Бог грома и молнии у славян
Древние славяне были язычниками до тех пор, пока князь Владимир не крестил Русь в 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…
Религия славян до крещения Руси
Как известно, религия славянских племен до крещения Руси в 988 году была сложной. В пантеоне присутствовали боги главных природных явлений и сил, а также многие божки, духи. Они не только обеспечивали существование мира, но также вершили его судьбу, решали удел всех людей. Поэтому их пытались задобрить, принося жертвы, а от злых духов славяне себя оберегали с помощью разных обрядов, знаков, талисманов. Главным в пантеоне изначально был Род – божество, которое создало все, помогали править ему его дети. Следует отметить, что каждое племя имело своих богов, которых почитало больше, чем остальных. Постепенно главным стал Перун – бог грома и молнии.
Сущность бога
Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом.
Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три–семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты – сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.
Внешность и атрибуты
Перун – славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков – Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.
Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.
Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами.
Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом – раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком – голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы – домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей – пленных или детей.
Святые места бога
Бог грома и молнии был главным для всех славян, поэтому ему часто ставили капища. Имя его можно перевести как «разящий» или «тот, кто сильнее бьет». Устраивали святилища Перуна под открытым небом, имели они форму цветка. Более ранние капища состояли из шести «лепестков», а потом добавилось еще два. Это были ямы определённой формы, в которых постоянно горел священный огонь. В центре ставили идола, а перед ним сооружался алтарь, окруженный каменным кольцом. Обычно сюда ставили приношения и проливали кровь жертвенного животного.
Есть достоверные сведения о том, что святилища Перуна были в Киеве и Новгороде. К слову, в последнем обнаружены его остатки. После христианизации Руси на местах многих капищ строили храмы, монастыри, поскольку эти места все же оставались святыми для паломников.
Подведем итог
То, что бог грома и молнии у восточных славян был один, может доказать топонимика. Названия, восходящие к имени Перуна, часто встречаются на территории современных Польши, Болгарии, Сербии и других странах. Так, например, на Балканском полуострове есть растение перуника, в Польше перуновым камнем называют белемнит, в Новгороде есть холм Перинь. А прибалтийские славяне, проживающие вдоль реки Лаба (древнее имя Эльбы), называли четверг перуновым днем и имели бога-громовника по имени Перконс или Перкунас.
Но культ Перуна не был утрачен или забыт, он трансформировался и тесно переплелся с христианством. С богом-громовержцем отождествляют пророка Илью, который был повелителем стихий. День памяти святого церковь отмечает 2 августа.
Похожие статьи
- Скандинавская мифология: Тор - бог грома
- Бог Перун. Боги древних славян
- День Перуна: обряды и традиции празднования
- Пещера Зевса на Крите. Пещера Зевса: как добраться, фото
- Основное отличие мифа от сказки: описание и интересные факты
- Легенда и миф о Зевсе кратко для учащихся 5 класса
- Алатырь-камень в славянской мифологии