих условий, уровня развития каждого ребенка, возрастного состава.
- Процесса воспитания.
- Цикличности, последовательности и регулярности мероприятий.
Алгоритм составления
Календарное планирование осуществляется по определенной схеме. В ходе процесса особое значение имеет оформление и последовательность предполагаемых мероприятий. Алгоритм составления плана следующий:
- Титульный лист.
- Перечень детей в группе.
- Порядок работы с родителями (его можно составить в отдельной тетради).
- График проведения занятий на неделю.
- Схема специальных мероприятий.
- План совместной деятельности с детьми.
- Мероприятия для самостоятельной реализации воспитанниками.
- Планирование гимнастик.
- Мероприятия по безопасности, режим интеллектуальной и двигательной нагрузки.
Календарное планирование должно охватывать три стороны воспитательной деятельности:
- Организованный процесс обучения. Он включает в себя систему подгрупповых и фронтальных занятий, согласно сетке и программе.
- Совместную деятельность детей и воспитателей.
- Разработку мероприятий самостоятельной деятельности воспитанников.
Работа с родителями
Календарное планирование мероприятий осуществляется на неделю либо месяц. Необходимо четко определить конкретные задачи для воспитателей, установить время проведения занятий. В этом разделе следует изложить не только те мероприятия, которые будут проводиться непосредственно педагогом группы, но и прочими специалистами ДОУ. Независимо от того, кем будет проводиться занятие, в качестве его организатора в любом случае будет выступать воспитатель. Работу можно распланировать в разных вариантах:
- Собрания с родителями.
- Групповые либо индивидуальные консультации.
- Тематические выставки.
- Семинары-практикумы.
- Совместные праздники. Эпизодические беседы.
- Экскурсии.
- Анкетирование.
- Участие родителей в проведении общесадовских мероприятий и так далее.
Количество необходимых мероприятий определяется самостоятельно педагогом. Работа с родителями должна строиться согласно годовым задачам учреждения.
Сетка занятий
Для детей в ясельном возрасте проводится не больше десяти занятий. Продолжительность каждого – 8-10 минут. Рекомендовано проводить по одному занятию в первой и второй половинах дня. Проведение их целесообразно с подгруппами из 5-6 детей. Для малышей 1 мл. гр. рекомендовано 10, 2 мл. гр. – 11 занятий в неделю. Календарное планирование в средней группе выполняется с расчетом на проведение 12 обучающих мероприятий. Для детей следующей возрастной категории предусмотрено 15 занятий. В подготовительной группе проводят 17 обучающих мероприятий. В ник, в том числе включены занятия допобразования. Вне зависимости от того, для какой категории детей осуществляется календарное планирование (в средней группе, яслях, подготовительной и пр.) количество мероприятий физкультурно-оздоровительного цикла должны занимать 50% общего времени.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Она включает в себя мероприятия в утренние часы, прогулки. Совместная деятельность воспитателей и детей предполагает обязательную взаимосвязь с организацией обучения. В процессе мероприятий педагог осуществляет подготовку детей к последующему усвоению знаний. Вместе с этим, воспитатель заполняет эту деятельность содержанием, нереализованным на занятиях. В ходе совместных мероприятий осуществляется закрепление, углубление, уточнение умений, представлений и понятий. Данный раздел считается весьма насыщенным, в нем должны присутствовать обязательные действия на каждый день:
- Индивидуальный диалог.
- Совместная двигательная активность (в группе и на улице).
- Рассказывание либо чтение.
- Творческие игровые занятия.
- Наблюдения.
- Развивающие игры, дидактические упражнения.
- Разные виды труда.
- Музыка.
- Художественно-продуктивные мероприятия.
- Психогимнастика.
- Познавательные пятиминутки.
Деятельность педагога и детей целесообразно расписать в соответствии с режимными отрезками.
