Надежда Павлова: биография, фото, личная жизнь и интересные факты

0
0

Легенда балета, пленница Терпсихоры – это все Надежда Павлова - балерина, о которой ее первые педагоги из Перми говорили, что появилась вторая Павлова, если ничего не случится, конечно. Ее жизнь в балете трудно, но блестяще состоялась. Летая над сценой легким, полным воздуха шагом, казавшимся нереально огромным, Надежда Павлова, фотография это демонстрирует, поражала всех, кому посчастливилось попасть на ее спектакль.

надежда павлова

Детство, переходящее в юность

Восьмой, младший ребенок в семье рентгенотехника Василия Петровича и воспитательницы детского сада Марии Ильиничны Павловых из Чебоксар родился 15.05.1956 года. Дочку назвали говорящим именем Надежда. Родители пока не знали, что их Надежда станет надеждой, восходящей, а потом блистающей звездой русского балета. В 7 лет она пошла в Дом пионеров и записалась в танцевальный кружок.

надежда павлова балерина
Чуть позже папа с мамой обратили внимание, что их дочка очень похудела. Они разволновались и отвели ее к врачу. Тут все и разъяснилось: она села на диету. Питание девочки родители начали контролировать. Когда Наде было десять лет, то в поисках талантливых детей приехала комиссия из Перми. Ее сразу пригласили учиться в Пермское хореографическое училище. На экзаменах Надежда Павлова всех изумила своими природными профессиональными качествами. Начались занятия.
надежда павлова личная жизнь
Во втором классе у Нади появился строгий педагог Людмила Павловна Сахарова. Она внесла в классические занятия новые веяния времени – спортивно-театральный танец. Отрабатывалось все до самой последней мелочи. Все движения должны быть идеальными: крепкая пальцевая техника, уверенное вращение, апломб и даже акробатика. Длительные тренинги, полное подчинение азартному педагогу, кроме высокой техники, обернулись и другой стороной – психической неустойчивостью. Уже со второго класса Надежда Павлова выступает на концертах с номерами, которые ставили специально для нее: «Девочка и эхо», «Озорница», «Маленькая балерина» и, конечно, участвует во всех детских партиях Пермского театра: Кукла в «Коппелии», Амурчик в «Дон Кихоте» и Красная шапочка в «Спящей красавице». В 14 лет, еще даже не выпускницу, ее замечают критики на гастролях в Москве, отмечая наряду с техникой взрослое внутреннее наполнение исполнения. Не закончив училища в 1973 году, Надежда Павлова получает Гран-при II Международного конкурса артистов балета.
надежда павлова балерина биография
В скобках скажем, что после этого Гран-при получили только трое танцовщиков. Во время подготовки к нему она знакомится с Вячеславом Гордеевым, который работает в Большом театре с 1968 года.

Переезд в столицу

После года работы в Перми Павлову приглашают в Большой театр. Ее уговорил Гордеев, который всегда напоминал ей, чем Надя ему обязана. Она занимается в классе Асафа Мессерера и роли репетирует с Мариной Семеновой, обретая большой классический стиль и глубокий драматизм. В эти годы складывается ее творческий союз с Гордеевым, который на 10 лет старше Павловой. Скромной, молчаливой, начитанной провинциальной девочке было сложно работать в Большом театре, в котором, как во всяком театре, плелись сложные интриги. Долгое время блистала, будучи солисткой, в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спартаке», «Шопениане», «Спящей красавице» – в лучших из возможных ролей Надежда Павлова. Балерина имела фирменный знак – гранд батман и невероятно легкое отведение ноги в сторону с возращением назад. Широта и размах движения, это доказано актрисой, прекрасны, хотя до нее техника ставилась под сомнение.

надежда павлова биография
В ее исполнении становятся естественными условные движения классического танца. По ее собственным словам, танцовщица воспринимала жизнь через движение, а слово было вторичным. Павлова очень благодарна всем педагогам, которые с ней занимались. Но особенно запомнились все уроки Марины Тимофеевны Семеновой. С ней каждое движение становилось небольшим спектаклем. Это полностью совпадало с мировосприятием танцовщицы, для которой руки и ноги должны двигаться согласованно, а не по отдельности, сами по себе.

Сложная профессиональная жизнь балерины

Надежда Павлова – балерина, личная жизнь которой складывалась весьма непросто. Истоки следует искать в детстве. Но она не любит о нем вспоминать. В семье, где было слишком много детей, девочка не получила тепла и ласки. Когда ее взяли учиться в Пермь, то родители были обрадованы. Они направили десятилетнюю дочку туда одну. Поздравительные открытки по праздникам – вот и все общение. Они все отвыкли от дочери и сестры. Когда Надю знал весь мир, сестра пришла на спектакль и после него, не заходя к Наде, сразу ушла. Ни одного теплого слова, ни одного объятия. Стойкой лишь до определенного времени была Надежда Павлова.

