Екатерина Арагонская: биография

0
0

В январе 1536 года придворный лекарь английского короля Карла VIII, приступив к бальзамированию тела его бывшей жены Екатерины Арагонской, вскрыл грудную клетку, и в ужасе отшатнулся. Сердце, бившееся ещё за несколько дней до этого, невероятным образом почернело и деформировалось. Опытный эскулап понял причину случившегося, но не решился назвать её вслух – это означало бы для него верную смерть.

Екатерина Арагонская

Появление на свет юной инфанты

Когда в 1485 году королева Испании Изабелла Кастильская – жена властительного монарха Фердинанда Арагонского почувствовала приближение родов, она удалилась в замок архиепископа Толедского. Не то чтобы ставленник Рима имел какое-то отношение к предстоящему событию (так утверждали потом злые языки), просто под кровом служителя Божьего ей было спокойнее выполнить своё извечное женское предназначение.

Появившаяся на свет девочка – будущая королева Англии Екатерина Арагонская, являясь младшим ребёнком в семье, получила титул инфанты, так как не имела права на испанский престол. По законам тех лет, принцами и принцессами становились лишь старшие дети, которым предстояло унаследовать корону.

Воспитание королевских дочерей

Период, когда Екатерина Арагонская появилась на свет, вошёл в историю как расцвет эпохи Возрождения, отмеченный подъёмом науки, искусства и общественного самосознания. Это во многом повлияло на уровень образования, которое получила юная инфанта и её старшие сёстры. Их матушка – королева Изабелла Кастильская, всемерно заботясь о дочерях, пригласила к ним в качестве домашнего учителя великого гуманиста того времени Алессандро Джеральдини.

Неизвестно, насколько это нравилось самим девицам, но под руководством именитого педагога, они неустанно штудировали генеалогию, геральдику, каноническое и гражданское право, историю, классическую литературу, а в довершение всего, ещё и пару давно вышедших из употребления языков – латынь и древнегреческий. Справедливости ради следует упомянуть, что учили их и чисто женским наукам столь необходимым во все века – рукоделию, шитью и ведению домашнего хозяйства.

В ожидании будущей свадьбы

Детство, как известно, проходит быстро и неважно, растёт ли ребёнок в семье простых крестьян или в королевском дворце. Поскольку инфантам, согласно традиции, предстояло обеспечить династический союз Испании с влиятельнейшими дворами Европы, для каждой из сестёр вскоре был выбран достойный жених. Екатерину помолвили с наследником Английского престола принцем Уэльским Артуром, но, поскольку ей в то время исполнилось лишь четырнадцать лет, ждать свадьбу пришлось целых два года.

Екатерина Арагонская и Генрих 8

Кстати, выяснилась любопытная подробность – Екатерина Арагонская и её сёстры, в слезах и муках вызубрившие латынь и древнегреческий, не владели ни одним современным иностранным языком, что даже в те времена для членов королевских семей считалось позором. Пришлось срочно навёрстывать упущенное, и вновь звать великого гуманиста Джеральдини с его опостылевшими учебниками.

Венчание в соборе Святого Петра

Наконец, в октябре 1501 года юная невеста в сопровождении многочисленной свиты, ступила на британский берег, а прибыв через месяц в графство Гэмпшир, была встречена королём Генрихом VII Тюдором и его старшим сыном – наследником престола принцем Артуром, ради которого и было предпринято путешествие.

Вскоре, 14 ноября 1501 года состоялось их венчание. Церемония проходила в лондонском соборе Святого Петра. Из хроники тех лет известно, что согласно традиции, невесту к алтарю вёл младший брат жениха – десятилетний сын короля Генрих Тюдор. Отметим себе его имя, так как в дальнейшем этот человек сыграет в жизни Екатерины роковую роль.

Дошедший до нас из тех давних времён портрет Екатерины Арагонской работы неизвестного художника, являет образ молодой девушки со светло-льняными волосами. Вопреки установившемуся представлению об испанках, её кожа была не смуглой, а почти молочной белизны. Довершают впечатление северного типа женской красоты глаза нежно-голубого цвета. Впрочем, известны и другие её изображения.

Неожиданное вдовство

Поскольку все браки, как известно, заключаются на небесах, можно сделать вывод, что союз испанской инфанты с английским принцем там регистрировать отказались. Проведя лишь четыре с половиной месяца в роли молодой жены, Екатерина Арагонская внезапно овдовела.

Это случилось в мае следующего года, когда они с мужем остановились в принадлежавшем им замке Лодж. В тех местах неожиданно разразилась эпидемия одного малоизученного по сей день заболевания, называемого английской потливой горячкой. Пролежав почти месяц в постели, Екатерина пошла на поправку, а её супруг скончался. Заметим, кстати, что несчастье произошло настолько неожиданно, что испанский король не успел даже выплатить за свою дочь сумму приданого, установленную в брачном контракте.

