Лямбда-зонд - обманка. Электронные и механические обманки
Сегодняшние требования к экологической безопасности обязывают автопроизводителей устанавливать на выпускаемые ими автомобили специальные устройства, снижающие уровень опасных соединений в выхлопных газах. Большинство современных машин оснащаются каталитическими конвертерами (катализаторами), позволяющими существенно уменьшить концентрацию оксидов азота и углерода в выхлопах путем их преобразования и сжигания. Обязательным элементом таких устройств является лямбда-зонд, или, как его еще называют, датчик кислорода. Ориентируясь на его данные, электронный блок управления автомобиля контролирует концентрацию топлива и воздуха в горючей смеси, ведь от полноты ее сгорания зависит уровень вредных выбросов.
Жесткие условия эксплуатации и плохое качество нашего топлива нередко приводят к тому, что лямбда-зонд или катализатор выходят из строя, причем ни один из этих элементов не подлежит ремонту. Исправить ситуацию здесь может только их замена, однако стоимость каталитического конвертера и датчика кислорода позволяют это сделать далеко не каждому.
Выход нашли наши умельцы. Они попытались обмануть электронику машины, и это им удалось. В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой эмулированный лямбда-зонд (обманка кислородного датчика), какие они бывают, а также, как самостоятельно сделать это нехитрое приспособление.
Что такое кислородный датчик
Датчик кислорода – это электронное устройство, предназначенное для сбора информации о концентрации кислорода в выхлопах автомобиля. Он отправляет полученные данные на компьютерный блок управления машины, который, в свою очередь, основываясь на них, формирует топливовоздушную смесь, регулируя содержание в ней воздуха.
Лямбда-зонд может устанавливаться непосредственно на выходном коллекторе или на приемной трубе перед катализатором.
Принцип работы устройства
Рабочее устройство кислородного датчика – гальванический элемент с твердым керамическим электролитом на основе диоксида циркония. Он легирован оксидом иттрия и имеет пористые платиновые электроды, один из которых ориентирован на содержание кислорода в окружающем воздухе, а второй – в выхлопных газах. Именно эта разница и создает выходное напряжение на датчике при прогреве его до температуры +3000С.
К чему приводит неисправность датчика
Когда лямбда-зонд выходит из строя, контроллер перестает получать необходимую информацию, или получает ложные данные. Это становится причиной неправильного формирования топливной смеси. Вследствие этого появляется перерасход топлива, двигатель теряет мощность, количество вредных соединений в выхлопах увеличивается, а блок управления выдает критическую ошибку на панели управления.
Зачем нужен второй лямбда-зонд
Некоторые автомобили оснащаются двумя кислородными датчиками. Первый из них, как обычно, устанавливается в коллекторе или на приемной трубе, а второй – за каталитическим конвертером. Дополнительный датчик используется для определения концентрации кислорода в газах на выходе из катализатора. Это нужно для того, чтобы при формировании топливовоздушной смеси контроллер учитывал количество воздуха, необходимого дополнительно для сжигания вредных продуктов сгорания в катализаторе.
Суть обманки
Какую же функцию выполняет эмулированный лямбда-зонд? Обманка призвана ввести в заблуждение электронный блок управления автомобиля при вышедшем из строя каталитическом конвертере путем подачи сигнала ему о том, что катализатор работает в нормальном режиме, а концентрация кислорода в выхлопных газах не ниже и не выше допустимого.
Виды обманок лямбда-зонда
Существует три способа обмануть электронный блок:
- изменить программное обеспечение автомобильного компьютера, внеся в него соответствующие коррективы;
- установить обманку механического типа;
- установить электронную обманку.
Рассмотрим все три варианта.
Перепрошивка контроллера
Способ с перепрошивкой «мозгов» может считаться неплохим выходом из ситуации, но только если он будет осуществлен специалистом. Его суть заключается в том, чтобы войти в программу, электронным способом отключить датчик кислорода, и внести в нее соответствующие изменения.Если работа будет сделана правильно, сигнал об ошибке исчезнет с панели приборов, а двигатель заработает в штатном режиме без лямбда-зонда. Но если во время перепрошивки допустить ошибку, это может привести к выходу «мозгов» машины из строя. Последствия этого могут быть самые непредсказуемые.
Данный метод может быть использован, как при неисправности катализатора, так и датчика.
Механическая обманка
Механическая обманка лямбда-зонда – это не что иное, как обыкновенная втулка (проставка) между местом крепления датчика (поверхностью приемной трубы, коллектора) и самим зондом. Проставка изготавливается из качественной термостойкой стали или бронзы. Она представляет собой полый цилиндр, заполненный керамической крошкой. Сторона, которой обманка крепится к элементу выхлопной системы, имеет резьбу и тонкое осевое отверстие.
