Опасный груз: классификация, правила перевозки
Что скрывает в себе такое словосочетание, как “опасный груз”? Этот термин содержит довольно подробную информацию, и о ней стоит рассказать. В целом тема довольна серьезная, так что нужно её раскрыть по максимуму, не упуская ни единой детали.
Терминология
Итак, как многим хорошо известно, опасный груз – это все те вещества, материалы, а также отходы производственной или же какой-либо другой деятельности, которые могут при транспортировке создавать определенную угрозу для здоровья и жизни людей. А все потому, что они отличаются особенными свойствами и составом. Если не соблюдать правила, касающиеся их перевозки и транспортировки, то может произойти непредсказуемое и результат сильно навредит людям и, конечно же, окружающей среде.
Классификация опасных грузов довольно обширна. Но для начала хотелось бы сказать, что в целом они делятся на три группы. Это тарно-упаковочные, наливные и навалочные грузы. Самыми массовыми являются те, которые относятся к первой группе из перечисленных. Всего насчитывается 12 000 различных наименований таких грузов! В основном это продукция сельского хозяйства и промышленности. Её перевозят в крытых автомобилях. Тара может быть мягкой (кули и мешки), полужесткой (корзинки и коробки) и жесткой (баллоны, бочки и ящики).
Контейнерные перевозки и химические вещества
Опасный груз нередко транспортируют этим способом. А все потому, что у контейнеров имеется намного больше преимуществ по сравнению с остальными методами. Так называемые мелкие отправки не слишком надежны и практичны. А вот универсальные и специальные контейнеры самых разнообразных типов крайне популярны, особенно в плане перевозки минеральных удобрений, цемента и всего прочего.
Переработку всяческих сыпучих грузов (самыми популярными из которых являются пестициды, удобрения и какие-либо вещества, относящиеся к общепромышленным) проводят весовщики, грузчики и водители.
Стоит отметить, что пестициды тоже разделяют на группы. Есть те, которые считаются средствами уничтожения сорняков. Также те, что используют для истребления круглых червей. И конечно, пестициды, созданные для борьбы с возбудителями грибковых болезней, бактерий, грызунов, слизней и даже моллюсков. Все это – разные категории.
Еще, рассказывая о том, как выглядит классификация опасных грузов, стоит отметить, что пестициды – это еще и вещества предуборочного обезлиствления и высушивания. А вообще, химические жидкости и сыпучие добавки бывают хлорорганическими, элементоорганическими и фосфорорганическими. Как можно понять из названия, состав у них весьма непростой. И это так. В них содержится масса ядовитых и опасных элементов. Что и объясняет принадлежность данных веществ к грузам особого назначения.
Транспортировка ядохимикатов
Как уже можно было понять из всего вышесказанного, опасный груз назван так неспроста. И вещества, относящиеся к данной категории, довольно разнообразны.
Ядохимикаты, исходя из их специфики, транспортируют в затаренном виде. Это обычно контейнеры, барабаны и мешки. И это крайне важно с точки зрения безопасности и гигиены. Такого рода упаковка и перевозка опасных грузов является наиболее приемлемой, так как в таких случаях контакт работников с веществами сводится к минимуму.
Минеральные удобрения – еще одна важная тема. Они бывают калийными, азотными и фосфорными. Томасшлак, преципитат, селитры, микроудобрения с бором, медью, марганцем, аммиачная вода - это все лишь небольшой их перечень. Транспорт опасных грузов данного типа производится несколько иначе. Их не затаривают. Перевозят, как правило, навалом. Только отдельные вещества могут транспортировать в сосудах. И то лишь те, которые имеют вид гранул или капсул.
Взрывчатые вещества
Перевозка опасных грузов, относящихся к этой категории (класс № 1), должна быть максимально организованной. Потому что к первому классу относятся те вещества, которые вполне могут при неаккуратном обращении взорваться. Соответствующие изделия также принадлежат к данной категории. К слову, пиротехнические вещества также относятся к данному типу.
