Градация: пример в прозе и поэзии
В литературе нередко встречается перечисление частей речи, при котором каждая последующая создает более сильный эффект. Последовательность, в которой обнаруживается обратный процесс, встречается реже. Но, как в первом, так и во втором случае, это явление есть не что иное, как градация. Пример этого литературного приема можно встретить и в прозе, и в поэзии.
Значение термина
Градация в переводе с латыни означает «постепенное усиление». Литературная речь чрезвычайно многообразна, но в целом представляет собой организованную систему. Художественные образы присутствуют в стихах и новеллах, но неуместны в публицистической прозе. Журналистскому стилю присущ акцент на смысловую нагрузку, поэтическому – на эмоциональную.
Под градацией можно понимать различные языковые феномены. Однако чаще этот термин применяется по отношению к стилистическим фигурам, которые, представляя собой ряд однородных слов или выражений, постепенно нагнетают, наращивают или, напротив, понижают и заглушают эмоциональную значимость. Такое стилистическое явление может гармонично смотреться лишь в художественном произведении.
Климакс и антиклимакс
Существует два вида: восходящая и нисходящая последовательность. Восходящую также называют климаксом. Антиклимакс – нисходящая градация. Примеры из литературы могут быть сложными, и не всегда их просто вычленить из общего контекста. Самым ярким образцом является цитата древнеримского политика: «Пришел, увидел, победил».
Структурные элементы
Климакс или антиклимакс – это группа семантических единиц, которые могут быть существительными, глаголами или любыми другими частями речи. Для усиления эффекта используются как отдельные слова, так и фразы. В стихотворении Г. Лорки «Пустыня» присутствует антиклимакс, состоящий из синонимичных безличных глаголов: «умолкло, заглохло, остыло, иссякло».
Фразы или предложения могут также передавать эмоциональное нарастание. Достигнуть этого невозможно без такой стилистической фигуры, как градация. Пример подобного описательного приема присутствует в стихотворении М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Здесь на нем строится вся поэтическая композиция третьего восьмистишья.
У Е. Евтушенко в стихотворении «Дай Бог» используется множество приемов, в том числе и градация. Пример этот несколько отличается от предыдущих, так как в нем составляющими элементами являются существительные. Причем элементами здесь становятся не отдельные слова, а пары, создающие друг с другом антитезу (противопоставление): «ни жертвой – ни палачом, ни барином – ни попрошайкой».
В поэзии
В поэтической речи стилистические фигуры играют важную роль. Повышая или понижая эмоциональность стиха, автор передает нарастание чувств или их ослабление. Примеры градации в стихах нередко сочетаются с другими стилистическими приемами.
В произведениях В. Высоцкого наряду с лексическими повторами можно обнаружить разнообразные художественные формы. Однородные глаголы в стихотворении «Прерванный полет» не следуют друг за другом, но все же это типичная поэтическая градация. Пример:
«...Он не добрался и не до -
Не добежал, бегун, беглец, беглец,
Не долетел, не доскакал...»
Элементы синонимичного ряда разбавлены такими поэтическими приемами, как повтор и метафора. Определить, что это перечисление синонимов относится к восходящему виду рассматриваемого нами приема, можно лишь интуитивно.
Еще один пример – знаменитые строки С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу».
В прозе
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» начинается с описания похорон. Монотонность действия, невозможность повернуть время вспять показаны с помощью множества изобразительных приемов. Здесь активно используется также и градация. Примеры из художественной литературы, подобно поэтическим конструкциям, чаще бывают восходящими. «Замелькали последние минуты, считанные, бесповоротные» – в этих строках автор стремится донести ощущения мальчика, которые он испытывает в последние мгновения прощания с телом матери. Имена прилагательные представляют собой синонимичный ряд, каждый последующий элемент которого усиливает впечатление от невозместимой утраты. Такую же функцию имеет климакс, созданный из перечисления действий: «гроб закрыли, заколотили, начали опускать».
В поэтической прозе нередко встречается возрастающая градация. Примеры из литературы в более сдержанном стиле выглядят несколько иначе. Художественному произведению, которое основано на рассуждениях автора или его персонажей, свойственны изобразительные формы, состоящие из мыслей, расположенных в порядке их важности. На этом литературном приеме, например, базируется речь булгаковского Воланда, когда он, излагая своему собеседнику теорию о неспособности человека управлять собственной судьбой, начинает словом «смертен», а заканчивает словосочетанием «внезапно смертен».
Значение градации в художественном тексте
Поэзия и художественная литература не могут существовать без литературных образов. Наряду с метафорой, сравнением, эпитетом и другими художественными приемами, климакс и антиклимакс позволяют автору выразить в полной мере не только чувства своих героев, но и мельчайшие эмоциональные оттенки, присутствие которых и отличает художественный стиль от публицистического.
Похожие статьи
- Стилистические фигуры речи: примеры
- Виды мифов: классификация, определение и особенности
- Кембриджские экзамены: примеры, подготовка, результаты
- Класс опасности отходов. Классификация отходов
- Культурные растения: примеры, классификация и области применения
- Классификация гостиниц: порядок и система
- Вредные производственные факторы. Классификация опасных и вредных производственных факторов