Известные психологи в зарубежной и отечественной научной школе
Одним из наиболее ярких течений зарубежной психологической школы является глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie). Это ряд направлений в психологии и психиатрии, основой которых является положение о ведущей роли бессознательных процессов в психической жизнедеятельности личности. Включает в себя такие направления, как психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, неофрейдизм, представителями которых являлись в большинстве своем самые известные психологи. Наибольшую известность получил основоположник психоанализа, австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Зигмунд Фрейд и классический психоанализ
В психологической структуре личности З. Фрейд выделял три основных блока: Ид (Оно), Эго (Я) и супер-Эго (Сверх-Я).
Ид – уникальные структуры, заложенные в психике личности при рождении (прежде всего инстинкты), а также те мысли и чувства, которые по тем или иным причинам были вытеснены из сознания. Эго развивается из Ид: с одной стороны, зависит от него, с другой – его контролирует. Эго отличает сознательный характер, оно находится в постоянном контакте с внешним миром. Супер-Эго представляет собой комплекс социальных норм и правил поведения; оно развивается из Эго и одновременно становится его «цензором» - блокируя определенные мысли и действия Эго, не соответствующие его принципам.
Абсолютная целостность личности не может быть достигнута, так как Эго находится в «подчинении» одновременно и Ид, и Супер-Эго, в то время как их требования носят несовместимый характер. В результате могут возникать внутренние конфликты личности, депрессия и неврозы. Для выздоровления личности применим способ обратного перевода информации болезненного характера в область сознания. Возможность проанализировать данную информацию позволяет реализовать вытесненное либидо и восстановить относительное психическое равновесие индивида.
Аналитическая психология
Продолжателями идей Фрейда стали многие известные психологи мира – А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и др. Одним же из наиболее ярких и выдающихся стал швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг (1875-1961).
Ему принадлежит более развернутая система личности:- Сознательный блок – Персона (совокупность социальных ролей личности, характер, манера поведения и т. д.) и Эго (взаимодействие сознания и бессознательного).
- Индивидуальное бессознательное – включает в себя Тень (мысли, желания, вытесненные в бессознательное в следствие их несоответствия социальным нормам), Аниму и Анимуса (представления личности о себе как о мужчине – у женщин и женщине – у мужчин), Самость (архетип целостности личности).
- Коллективное бессознательное – структура, образованная в процессе накопления определенного опыта предшествующими поколениями, передающаяся на бессознательном уровне каждому индивиду.
Основным элементом коллективного бессознательного являются архетипы. Это универсальные символы или мотивы (первообразы), существующие в коллективном бессознательном. Они проявляются в сновидениях, повторяются в мифологических сюжетах и сказках разных народов (дракон, герой, мудрец, мать, сокровища и др.). Архетип подобен психическому руслу, которое определяет характер деятельности психических процессов.
Иван Петрович Павлов и «русский бихевиоризм»
На рубеже XIX и ХХ веков бихевиоризм (от английского behaviour – поведение) становится главным течением, которому следуют известные психологи сначала в американской, а затем и в мировой психологии.
В советский период отечественной психологической науки бихевиоральное направление рассматривалось в качестве извращенного буржуазного подхода и подвергалось жесткой критике. Тем не менее ряд психологических теорий были близки данному направлению (рефлексология – объективная психология - и др.). Их идеи разрабатывали такие известные психологи России, как В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов и И. П. Павлов.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) - русский физиолог, создатель теории высшей нервной деятельности живых существ. Как и многие известные психологи того времени, придерживался эволюционно-биологического подхода к объяснению физиологических функций в организме как в целостной системе. В качестве основного регулятора деятельности рассматривал нервную систему. Павлов доказал, что главным актом поведения живых существ является условный рефлекс (термин самого Павлова), который реализуется высшими нервными центрами (кора больших полушарий головного мозга и ближайшая подкорковая область).
Джон Уотсон и начало бихевиоризма
Начало направлению было положено в 1913 году публикацией статьи американского психолога Джона Уотсона (1878-1958) «Психология с точки зрения бихевиориста». Предметом психологической науки, согласно Уотсону (а впоследствии данную идею поддержали и другие известные психологи), должен выступать не субъективный мир индивида, а непосредственно фиксируемые объективно характеристики поведения, определяемого каким-либо внешним воздействием. Основным механизмом закрепления у обучающегося знаний и навыков, а также мышления, по мнению бихевиоризма, является система своевременного подкрепления (награды-наказания).
Идеи Берреса Фредерика Скиннера
Другой известный представитель бихевиорального направления, Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990), утверждает предсказуемый характер человеческого поведения. Следовательно, его можно исследовать при помощи естественнонаучных методов, также им возможно управлять.
Также большое влияние на развитие психологической науки оказали такие направления, как гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин, В. Келлер, К. Коффка и др), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу) и когнитивная психология (У. Джеймс, Дж. Боунер, Дж. Келли, У. Найссер и др.).
Детская психология
Отдельное направление представляет детская психология. Так, например, известный детский психолог Жан Пиаже (1896-1980) развивает идею о том, что ребенок - это не «пустой сосуд», который необходимо наполнить знаниями, а маленький исследователь и независимый мыслитель. Ребенок способен сам находить знания и даже разрабатывать собственные гипотезы. Особое значение в процессе становления детской психики Пиаже уделял игре.
Среди отечественных детских психологов наиболее известными являются А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.
Похожие статьи
- Немецкий психолог Левин Курт: биография, достижения, эксперименты
- Как составляется психологический портрет личности
- Психология: история возникновения, становление, предмет и методы науки
- Гипертимный тип личности: психология и психоанализ характера
- Что такое саморазвитие человека?
- Выготский Лев Семенович: биография, основные труды
- Структура личности в психологии. Основные теории