Есть еще несколько подклассов. Они довольно обширны. Но самый основной подкласс – это 1.1. К нему относятся такие вещества, взрыв которых наносит непоправимые последствия. Взрывается что-то одно – и происходит цепная реакция. Все другие подклассы характеризуются меньшей опасностью. Взрывчатый эффект и разбрасывание не имеют такой силы, как в случае с веществами 1.1.
Газы и жидкости
Еще две категории. Их также нужно отметить вниманием, рассказывая про то, как происходит перевозка опасных грузов. Газы могут быть сжатыми, сжиженными, растворенными. Они тоже делятся на подклассы. Есть невоспламеняющиеся газы (обычные и ядовитые), легковоспламеняющиеся, а также химически неустойчивые.
Легковоспламеняющиеся жидкости также опасны. Ведь это бензин, бензол, газолин, ацетон, масла сивушные, гидротормозные жидкости, лаки, латексы, уайт-спирит, растворители, дизель, разбавители… Это еще не весь список. Но суть заключается в том, что для воспламенения их не нужно высоких температур. Для лигроина, например, будет достаточно 23 градусов. Так что это тоже очень опасные грузы. Правила потому и диктуют определенные нормы, которые необходимо соблюдать при их транспортировке.
Твердые, токсичные и окисляющие вещества
Это то, что может самовозгореться или источает в атмосферу токсичные газы. Или вследствие трения воспламениться. Хлопковая вата, пакля, спички, кинофильмы, нафталин, пленка – это всё кажется безобидным, но на самом деле является товаром особой группы риска. Ветошь, рубчатое железо, рыбная мука, отходы хлопка, цинковый порошок, сплавы натрия, калия, кремнистый алюминий – эти и еще многие другие вещества считаются опасными. Одни взаимодействуют с температурой, другие – с жидкостью.
Окисляющие вещества выделяют кислород и, как следствие, поддерживают горение. Нередко при неаккуратном обращении вызывают взрыв и самовоспламенение. Перекись калия, водорода, кальция, азотнокислое серебро, органические пероксиды, перекись бензоила – это тоже лишь малый перечень таких веществ.
Яды – это отдельная тема. Они вызывают смертельный исход. Или как минимум наносят серьезный ущерб человеческому здоровью, если внутрь организма попали пары или же часть попала на кожу. Бензил бромид, бруцин, мышьяковая твердая кислота, свежие сухожилия (это уже инфекционные вещества), брезенты, фекальные вещества, копыта и рога, кости, свежие шкуры - перечень тоже немаленький, но это основные примеры.
Другие классы
Прежде чем подробнее рассказать о том, как перевозят опасный груз автомобильным транспортом, стоит завершить тему классификации. Итак, радиоактивные вещества. Их удельная активность, как правило, превышает показатель в 70 кБк/кг. Для их транспортировки разработаны особые рекомендации, которые установило Международное агентство по атомной энергии.
Коррозийные вещества – это те, которые легко могут повредить живую ткань, если вступят с ней в контакт. Кислоты, щелочи и другие едкие растворы. Они представляют большую опасность и могут повредить не только живую ткань, но и остальные грузы.
И еще есть одна категория, последняя. К ней относятся те вещества, которые нельзя включить в список всех вышеперечисленных. Они не представляют сильной опасности, но всё равно требуют соблюдать определенные правила хранения, а также перевозки. Это вещества, которые становятся едкими при особых условиях. Например, аммиакат и углеаммиакат. И горючие жидкости, воспламеняющиеся при температуре от 61 до 100 градусов. Мазуты, гидрон, волокна и т. д. Вот, в принципе, и вся классификация опасных грузов.
