Надежда Павлова: биография, фото, личная жизнь и интересные факты
Легенда балета, пленница Терпсихоры – это все Надежда Павлова - балерина, о которой ее первые педагоги из Перми говорили, что появилась вторая Павлова, если ничего не случится, конечно. Ее жизнь в балете трудно, но блестяще состоялась. Летая над сценой легким, полным воздуха шагом, казавшимся нереально огромным, Надежда Павлова, фотография это демонстрирует, поражала всех, кому посчастливилось попасть на ее спектакль.
Детство, переходящее в юность
Восьмой, младший ребенок в семье рентгенотехника Василия Петровича и воспитательницы детского сада Марии Ильиничны Павловых из Чебоксар родился 15.05.1956 года. Дочку назвали говорящим именем Надежда. Родители пока не знали, что их Надежда станет надеждой, восходящей, а потом блистающей звездой русского балета. В 7 лет она пошла в Дом пионеров и записалась в танцевальный кружок.
Чуть позже папа с мамой обратили внимание, что их дочка очень похудела. Они разволновались и отвели ее к врачу. Тут все и разъяснилось: она села на диету. Питание девочки родители начали контролировать. Когда Наде было десять лет, то в поисках талантливых детей приехала комиссия из Перми. Ее сразу пригласили учиться в Пермское хореографическое училище. На экзаменах Надежда Павлова всех изумила своими природными профессиональными качествами. Начались занятия. Во втором классе у Нади появился строгий педагог Людмила Павловна Сахарова. Она внесла в классические занятия новые веяния времени – спортивно-театральный танец. Отрабатывалось все до самой последней мелочи. Все движения должны быть идеальными: крепкая пальцевая техника, уверенное вращение, апломб и даже акробатика. Длительные тренинги, полное подчинение азартному педагогу, кроме высокой техники, обернулись и другой стороной – психической неустойчивостью. Уже со второго класса Надежда Павлова выступает на концертах с номерами, которые ставили специально для нее: «Девочка и эхо», «Озорница», «Маленькая балерина» и, конечно, участвует во всех детских партиях Пермского театра: Кукла в «Коппелии», Амурчик в «Дон Кихоте» и Красная шапочка в «Спящей красавице». В 14 лет, еще даже не выпускницу, ее замечают критики на гастролях в Москве, отмечая наряду с техникой взрослое внутреннее наполнение исполнения. Не закончив училища в 1973 году, Надежда Павлова получает Гран-при II Международного конкурса артистов балета. В скобках скажем, что после этого Гран-при получили только трое танцовщиков. Во время подготовки к нему она знакомится с Вячеславом Гордеевым, который работает в Большом театре с 1968 года.Переезд в столицу
После года работы в Перми Павлову приглашают в Большой театр. Ее уговорил Гордеев, который всегда напоминал ей, чем Надя ему обязана. Она занимается в классе Асафа Мессерера и роли репетирует с Мариной Семеновой, обретая большой классический стиль и глубокий драматизм. В эти годы складывается ее творческий союз с Гордеевым, который на 10 лет старше Павловой. Скромной, молчаливой, начитанной провинциальной девочке было сложно работать в Большом театре, в котором, как во всяком театре, плелись сложные интриги. Долгое время блистала, будучи солисткой, в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спартаке», «Шопениане», «Спящей красавице» – в лучших из возможных ролей Надежда Павлова. Балерина имела фирменный знак – гранд батман и невероятно легкое отведение ноги в сторону с возращением назад. Широта и размах движения, это доказано актрисой, прекрасны, хотя до нее техника ставилась под сомнение.
В ее исполнении становятся естественными условные движения классического танца. По ее собственным словам, танцовщица воспринимала жизнь через движение, а слово было вторичным. Павлова очень благодарна всем педагогам, которые с ней занимались. Но особенно запомнились все уроки Марины Тимофеевны Семеновой. С ней каждое движение становилось небольшим спектаклем. Это полностью совпадало с мировосприятием танцовщицы, для которой руки и ноги должны двигаться согласованно, а не по отдельности, сами по себе.Сложная профессиональная жизнь балерины
Надежда Павлова – балерина, личная жизнь которой складывалась весьма непросто. Истоки следует искать в детстве. Но она не любит о нем вспоминать. В семье, где было слишком много детей, девочка не получила тепла и ласки. Когда ее взяли учиться в Пермь, то родители были обрадованы. Они направили десятилетнюю дочку туда одну. Поздравительные открытки по праздникам – вот и все общение. Они все отвыкли от дочери и сестры. Когда Надю знал весь мир, сестра пришла на спектакль и после него, не заходя к Наде, сразу ушла. Ни одного теплого слова, ни одного объятия. Стойкой лишь до определенного времени была Надежда Павлова.
