Методы правового регулирования. Предмет правового регулирования
Понятие правового регулирования тесно связано с таким термином, как юридическое воздействие. Однако первое по своему содержанию гораздо шире второго. Понятие правового регулирования включает в себя не только деятельность по стабилизации общественных отношений. Оно предполагает и косвенное влияние юридических средств на субъектов, которые не попадают под юридическое воздействие.
Мировая практика
Международно-правовое регулирование имеет сегодня особое значение в области отношений, складывающихся в мире. Оно основывается на особых юридических актах. Эти акты должны быть приняты правительствами взаимодействующих стран. При этом ряд национальных законодательных положений должен быть приведен в соответствие с ними. Соответственно, такие изменения затрагивают и внутренние взаимодействия.
Правовое регулирование РФ
В России действуют Конституция, федеральные, региональные и муниципальные законы и подзаконные акты. Государственно-правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие власти на общественные отношения. Этот процесс основывается на указанных выше юридических средствах. Они ориентированы на стабилизацию и упорядочивание общественных связей. В предмет правового регулирования включаются однородные устойчивые общественные отношения. Они требуют упорядочивания посредством специальных инструментов. Так как юридическими механизмами невозможно воздействовать на все без исключения связи в обществе, законодателем всегда точно определяется сфера правового регулирования и пределы вмешательства в социальные отношения.
Ключевые элементы
В качестве одного из них выступает предмет правового регулирования. Он представляет собой комплекс общественных отношений, на который, собственно, направлено воздействие юридических инструментов. Предмет есть и у отдельного правового средства. В целом в качестве него выступает в первую очередь волевое поведение граждан в различных областях их жизнедеятельности.
Пределы воздействия
Как выше было сказано, нормативно-правовое регулирование не может распространяться на все взаимоотношения в обществе. Именно поэтому в пределы влияния должны входить только те связи, на которые оно распространяется или которые в нем нуждаются. Они и формируют непосредственный предмет регулирования. Нельзя допустить, чтобы пределы были слишком расширены или, наоборот, сужены. Если значение права в рамках регулирования отношений в социуме слишком занижено, может возникнуть произвол и хаос в обществе. Это, в свою очередь, чревато серьезными нарушениями порядка. Если же нормативно-правовое регулирование будет распространяться на максимальное количество связей, в том числе и на те, которые в нем не нуждаются, возникнет ситуация абсолютного контроля власти за всеми аспектами общественной жизни. Это является произволом со стороны правительственных структур.
Группы отношений
В сферу регулирования включают взаимодействия:
- Граждан по обмену нематериальными либо материальными ценностями.
- По властному управлению.
- По сохранению и поддержанию порядка.
Первые называются экономическими отношениями, вторые - политическими. Третья группа обеспечивает функционирование связей первых двух категорий.
Пределы контроля
Они выступают в качестве условных границ. В пределах регулирования осуществляется непосредственное вмешательство в общественные отношения с использованием правовых средств. За рамками этих границ связи не нуждаются и не подлежат воздействию. Пределы регулирования разделяются на:
- Объективные. Они зависят от социальных, технических, природных и прочих факторов, которые ограничивают воздействие на те или иные общественные связи. К примеру, отсутствие технических возможностей, финансирования и так далее.
- Субъективные. Эти пределы всегда находятся в зависимости от законодателя, который по тем либо другим причинам не желает контролировать какие-либо связи.
Методы правового регулирования
Они формируют комплекс приемов, средств и способов, которые используются в процессе юридического влияния. Они характерны для определенного института, отрасли или другого элемента системы. Методы правового регулирования могут быть:
- Императивными. Воздействие на социальные отношения в этом случае осуществляется посредством формирования определенных предписаний, строго заданного варианта поведения для субъекта. Он не имеет никакой возможности уклониться от созданной модели под угрозой применения к нему мер принуждения. Такие методы правового регулирования свойственны отраслям, в которых возникают отношения подчинения и власти.