Разработка утренних мероприятий
Основной задачей воспитателя в этот временной отрезок выступает включение детей в ритм ДОУ, формирование бодрого настроения. В утренние мероприятия, в этой связи, необходимо включить эмоционально-стимулирующее занятие – гимнастику. Работа может проводиться и в подгруппах, и индивидуально. Если предполагаются фронтальные занятия, то в них могут быть включена спокойная деятельность, хороводы и так далее. Утренний прием считается наиболее благоприятным временем для индивидуального общения воспитателя и ребенка. Отличительной особенностью диалога выступает его непринужденность. При этом внимание акцентируется на любознательность и интерес ребенка, занимательность содержания и формы занятий. В утренние часы осуществляется работа по корректировке и развитию правильного произношения звуков, устной речи, выработке интонации. В число мероприятий входят и физическая активность. В случае необходимости провести индивидуальные занятия, в план вносятся имена детей и суть работы. Утренний отрезок включает в себя:
- Игры.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций и предметов.
- Наблюдения.
Целесообразно планировать короткие беседы с отдельными детьми или группами на темы, которые были намечены заранее, или предложены самими воспитанниками. Это могут быть рассказы о близких людях, различных доступных предметах из жизни, книгах, игрушках и так далее. Зачастую в ходе этих бесед дети рассматривают иллюстрации. С каждым годом круг обсуждаемых тем расширяется, усложняется ход самих занятий. Например, беседы могут проходить как с рассматриванием картинок, так и без него, обсуждаться могут более сложные предметы или явления (времена года, городская жизнь и так далее).
Начальная школа
Календарное планирование в этот период имеет свои особенности. Для каждого предмета составляется своя схема с учетом специфики. Рассмотрим кратко, как выполняется календарное планирование:
- 1 класс. Форма занятий с детьми выбирается преимущественно игровая. Для каждого предмета выделяется определенное количество часов. По итогам года выполняется календарное планирование.
- 2 класс. Программа усложняется, уменьшается объем игровых форм, усиливается акцент на теоретический материал. Количество часов по предмету также увеличивается.
- 3 класс. В программу включаются мероприятия, направленные на развитие внутреннего потенциала детей, дисциплину. Теоретические занятия подкрепляются практическими наблюдениями. По результатам учебного года осуществляется календарное планирование.
- 4 класс. Мероприятия направлены на развитие познавательного интереса учащихся, укрепление школьной дисциплины.
Пример
Календарно-тематическое планирования по физическому воспитанию учащихся первого-четвертого классов:
- На преподавание отводится три часа в неделю, 105 ч/год для 2-4 кл., 99 – для первого.
- Разделение программного материала на два блока: вариативный и базовый. Первый включает в себя материал по подвижным занятиям. В базовой части предусмотрен обязательный образовательный минимум по предмету.
Программа усложняется по разделам ежегодно посредством увеличения сложности элементов на основе пройденных ранее. Одной из основных особенностей педагогического процесса в начальных классах выступает оценивание детей. Оно начинается со 2-го полугодия 1 кл. цель физического воспитания:
- Укрепление здоровья.
- Совершенствование возможностей функционального характера.
- Развитие физических способностей и качеств.
Задачи воспитания
Они направлены на:
- Укрепление здоровья детей, улучшение осанки, усиление приспособленности организма к различным внешним факторам, профилактику плоскостопия.
- Развитие координации.
- Формирование знаний о режиме дня, личной гигиене.
- Приобщение к самостоятельному выполнению упражнений.
- Выработку знаний о наиболее популярных видах спорта.
- Воспитание дисциплинированности, умения взаимодействовать и уважительно относиться к одноклассникам.
Похожие статьи
- Виды планирования. Основные виды планирования
- Оперативное планирование. Стратегическое и оперативное планирование
- Как запланировать пол ребенка до зачатия
- Как вести ежедневник подростку? Как оформить ежедневник
- Зачатие девочки как рассчитать: таблица
- 100 вещей, которые нужно сделать летом подростку: список, интересные идеи и отзывы
- Девочка или мальчик - кто будет? Таблица расчетов, приметы, УЗИ