Королева Екатерина Арагонская

Политические последствия смерти принца Артура

Это печальное, но, в общем-то, вполне житейское событие дало толчок к целому ряду внешнеполитических интриг. Король и королева Испании – родители Екатерины, желая сохранить своё влияние при английском дворе, тут же попытались сосватать свою вдовствующую дочь за младшего сына короля, того самого десятилетнего юнца, который на свадьбе брата вёл её к алтарю собора Святого Петра.

Однако, Генрих VII Тюдор медлил с ответом. Как оказалось, он со дня на день ожидал смерти своей собственной супруги Елизаветы Йоркской, и сам имел виды на бывшую сноху. Такой разворот событий хоть и был весьма лестным для испанского двора, но вызывал вполне реальные опасения, что вступив в брак со зрелым и сильным правителем, Екатерина не сможет оказывать влияние на его политику.

В результате дело приняло затяжной оборот, и обе стороны – испанская и английская, погрязли в бесконечных препирательствах. Наконец, в июне 1503 года был подписан брачный контракт, на основании которого, младший сын короля Англии принц Генрих и Екатерина Арагонская должны были вступить в брак, когда молодому человеку исполнится пятнадцать лет, а за то время пока жених «дозревает», испанский король обязуется уладить со своим испанским сватом все финансовые дела.

Препятствия на пути к новому браку

Кроме всего прочего, сложность состояла ещё в том, что для заключения брака требовалось разрешение римского папы, так как Генрих и Екатерина по канонам католической церкви считались близкими родственниками.

Чтобы устранить это препятствие, молодая вдова поклялась на Библии, что со своим бывшим мужем – братом нынешнего жениха, она, несмотря на формальный брак, не состояла в супружеских отношениях. Такое, довольно странное с её стороны заявление, тем не менее, удовлетворило римского прелата, и его разрешение было получено.

В это же время отец Екатерины – Фердинанд Арагонский, чтобы упрочить положение дочери, несколько пошатнувшееся после смерти её злосчастного Артура, предпринял беспрецедентный по тем временам шаг – назначил её полномочным послом Испании при английском дворе. Это был первый случай в мировой истории, когда на эту должность назначалась женщина.

Дочь Екатерины Арагонской

Последние препятствия к браку отпали после того, как отец жениха – король Генрих VII Тюдор, устраивавший проволочки, и ожидавший смерти собственной жены, чтобы соединиться с Екатериной, сам внезапно скончался. Произошло это 21 апреля 1509 года.

Свадьба и коронация

Долгожданное событие состоялось 11 июня 1509 года – Екатерина Арагонская и Генрих 8 (так её жених стал именоваться после смерти отца) обвенчались в Гринвиче. Торжества, устроенные по этому случаю, несколько затянулись, так как менее чем через две недели для них появился новый повод – коронация, совершившаяся в Вестминстерском аббатстве.

В течение первых пяти лет брака складывалась довольно необычная ситуация – Екатерина Арагонская (королева Англии) являлась одновременно женой правителя государства и послом иностранной державы. Нетрудно догадаться, что все её силы были направлены на поддержку интересов отца, вследствие чего, вся внешняя политика Англии тех лет приняла явно происпанское направление. Новоиспечённая королева Екатерина Арагонская имела столь сильное влияние на мужа, что монархи остальных европейских государств вынуждены были объединяться, чтобы противостоять ей.

Несбывшиеся надежды

Однако, несмотря на столь блистательное начало, дальнейшие события заставляют думать, что и этот новый её брак не был угоден небесам. Испокон века заведено, что правит король, а его жена обязана обеспечить страну крепким и здоровым наследником престола. Вот с этой-то главной своей миссией и не сумела справиться Екатерина Арагонская. Тюдоры, в семью которых она вошла, а главное – супруг, с нетерпением ожидали появление на свет мальчика. Однако, шли годы, а повод для радости всё не наступал.

За это время у несчастной королевы было несколько неудачных беременностей, после чего, 1 января 1511 года на свет появился мальчик. Екатерина Арагонская и Генрих 8 были несказанно рады случившемуся, но младенец, внешне казавшийся здоровым, умер менее чем через два месяца.

Надо заметить, что столь несчастливая в материнстве жена короля Генриха VIII неизменно отличалась успехами на государственном поприще. Так, в 1513 году, оставаясь регентом на время отсутствия мужа, отправившегося на войну с Францией, она сумела организовать отпор вторгшимся в страну шотландским лордам и их предводителю Якову VI. Королева не только собрала необходимое войско, но и лично разработала план операции. Вот только радость победы была омрачена очередным выкидышем.