Личная жизнь не заладилась в училище. Обучение было по-казарменному жестким. Детства не было. Все подчинялось танцам. Вставали в 7:00, затем изнуряющие занятия, потом репетиции. Строжайшая диета. Куклы, игры во дворе, прятки – всего этого дети были лишены. В дополнение Надежда Павлова, (дети училища также не были исключением) была постоянно унижена. На них за каждую ошибку кричали, называли уродами и бездарностями. «Педагог» в любой момент мог сильно ударить ногой. Таким экзекуциям подвергалась и молоденькая Надежда Павлова (балерина). Дети из ее класса плакали очень часто, но никто и думал их утешать. Когда девочка завоевала Гран-при, педагоги стали (чтобы не загордилась) относиться еще хуже и жестче. А призы у нее попросту забрали. Многие пытались сломать танцовщицу по имени Надежда Павлова. Балерина, личная жизнь которой в браке складывалась негладко, тяжело дыша, выбегала после аллегро за кулисы.
С нее полотенцами промокали пот, и она вновь выпархивала к зрителям с лучезарной улыбкой. Потом все повторялось. Балерина выкладывалась не только физически, но эмоционально, что не менее трудно. Поэтому в балете так мало звезд - не каждый выдерживал столь напряженную жизнь.«Звездный» брак
Творческий союз двух звезд - Гордеева и Павловой, перерос в семейную жизнь. Они сыграли свадьбу в «Метрополе», где собралось невероятное количество гостей.
В паре Гордеев-Павлова роль лидера захватил Гордеев, прекрасный танцовщик, но слабый семьянин. Они много танцевали вместе, но Гордеев ломал жену под себя и ему это почти удалось. Пришлось даже посещать известного опытного психотерапевта. Надя не болела «звездной» болезнью, а, наоборот, была зажата и спрятана под маской. Ее она надевала на каждый спектакль, когда надо было прожить на сцене другую жизнь. Там она была принцессой. А в быту не так просто стать простой, милой женщиной, когда рядом король, который тоже не вышел из роли. В быту продолжался типичный конфликт «Моцарта и Сальери». В квартире был танцкласс. Она непрерывно танцевала и стала ощущать себя машиной. К тому же друзья Вячеслава, навещавшие их, всегда подчеркивали, что Надя всем обязана мужу. Все это Надя переносила с трудом, и к врачу она попала в глубокой депрессии. Доктор ее «вытащил», окружил заботой, в результате чего женщина развелась с Гордеевым и стала спокойно жить рядом с любящим, заботливым и понимающим мужем, Константином Михайловичем Окулевичем. Это произошло в 1980 году. Можно спросить, как сейчас живет Надежда Павлова (балерина)? Личная жизнь, дети - есть ли все это у нее? К сожалению, наследники у нее не появились. Она была обручена со сценой и танцами.
Кто повлиял на Н. Павлову
Люди балета, пытавшиеся изменить ее как личность, очень повредили хрупкому организму. Только доктор, человек по-своему творческий, ибо врачевание – это искусство, помог балерине найти себя, поверить в свои силы и возможности.
Мудрый и добрый, он вникает во все ее проблемы, не оставляя их без внимания. Все тяжелые моменты переживаются совместно. Немало забот своей супруги он решал весьма оригинально, и в целом она получила желанное чувство свободы.Уникальные технические возможности Павловой
Рецензенты не могли достаточно внятно объяснить, в чем заключалась притягательность образов, созданных балериной. Она была невероятно популярна. Об этом говорили длинные очереди у касс театра, писали статьи критики. Подшивки газет того времени только подтверждают вышесказанное. Конечно, Павлова открыла новые профессиональные возможности: невероятно большой и грациозный па де ша (вид прыжка), невообразимо легкий павловский шаг, которые и сейчас не все могут сделать, но не только этим все объяснялось.
Образы на сцене
В первые годы, начиная с 1975 по 1980 гг., Павлова проявляла удивительную работоспособность. За пять сезонов она подготовила 10 ведущих партий. Это были Маша («Щелкунчик»), Геро («Любовью за любовь»), Ширин («Легенда о любви»), Фригия («Спартак»), Китри («Дон Кихот»), Аврора («Спящая красавица), Эола («Икар»), Джульетта, Солистка («Эти чарующие звуки»), Валентина («Ангара).
