Потешки для малышей развивающие

0
0

Ведущей линией развития младенца является эмоциональное общение со взрослыми, причем в первый год жизни ребенка оно должно происходить исключительно в положительном ключе, чтобы пробуждать в малыше стремление к его повторению.

С самых первых месяцев жизни ребенка сопровождают мамины ласковые прикосновения, мамин разговор, пение, первые игры, сочетающиеся с поэтическими произведениями. Все это вместе имеет определенное название – фольклор. В основе народной педагогики лежат такие жанры детского поэтического творчества, как пестушки, потешки для малышей, прибаутки, присказки и т. д. Именно они образуют основу материнской педагогики, испытанную веками. И можно только восхищаться народным гением, сумевшим облачить великую и безмерную силу материнской любви в поэтическое слово.

стишки и потешки для мелышей

Правда, несмотря на многообразие жанров детского фольклора, в народе все подобные произведения принято именовать потешками. В чем состоит отличие пестушек от потешек и для какого возраста лучше всего подходят песенки-потешки для малышей, подробно расскажет данная статья.

Народный фольклор для детей

Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys - "поучающий"), а также эстетические достоинства. Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова.

Всему свое время

Говорят, что груднички растут не по дням, а по часам. Да, в таком малыше происходит интенсивная перемена каждые три месяца. И поэтому каждый раз перед ним ставятся новые, все более сложные задачи в освоении двигательных умений, речевых навыков, эмоциональных проявлений, познавательных реакций по отношению к окружающему миру и, конечно же, коммуникативных способностей в общении со взрослыми.

Поэтому принято раннее детство делить на микропериоды (0-3 мес., 3-6 мес., 9-12 мес.). Для каждого из таких периодов, а также и для периодов 2-го и 3-го годов жизни, существуют народные произведения, соответствующие их генетически обусловленным задачам. Все стишки и потешки для малышей, пестушки, прибаутки, небылицы, скороговорки и перевертыши различаются между собой педагогической направленностью и появляются в жизни малыша в определенном возрасте согласно возложенным на них задачам.

Пестушки

Первыми играми в жизни ребенка являются пестушки и потешки. Пестушки (от "пестовать", что означает "нянчить", "холить") - это не что иное, как игровое взаимодействие взрослого с ребенком, при котором взрослый проговаривает стишок и выполняет игровые движения ручками и ножками ребенка согласно проговоренному тексту. Актуальны пестушки в периоды, когда младенцу еще недоступны те или иные действия: повороты тела, контролируемые манипуляции руками, сидение, ползание, вставание у опоры, т. е. в течение 1-го жизненного года. Именно тогда мамы и пестуют младенцев: играют его ручками, поглаживают крошку по спинке или животику, делают ножками «топотушки» и т. д.

потешки для малышей
Та же всем известная «Идет коза рогатая» - это отличная пестушка для самых маленьких. Ценность таких произведений народного творчества заключается в легко устанавливаемом эмоциональном контакте взрослого с ребенком. Ведь ласковый говорок пестушек, подкрепляемый приятными вербальными ощущениями (поглаживания, щекотание и т. д.) – это образный язык поэтического народного творчества, с помощью которого родитель выражает свою любовь, нежность, проявляет заботу о ребенке и который неизменно вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого. В коротких и ритмичных фразах, произносимых взрослыми, ребенок учится улавливать повторяющиеся звуки, которые, в свою очередь, вызывают у него ту или иную реакцию на художественное произведение.

потешки и пестушки для малышей

Когда ребенок научится хорошо сидеть, отличной игрой для него будут пестушки "на коленках". Задача взрослого - усадить малыша себе на коленки и, выразительно проговаривая пестушку, выполнять нехитрые действия, приводящие, как правило, дитя в восторг:

  • Едем, едем мы по кочкам (взрослый трясет коленкой, на которой сидит ребенок),
    По мосточку,
    Под мосточком -
    Бух! (ребенок опрокидывается на руку взрослому).