Личная жизнь не заладилась в училище. Обучение было по-казарменному жестким. Детства не было. Все подчинялось танцам. Вставали в 7:00, затем изнуряющие занятия, потом репетиции. Строжайшая диета. Куклы, игры во дворе, прятки – всего этого дети были лишены. В дополнение Надежда Павлова, (дети училища также не были исключением) была постоянно унижена. На них за каждую ошибку кричали, называли уродами и бездарностями. «Педагог» в любой момент мог сильно ударить ногой. Таким экзекуциям подвергалась и молоденькая Надежда Павлова (балерина). Дети из ее класса плакали очень часто, но никто и думал их утешать. Когда девочка завоевала Гран-при, педагоги стали (чтобы не загордилась) относиться еще хуже и жестче. А призы у нее попросту забрали. Многие пытались сломать танцовщицу по имени Надежда Павлова. Балерина, личная жизнь которой в браке складывалась негладко, тяжело дыша, выбегала после аллегро за кулисы.

надежда павлова балерина личная жизнь дети
С нее полотенцами промокали пот, и она вновь выпархивала к зрителям с лучезарной улыбкой. Потом все повторялось. Балерина выкладывалась не только физически, но эмоционально, что не менее трудно. Поэтому в балете так мало звезд - не каждый выдерживал столь напряженную жизнь.

«Звездный» брак

Творческий союз двух звезд - Гордеева и Павловой, перерос в семейную жизнь. Они сыграли свадьбу в «Метрополе», где собралось невероятное количество гостей.

В паре Гордеев-Павлова роль лидера захватил Гордеев, прекрасный танцовщик, но слабый семьянин. Они много танцевали вместе, но Гордеев ломал жену под себя и ему это почти удалось. Пришлось даже посещать известного опытного психотерапевта. Надя не болела «звездной» болезнью, а, наоборот, была зажата и спрятана под маской. Ее она надевала на каждый спектакль, когда надо было прожить на сцене другую жизнь. Там она была принцессой. А в быту не так просто стать простой, милой женщиной, когда рядом король, который тоже не вышел из роли. В быту продолжался типичный конфликт «Моцарта и Сальери». В квартире был танцкласс. Она непрерывно танцевала и стала ощущать себя машиной. К тому же друзья Вячеслава, навещавшие их, всегда подчеркивали, что Надя всем обязана мужу. Все это Надя переносила с трудом, и к врачу она попала в глубокой депрессии. Доктор ее «вытащил», окружил заботой, в результате чего женщина развелась с Гордеевым и стала спокойно жить рядом с любящим, заботливым и понимающим мужем, Константином Михайловичем Окулевичем. Это произошло в 1980 году. Можно спросить, как сейчас живет Надежда Павлова (балерина)? Личная жизнь, дети - есть ли все это у нее? К сожалению, наследники у нее не появились. Она была обручена со сценой и танцами.

Кто повлиял на Н. Павлову

Люди балета, пытавшиеся изменить ее как личность, очень повредили хрупкому организму. Только доктор, человек по-своему творческий, ибо врачевание – это искусство, помог балерине найти себя, поверить в свои силы и возможности.

надежда павлова балерина дети
Мудрый и добрый, он вникает во все ее проблемы, не оставляя их без внимания. Все тяжелые моменты переживаются совместно. Немало забот своей супруги он решал весьма оригинально, и в целом она получила желанное чувство свободы.

Уникальные технические возможности Павловой

Рецензенты не могли достаточно внятно объяснить, в чем заключалась притягательность образов, созданных балериной. Она была невероятно популярна. Об этом говорили длинные очереди у касс театра, писали статьи критики. Подшивки газет того времени только подтверждают вышесказанное. Конечно, Павлова открыла новые профессиональные возможности: невероятно большой и грациозный па де ша (вид прыжка), невообразимо легкий павловский шаг, которые и сейчас не все могут сделать, но не только этим все объяснялось.

Образы на сцене

В первые годы, начиная с 1975 по 1980 гг., Павлова проявляла удивительную работоспособность. За пять сезонов она подготовила 10 ведущих партий. Это были Маша («Щелкунчик»), Геро («Любовью за любовь»), Ширин («Легенда о любви»), Фригия («Спартак»), Китри («Дон Кихот»), Аврора («Спящая красавица), Эола («Икар»), Джульетта, Солистка («Эти чарующие звуки»), Валентина («Ангара).