Суть метода заключается в том, чтобы сместить датчик кислорода подальше от коллектора или приемной трубы. В этом случае выхлопные газы, проходя через тонкое отверстие (в малой концентрации), попадают на керамическую крошку, где окисляются под воздействием температуры. Концентрация вредных веществ, естественно, при этом снижается. Вот таким нехитрым образом работает эмулированный лямбда-зонд. Обманка попросту вводит датчик кислорода в заблуждение, заставляя его передавать на контроллер «нормальный» сигнал.
Этот способ, учитывая непосредственное участие в процессе «обмана» датчика, приемлем исключительно при неисправности катализатора. Последний, при этом, удаляется из выхлопной системы, или заменяется стронгером (пламегасителем).
Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками
Если у вас есть токарные навыки, сделать механическую обманку для вас не составит особого труда. Для этого потребуется стальная или бронзовая заготовка, токарный станок, а также знание основных размеров будущей детали. Чертеж обманки лямбда зонда представлен ниже.
В случае если вы далеки от токарного дела, деталь свободно можно купить или сделать под заказ. Но важно понимать, какая именно нужна обманка лямбда-зонда. Цена на подобные изделия в зависимости от вида и сложности может варьироваться в пределах 200-800 рублей.
Как самостоятельно установить обманку
Монтаж обманки не вызовет никаких сложностей даже у человека, не имеющего специальных навыков. Достаточно найти местоположение датчика кислорода, отключить его, выкрутить, а на его место установить проставку. После этого необходимо датчик вкрутить во втулку и подключить его к бортовой сети.
Электронная обманка лямбда-зонда
Обманка электронного типа – это более сложное устройство. Оно также применяется при выходе из строя катализатора. Его принцип работы заключается в том, чтобы преобразовать сигнал, идущий от датчика к электронному блоку управления в такой, чтобы его характеристики были такими, как будто катализатор работает в обычном режиме.
Обманка подключается непосредственно к проводам, которые идут от лямбда-зонда к контроллеру. Основой таких обманок часто является программируемый микропроцессор, но собрать простейшую версию можно и самостоятельно, конечно, если вы дружите с паяльником.
Описанная ниже самоделка применяется для второго датчика, распложенного после катализатора. На первый взгляд она может показаться довольно примитивной, но ее работоспособность доказана на практике.
Собирается такая электронная обманка лямбда-зонда своими руками из следующих электродеталей:
- неполярный конденсатор емкостью 1 мкФ;
- резистор сопротивлением 1 МОм.
Кроме того, понадобится паяльник, припой, канифоль и нож.
Обманка 2 лямбда-зонда обычно имеет четыре провода: синий, белый и два черных. Последние мы не трогаем, а делаем разрыв синего проводника. На месте разрыва устанавливаем резистор. Далее соединяем белый провод с синим через конденсатор.
Устанавливать эту обманку лучше всего перед разъемом. У одних автомобилей он находится в центральном тоннеле (шахте) между передними сидениями, у других – под приборной панелью, а у третьих, вообще, в моторном отсеке.
Перед началом монтажа не забудьте отключить провод «массы» от аккумулятора.
Несколько советов, которые позволят продлить жизнь катализатору
Но не стоит забывать, что использование подобного рода устройств существенно сказывается на экологическом состоянии планеты. Поэтому при возникновении неисправностей лучше все-таки установить на свой автомобиль не эмулятор, а новый катализатор или лямбда-зонд. Обманка должна быть временным решением.
А еще лучше старайтесь не допускать неисправностей катализатора. Чтобы каталитический конвертер служил дольше, воспользуйтесь следующими советами.
- Заправляйте в бак только качественное топливо.
- Не используйте неизвестные и непроверенные топливные присадки.
- Старайтесь не попадать в глубокие лужи – резкое охлаждение разогретого катализатора неизбежно приведет к его разрушению.
- Не допускайте механического повреждения корпуса катализатора. Въезд на скорости в глубокую яму также может разрушить его рабочие элементы.
- Систематически проходите техническое обслуживание.
Похожие статьи
- Кислородный датчик. Лямбда-зонд, датчик концентрации кислорода
- Роговая обманка: происхождение, свойства и применение минерала
- Сажевый фильтр на дизеле - что это? Удаление сажевого фильтра - последствия на дизеле
- Вибрация в салоне на холостом ходу: причины неисправности
- Инжектор: что это такое в автомобиле?
- Принцип работы инжектора на автомобилях
- Датчики CO2: обзор, конструкции, производители