Подготовка к перевозке
Теперь о главном. Грузоотправитель должен соблюсти массу требований перед тем, как транспортировать опасные вещества. Он обязан представить накладную в 4 экземплярах вместе с аварийной карточкой системы информации об опасности. Нужно предварительно проверить состояние тары и самого груза. Пломбы и маркировки также должны быть. Еще каждое ТС, в котором будет находиться товар, должно иметь паспорт безопасности. Грузоотправитель обязан соблюдать представленную ему инструкцию, касающуюся загрузки и разгрузки. А после того как перевозка опасных грузов автомобильным транспортом будет завершена, владельцу ТС и водителю (иногда это один и тот же человек) нужно очистить кузов от остатков перевозимых веществ и желательно потратиться на дегазацию, дезинфекцию или же деактивацию контейнера или машины в целом.
Техническое обеспечение
Еще один важный вопрос, касающийся темы перевозки опасных грузов. Транспорт, путем которого будет осуществляться этот процесс, должен быть подготовленным и приспособленным для этой цели. На ТС обязаны иметься соответствующие нормативные документы. Еще машины, которые регулярно используются для транспортировки взрывчатых веществ и тех, которые могут воспламениться, обязаны иметь выпускную трубу глушителя. Она должна быть вынесена перед радиатором, и еще с наклоном. Бак топлива обязан находиться вдали от аккумулятора. Или как минимум там надо установить перегородку. Обязательно наличие кожуха со стороны боков и днища.
Электричество
Номинальное напряжение имеющегося в ТС электрооборудования не должно превышать показателя в 24 В – это обязательное условие. Провода проводки следует защитить бесшовной оболочкой. Электросеть важно изолировать от чересчур высоких нагрузок. А аккумуляторы поместить в вентилируемый отсек, выполненный из металла или иного прочного материала. И еще в машине должно иметься особое приспособление, которое отключает аккумулятор от электроцепи нажатием на 2-полюсной выключатель. Также перевозка опасных грузов автомобильным транспортом должна выполняться только той машиной, у которой нет прицепов (либо один и небольшой).
Другие требования
Естественно, перечень правил и нормативных актов очень длинный и объемный. Все перечислить просто невозможно. Но некоторые положения были изложены выше. Еще, например, опасные грузы можно перевозить только в той упаковке, которая соответствует нормам ГОСТ 26319-84. К подъемно-транспортному оборудованию тоже есть требования. Лебедки, к примеру, оборудуются двумя тормозами. А электродвигатели выполняются из взрывобезопасных материалов.
К персоналу, принимающему участие в перевозке, - особые требования. Водитель проходит инструктаж и подготовку, потом сдает экзамен. Медицинский осмотр также обязателен, точно так же, как и наличие определенного стажа в плане управления транспортным средством. Важно, чтобы человек был аккуратным водителем. Не трогался резко, не разгонялся, не тормозил внезапно, не обгонял других и не курил внутри машины. При себе у водителя должна быть лицензионная карточка на ТС с обязательной пометкой “Перевозка ОГ” и путевой лист с маршрутом. Плюс свидетельство о допуске к этой перевозке, накладная, адреса и телефоны организаторов транспортировки и получателей.
Если вдруг случается непредвиденная ситуация, то к месту происшествия водитель не должен подпускать других лиц. Надо позвонить в аварийную бригаду, и если есть пострадавшие, то оказать им помощь.
В общем, положений действительно много. И понятно, почему, ведь автомобильные перевозки опасных грузов – дело действительно ответственное.
Похожие статьи
- Сколько можно ездить без техосмотра, или Что делать, если ТО закончился?
- Должностная инструкция приемосдатчика груза и багажа
- Автомобильные огнетушители: советы по выбору и отзывы
- Ручная кладь в самолете. Что нельзя брать в самолет. Размер ручной клади в самолете
- Водитель-экспедитор: обязанности, должностная инструкция
- Пестициды это... Применение. Загрязнение пестицидами
- М10 (трасса): состояние на сегодня. Трасса Санкт-Петербург - Москва