Екатерина Арагонская королева Англии

Настал момент, когда казалось, что жестокая судьба, наконец, сжалилась над Екатериной – 18 февраля 1516 года она благополучно разрешилась от очередной беременности, но, увы – это была девочка. Дочь Екатерины Арагонской Мария – так назвали малышку, благополучно пережила первые самые опасные месяцы жизни, и выглядела вполне здоровым ребёнком. Но долгожданной радости королю это не принесло.

Перелом, наступивший в жизни королевы

Ещё в двухлетнем возрасте дочь Генриха 8 и Екатерины Арагонской была помолвлена с наследником французского престола – дофином Франциском. Тогда же был составлен и брачный контракт, в соответствии с которым, в случае отсутствия наследников мужского пола, английский престол должен перейти законной дочери короля – Марии.

Несмотря на то что Генрих VIII поставил под документом свою подпись, такое условие было для него крайне неприемлемым, и, прежде всего потому, что реальным правителем страны, в этом случае, оказался бы муж дочери – будущий король Франции. Подобные опасения разделяло и подавляющее большинство англичан. Впереди вырисовывалась перспектива смуты и гражданской войны. В этой обстановке всеобщее почитание королевы сменилось глухой ненавистью.

Неожиданная соперница

В довершение бед, несчастная женщина узнала, что Генрих всерьёз задумывается о разводе с ней и новом браке с придворной фрейлиной Анной Болейн. Как явствует из хроник того времени, в сердце легкомысленного короля и прежде находили место многие дамы, но долго никто из них в нём не задерживался. Появлявшиеся периодически на свет плоды его увлечений хотя и не имели прав на престол, но входили, тем не менее в число высшей знати.

Одна из таких фавориток – Анна Болейн, сумела дольше всех удержать возле себя любвеобильного монарха, и даже родила сына. Разумеется, мальчик не мог претендовать на трон, но его появление на свет натолкнуло Генриха на мысль, о том, что будь Анна его законной женой, она могла бы решить проблему престолонаследия.

Развод, ставший толчком к началу религиозной Реформации

Чтобы осуществить задуманное, Генриху требовалось получить разрешение на развод у римского папы. В связи с этим начались бесконечные переговоры с Римом и попытки аннулировать брак, найдя этому обоснование в Священном Писании. Однако папа Юлий II был непреклонен, и тогда король принял беспрецедентное по тем временам решение – обойтись без согласия римского прелата.

Екатерина Арагонская Тюдоры

Под его давлением парламент принял ряд законов, в соответствии с которыми, римский папа более не имел власти на территории Англии, а все религиозные вопросы находились в ведении самого монарха. Таким образом, бракоразводный процесс стал не только причиной последующих разногласий с Римом, но и толчком к началу религиозной Реформации в Англии.

Лондонский суд, заседавший в мае 1529 года, вынес вердикт, аннулирующий брак короля с Екатериной Арагонской, и вскоре Генрих VIII благополучно обвенчался с бывшей фрейлиной своего двора. Незадолго до этого он отлучил от дворца свою прежнюю жену и сослал её в дальнее поместье, запретив кому бы то ни было её навещать. Даже дочь Екатерины – Мария не имела права видеться с матерью.

Находясь в уединении, Екатерина Арагонская, биография которой явила собой пример неоднократных взлётов и падений, не оставляла надежу возвратить себе потерянную власть. Сохранилась её переписка с римским папой и испанским королём Карлом V, занявшим престол после смерти Фердинанда Арагонского. В ней бывшая королева просила оказать ей всяческую помощь и восстановить справедливость. Более того, невзирая на все запреты, вокруг неё стало сплачиваться ядро государственной оппозиции, что не могло не волновать Генриха VIII и его новую жену.

Грустный эпилог

Развязка наступила 7 января 1536 года, когда после внезапной и непродолжительной болезни, Екатерина Арагонская скоропостижно скончалась. Согласно установившейся традиции, её тело, прежде чем упокоиться под сводами Вестминстерского аббатства, должно было подвергнуться бальзамированию. Вот тут-то и произошла та сцена, с которой началось это повествование.

Ещё до вскрытия поползли слухи о возможном отравлении, организованном либо самим Генрихом VIII, либо Анной Болейн. Что же касается придворного лекаря, то, побуждаемый страхом за свою жизнь, он лишь на смертном одре поведал об увиденном.

Портрет Екатерины Арагонской

Печально сложилась и судьба женщины, ради которой была смещена с трона Екатерина Арагонская. Биография Анны Болейн начавшаяся столь блистательно, завершилась на эшафоте, воздвигнутом 19 мая 1536 года напротив Белой Башни Тауэра. Не сумев, подобно своей предшественнице, родить королю наследника, и казнённая по ложному обвинению в измене, она уступила место новой претендентке.