- Диспозитивными. В этом случае предусмотрены только общие пределы допустимого поведения. Внутри этих границ субъекты могут сами выбрать тот или иной вариант по собственному усмотрению. Если они не воспользовались этой возможностью, то их поведение будет контролироваться по общим правилам.
- Поощрительными. Эти методы правового регулирования предполагают предписание определенной модели поведения, за исполнение которой предусмотрена мера благоприятного воздействия.
- Рекомендательными. В этом случае субъекту устанавливается возможный вариант действий, однако он может не придерживаться этого варианта и свободно уклониться от его реализации.
Средства
По этому критерию правовое регулирование классифицируется на:
- Индивидуальное. В этом случае воздействие осуществляется посредством казуальных средств. Например, это судебные решения, законные односторонние действия, соглашения и так далее. Такие приемы распространяются на конкретный круг лиц и исходят из нормативного регулирования.
- Координационное. В этом случае используются методы, посредством которых участники отношений сами регулируют свои связи без вмешательства власти. Например, заключают договора, осуществляют иные законные действия.
- Нормативное. Оно реализуется посредством актов и распространяется на неопределенное (неограниченное) количество субъектов. Методы, которые составляют такое регулирование, считаются первичными, определяющими правила для всех типов общественных отношений конкретного вида.
- Субординационное. В его рамках используемые методы направлены на конкретные общественные связи, в которых участвует власть в лице уполномоченных органов. Например, принятие судебных, административных решений.
Субъекты
В зависимости от лиц, которые осуществляют правовое регулирование, оно может быть:
- Властным. Оно реализуется госорганами и их должностными лицами. При этом используются исключительно законодательные предписания.
- Негосударственным. Оно осуществляется коллективами, общественными организациями, участниками отношений. В этом случае могут использоваться как законодательные модели, так и индивидуальные средства и методы.
Прочая классификация
В соответствии со степенью централизации выделяют:
- Централизованный контроль. Он представляет собой единообразное регулирования социальных связей по всей территории страны.
- Децентрализованный контроль. В этом случае воздействие осуществляется различными центрами и на разном уровне в пределах страны.
В зависимости от сферы распространения, регулирование может быть:
- Общим - затрагивает абсолютно всех существующих субъектов.
- Ведомственным - касается только определенной области госуправления.
- Местным - распространяется на уровне муниципальных образований либо административно-территориальных единиц.
- Локальным - затрагивает отношения, складывающиеся внутри корпоративных организаций и сообществ.
Стадии
Правовое регулирование реализуется в несколько этапов:
- Правотворчество.
- Конкретизация и индивидуализация предписания.
- Реализация модели.
- Правоприменение.
На первой стадии формируется собственно сам вариант поведения в рамках тех или иных отношений. На этой стадии обозначаются ориентиры вероятности наступления негативных или позитивных последствий от тех или иных действий.
Индивидуализация и конкретизация
Эти процессы следуют за наступлением юридических фактов - воплощением нормы относительно конкретного социального отношения. Внутри этой связи предписание начинает функционировать. На этой стадии у субъектов возникают обязанности и права.
Реализация
На этом этапе предписания претворяются в жизнь. За ними следует конкретный юридический результат. Он возникает, кроме прочего, посредством правоохранительной и правообеспечительной функций. В качестве средств в этом случае выступают акты использования юридических возможностей, соблюдения запрета либо исполнения обязанности.
Применение
Оно представляет собой деятельность уполномоченных структур, которая связана с индивидуализацией созданного предписания. Оформляется она в виде акта правоприменения. Эта стадия считается факультативной. Она имеет место в тех случаях, когда реализация предписаний невозможна без участия компетентных структур.
Похожие статьи
- Императивный метод правового регулирования
- Общественные отношения - неотъемлемая часть жизни человека
- Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды, классификация, примеры
- Что представляет собой реализация права
- Медиация – это специфический способ урегулирования споров
- Понятие и виды источников права
- Структура нормы права: определение, элементы и примеры