надежда павлова дети
Для нее в 81-м году А. Петров создал партию Принцессы («Деревянный принц» Б. Бартока). А. Мессерер представлял, как могла бы выглядеть Павлова в роли Жанны д´Арк. Хореограф А. Петров вспоминает, что понял, как надо проводить репетиции, глядя, как исполняет Павлова Джульетту и Жизель. Такому тонкому, закрытому и деликатному человеку, как она надо ставить партии утонченные, с контрастами выразительных ярких и лирических, нежных сцен. В 1984 году, в 28 лет Павловой присвоили звание народной артистки СССР. Она продолжала свои творческие искания. Не ограничиваясь только классическим репертуаром, она пошла вперед, исполняя «Сонату № 5» Бетховена и «Вариации» на тему Доницетти. Павлова на сцене ошеломляла изяществом, потрясала нежностью, непревзойденной музыкальностью и неподражаемой хрупкостью. В 1986 году она танцует партию Флоретты в «Синей бороде» М. Фокина в постановке Власова, а в 1992 г. – Никии в «Баядерке», в 1996 г. – Сильфиду в одноименном балете. В сорок пять лет Надежда Павлова выходит на пенсию. По обычным меркам – рано. Примадонны танцуют и позже, но Надежда Васильевна ушла, чтобы вернуться в другом качестве.

Исчезновение

В 2000 году рассталась с Большим театром Надежда Павлова. Балерина, биография которой продолжилась работой за границей, объездила полмира, побывав во Франции, Германии, Японии, Финляндии. Спустя годы она дала интервью. Женщина в нем не раскрылась полностью, поскольку это не соответствует ее характеру, но через 13 лет после ухода со сцены она возвращается в балет педагогом-репетитором и рассказывает о своей работе. Вначале балерина является художественным руководителем Театра балета Надежды Павловой, затем – Ренессанс-балета. С 2013 года она вновь работает в Большом, но только в качестве балетмейстера-репетитора балетной труппы этого театра. Ей очень интересно раскрыть в своем ученике именно индивидуальность, а не сделать из него вторую Н. Павлову. Для этого, она считает, надо меньше навязывать. Ученик должен найти собственную интонацию, свой жест и шаг. Через танец, по ее мнению, раскрывается душа. У каждого она различна. Надо помочь по-доброму взрастить зерно его личности. Эту задачу как педагог ставит пред собой Н. Павлова.

Взаимоотношения с Рудольфом Нуриевым

Надежда Павлова познакомилась с гением танца на гастролях в Вене в далекие 70-е годы. Тогда он дал банкет в честь артистов Большого театра. В 91-м году гений дирижировал в Казани, когда Н. Павлова исполняла Жизель. После этого он приехал в Москву и жил в ее доме. Они с супругом радушно приняли артиста. В гостях мужчина сбросил привычную маску, расслабился и стал самим собой. Уехав в Петербург, он снова стал играть роль «Нуриева» – человека без страха и упрека, равнодушного к любой опасности.

Интересные факты

  • Портреты Надежды Павловой в разные годы писали Евгений Широков, Илья Глазунов, Валерий Косоруков. Имеются также скульптурные работы Игоря Васильева и Любови Лондон.
  • О ней сняты фильмы. Ее танцы живут на кинопленке в фильме «Асаф Мессерер» (1981), «Дочери отчизны»(1976). Имеется телевизионная версия балета «Дон Кихот», фильм-балет «Поэмы» (музыка Ф. Листа, 1981), документальный фильм «Поклон учителю», а также «Танцует Надя Павлова» (1973), «Джульетта» (1974), «Дуэт молодых»(1977), «Надежда Павлова» (1992). Балерина снялась в советско-американском фильме «Синяя птица», а также в детективе «Сицилианская защита».
  • Надеждой Павловой восхищался Николай Цискаридзе до такой степени, что с большой охотой пошел в балет. Он увидел ее впервые в «Жизели», и в реальной жизни на сцене она стала его первой Жизелью. На представленной фотографии мы видим Н. Павлову и Н. Цискаридзе в «Сильфиде».

надежда павлова балерина личная жизнь

  • А еще Надежда увлекается верховой ездой.

Самое сложное – воспитать из себя балерину. С Надей было относительно просто - она жила танцем и всю жизнь без остатка посвятила балету. Ее любимым композитором был и остается П. И. Чайковский. Балерина любит простой среднерусский пейзаж, его ширь и простор. Не склонная к метафизике, эта женщина мир воспринимает по большей части интуитивно - у нее поразительно развита интуиция. Астрологи объясняют это качество, а также женственность тем, как сошлись звезды во время ее рождения. На этом мы заканчиваем описание жизни танцовщицы, которая навсегда вошла в историю балета и чье имя – Надежда Павлова. Биография ее доказала, что балет очень деспотичен. Он пленит человека целиком.