Для нее в 81-м году А. Петров создал партию Принцессы («Деревянный принц» Б. Бартока). А. Мессерер представлял, как могла бы выглядеть Павлова в роли Жанны д´Арк. Хореограф А. Петров вспоминает, что понял, как надо проводить репетиции, глядя, как исполняет Павлова Джульетту и Жизель. Такому тонкому, закрытому и деликатному человеку, как она надо ставить партии утонченные, с контрастами выразительных ярких и лирических, нежных сцен. В 1984 году, в 28 лет Павловой присвоили звание народной артистки СССР. Она продолжала свои творческие искания. Не ограничиваясь только классическим репертуаром, она пошла вперед, исполняя «Сонату № 5» Бетховена и «Вариации» на тему Доницетти. Павлова на сцене ошеломляла изяществом, потрясала нежностью, непревзойденной музыкальностью и неподражаемой хрупкостью. В 1986 году она танцует партию Флоретты в «Синей бороде» М. Фокина в постановке Власова, а в 1992 г. – Никии в «Баядерке», в 1996 г. – Сильфиду в одноименном балете. В сорок пять лет Надежда Павлова выходит на пенсию. По обычным меркам – рано. Примадонны танцуют и позже, но Надежда Васильевна ушла, чтобы вернуться в другом качестве.Исчезновение
В 2000 году рассталась с Большим театром Надежда Павлова. Балерина, биография которой продолжилась работой за границей, объездила полмира, побывав во Франции, Германии, Японии, Финляндии. Спустя годы она дала интервью. Женщина в нем не раскрылась полностью, поскольку это не соответствует ее характеру, но через 13 лет после ухода со сцены она возвращается в балет педагогом-репетитором и рассказывает о своей работе. Вначале балерина является художественным руководителем Театра балета Надежды Павловой, затем – Ренессанс-балета. С 2013 года она вновь работает в Большом, но только в качестве балетмейстера-репетитора балетной труппы этого театра. Ей очень интересно раскрыть в своем ученике именно индивидуальность, а не сделать из него вторую Н. Павлову. Для этого, она считает, надо меньше навязывать. Ученик должен найти собственную интонацию, свой жест и шаг. Через танец, по ее мнению, раскрывается душа. У каждого она различна. Надо помочь по-доброму взрастить зерно его личности. Эту задачу как педагог ставит пред собой Н. Павлова.
Взаимоотношения с Рудольфом Нуриевым
Надежда Павлова познакомилась с гением танца на гастролях в Вене в далекие 70-е годы. Тогда он дал банкет в честь артистов Большого театра. В 91-м году гений дирижировал в Казани, когда Н. Павлова исполняла Жизель. После этого он приехал в Москву и жил в ее доме. Они с супругом радушно приняли артиста. В гостях мужчина сбросил привычную маску, расслабился и стал самим собой. Уехав в Петербург, он снова стал играть роль «Нуриева» – человека без страха и упрека, равнодушного к любой опасности.
Интересные факты
- Портреты Надежды Павловой в разные годы писали Евгений Широков, Илья Глазунов, Валерий Косоруков. Имеются также скульптурные работы Игоря Васильева и Любови Лондон.
- О ней сняты фильмы. Ее танцы живут на кинопленке в фильме «Асаф Мессерер» (1981), «Дочери отчизны»(1976). Имеется телевизионная версия балета «Дон Кихот», фильм-балет «Поэмы» (музыка Ф. Листа, 1981), документальный фильм «Поклон учителю», а также «Танцует Надя Павлова» (1973), «Джульетта» (1974), «Дуэт молодых»(1977), «Надежда Павлова» (1992). Балерина снялась в советско-американском фильме «Синяя птица», а также в детективе «Сицилианская защита».
- Надеждой Павловой восхищался Николай Цискаридзе до такой степени, что с большой охотой пошел в балет. Он увидел ее впервые в «Жизели», и в реальной жизни на сцене она стала его первой Жизелью. На представленной фотографии мы видим Н. Павлову и Н. Цискаридзе в «Сильфиде».
- А еще Надежда увлекается верховой ездой.
Самое сложное – воспитать из себя балерину. С Надей было относительно просто - она жила танцем и всю жизнь без остатка посвятила балету. Ее любимым композитором был и остается П. И. Чайковский. Балерина любит простой среднерусский пейзаж, его ширь и простор. Не склонная к метафизике, эта женщина мир воспринимает по большей части интуитивно - у нее поразительно развита интуиция. Астрологи объясняют это качество, а также женственность тем, как сошлись звезды во время ее рождения. На этом мы заканчиваем описание жизни танцовщицы, которая навсегда вошла в историю балета и чье имя – Надежда Павлова. Биография ее доказала, что балет очень деспотичен. Он пленит человека целиком.
Похожие статьи
- Актриса Софья Павлова: непростая жизнь
- Балет "Сильфида": краткое содержание
- Сергей Павлов: биография и творчество
- Мессерер Суламифь: биография и семья
- Биография Рудольфа Нуриева – история гениального беглеца
- Ирина Дерюгина: биография, личная жизнь, спортивные достижения
- Надежда Кеворкова – исследователь современных религиозных процессов