Аналогично "работает" и эта пестушка:

  • Поехали, приехали
    С конфетами, с орехами,
    Поскакали, прискакали
    С ватрушками да калачами!
    Вприпрыжку, вприскочку,
    По бугоркам, по кочкам —
    Бултых в ямку!

Потешки

На смену пестушкам постепенно приходят потешки для малышей. Они представляют собой песенки-приговоры с сопутствующими игровыми движениями пальчиками, ручками, ножками и головкой ребенка. Потешки и пестушки для малышей имеют существенное отличие по отношению друг к другу. Дело в том, что если пестушки предполагают пассивное поведение ребенка (мама выполняет действия за него), то потешки уже рассчитаны на активную деятельность самого ребенка.

Потешки для малышей до года

Перед малышами этого возраста стоит задача самостоятельно выполнять игровые движения в соответствии с содержанием стишка-потешки: двигать пальчиками, крутить ладошками («фонарики»), хлопать ими («ладушки»), прикладывать пятерню к головке («ушки») и т. д. Следует отметить, что все потешки для малышей развивающие. Так, к примеру, всем известная потешка «Ладушки, ладушки» призвана научить малыша выполнять определенную последовательность хлопков ладошками, причем ритмически.

потешки для малышей развивающие

Вариаций этой потешки очень много. Кроме всем известной "Были мы у бабушки", имеющей, кстати, с десяток различных продолжений, есть, например, и такая:

  • Ладушки, ладушки,
    Мы печем оладушки.
    У окна поставим.
    Остывать заставим.
    Чуток подождем,
    С аппетитом пожуем.

Потешки для детей 1-2 лет

К первому году жизни ребенок уже должен хорошо знать собственное имя. Поэтому для данного возраста прекрасно подойдут стихи-потешки для малышей, в текст которых можно вставить имя ребенка. Например:

  • Маша хоть и маленькая,
    Но зато удаленькая.
    Пройди, Маша, по дорожке,
    Топни, Маша, своей ножкой.

Полезно в этом возрасте применять познавательные потешки. Например, зимние потешки для малышей, весенние и летние, которые смогут познакомить ребенка со временами года и их особенностями:

  • Падай, падай, белый снег!
    Радуй искрами нас всех!
    Падай ровно на село
    Да на гусочки крыло.
    Поле белым накрывай -
    Летом будет каравай!
  • Купим [Диме, Кате, Даше…] валенки,
    В них обуем ноженьки
    И ступим на дороженьку.
    Будет [Димочка, Катенька….] ходить,
    Валенки свои носить.

Потешки для детей от 3 лет

Потешки для малышей 3 лет уже, как правило, не просто понятны ребенку по своему содержанию, не просто должны развеселить или побудить ребенка к какому-то действию, такие потешки призваны привить ребенку те или иные качества или привычки. Поэтому для детей такого возраста, как правило, подбираются потешки, отражающие моменты из его жизни. Например, часто в подобной игровой форме происходит пробуждение и умывание, кормление, отход ко сну:

  • Водичка-водичка, умой [Юле, Тане, Маше...] личико…

Сложно не увидеть в этом двойную пользу, ведь и дело делается легче, и эмоциональный фон на высоте.

потешки для малышей 3 лет

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, - это прибаутки.

"А чем отличаются пестушки и потешки для малышей от прибауток?" – спросите вы. Все дело в том, что прибаутки не подразумевают каких-то игровых движений, и в них обязательно присутствует определенный сказочный сюжет. Такие произведения народного творчества ориентированы на деток 2-3 лет, имеющих определенное представление о мире. В этом возрасте все знания малыша об окружающих его явлениях и предметах напрямую связаны с его познаниями о людях и их деятельности. Именно поэтому в народных произведениях животные действуют и совершают такие же поступки, как и люди:

  • Кошечка на кухне пироги печет.
    А пес в углу сухари толчет.
    Мышка в окошке платье шьет.
    А уточка в сапожках избушку метет.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания. Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту. Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Небылицы

Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:

  • Вырос кабак важный,
    Ему дивился каждый:
    Не обойти кругом
    За ночь вместе с днем.
    Сорвали еле-еле
    И всей деревней ели,
    И целую неделю
    Животы болели.

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении. Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность. Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Другие виды детского фольклора

Нельзя не упомянуть и другие, не перечисленные выше, жанры народного детского фольклора, такие как всем известные пословицы, скороговорки, считалочки и загадки. Конечно, все они предназначены уже для детей более старшего возраста. Однако и вместе с ними перечень категорий детских произведений будет неполным. Например, немногие знают о существовании такого жанра, как заклички. Закличка как стихотворное обращение к природным явлениям и представителям животного мира, рожденное в язычестве, не утратила своей актуальности и по сей день. Чем как не закличкой является любимое нами в детстве "Солнышко-солнышко, полети на небко"?

А вот закличка, призывающая дождь для хорошего урожая наподобие того, как это было принято делать у наших языческих предков:

  • Дождик, дождик, лей,
    Капель не жалей,
    Припускайся пуще,
    Я тебе дам гущи,
    Побегу на речку
    И дам огуречка.
    Хлеба дам каравай -
    А ты славно поливай!

Роль фольклора в обучающих программах детских домов

Как правило, у детей, воспитываемых в домах малютки и детских домах и лишенных в младенчестве материнской заботы, отсутствует потребность в общении со взрослыми, интерес к окружающим. В этом случае нет основы для сотрудничества между ребенком и педагогом, что, естественно, негативно сказывается на общем развитии воспитанника.

Не допустить или же исправить эту ситуацию позволяют веселые потешки для малышей. Программные занятия во многих домах ребенка включают в себя произведения устного народного фольклора в разных его видах (потешки и прибаутки, загадки, считалочки), способствующие эмоциональному развитию детей, а также развитию у них навыков коммуникативного общения, тренировке памяти, развитию речи, чувства ритма, воспитания доброжелательности, заботы по отношению друг к другу и т. д.

веселые потешки для малышей
Применяя в своей работе чередование произведений, где используются строгие, повелительные или недовольные голосовые интонации с веселыми, радостными, содержащими восклицания, педагоги детских учреждений тем самым подчеркивают полярность различных эмоциональных настроев. В результате этого каждый ребенок определяет для себя любимые потешки. Малышам, конечно же, нравятся те, в которых звучит их имя, а также другие веселые, задорные и энергичные произведения.

Особый интерес у малышей вызывают потешки, содержащие подражание звучанию музыкальных инструментов, например колокольчику («Тирли – бом! Тирли – бом…»), дудочке («Ду-ду-ду, ду-ду-ду…») или свирели («Люли – люли – люли…»).

Существуют игры-потешки для малышей, направленные на стимуляцию речевой активности:

  • Скажут утки нам с утра:
    - Кря, кря, кря.
    Скажут гуси у пруда:
    - Га-га-га!
    Скажут квочки нам в окно:
    - Ко, ко, ко!

Пестуйте своих детей!

С тех пор как были придуманы потешки и прибаутки для малышей, пестушки и небылицы, прошло немало времени, но они до сих пор не потеряли своей актуальности. Конечно, ведь и сегодня, равно как и много веков назад, дети ожидают от своих родных и близких внимания, любви и заботы, облаченных не только в действия, но и в доброе слово.

потешки для малышей до года
Уметь ярко, красиво и эмоционально выразить свою материнскую любовь так же важно, как и вырастить само это чувство в своем сердце. Вот почему родителям так необходимо овладевать приемами народного фольклора и умело «вплетать» его произведения в общение с ребенком. Важно помнить, что не просто разговоры или рассказы являются значимыми для маленького человечка. Быть в гуще происходящего и слышать от взрослых непосредственное обращение к себе – вот что необходимо малышу.