Что такое ревизская сказка?
Некоторые понятия имеют разные толкования. Чаще всего это связано с историей. Она влияет и на смысл выражений, и на их дальнейшее понимание. Речь пойдет о ревизских сказках, об их историческом прошлом, какое отношение к ним имеет Николай Васильевич Гоголь, и что с ними сделал Театр на Таганке?
Контроль
Ревизская сказка – это документ, в котором отражались результаты проведенной проверки податного населения. Проводилась она несколько лет. В общей сложности было проведено 10 ревизий с 1718 по 1856-й. Цель такого контроля была в том, чтобы осуществлять подушное налогообложение населения.
Ревизская сказка имела вид обычного журнала, в котором находился список. В него вносили поименно жителей Российской Империи. В нем указывалось имя, отчество и фамилия человека, который владел двором, а также вся информация о его семье.
Уточнения
Никакой систематики в проверках найти нельзя. Между первой и второй прошло 25 лет, между второй и третьей менее 20-ти. Но за это время между ревизиями проводились уточнения. Специалисты фиксировали наличие или отсутствие лица, а также указывали на причины «отлучки».
Все эти подробности относились уже к следующей переписи, а поэтому часто бывало, что душа уже умершего человека все равно фиксировалась. Такие случаи приводили к тому, что держава увеличивала собираемость подушевного налога, а также происходили те самые злоупотребления, о которых и говорил Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах».
Исторические события
Первая ревизская сказка была зафиксирована в 1718 году. В общей сложности проверка продлилась до 1724 года. Её проводили особые переписчики, которыми командовали полковые и земские комиссары. В итоге, первая «перепись» учитывала 5,4 миллиона мужчин. Женщины не учитывались при проверке.
Во время второй ревизии в 1743 году снова проверяли лишь мужчин. Кроме того, попытались даже установить правило, которое требовало проводить ревизии раз в 15 лет. Уже в 1761 году прошла третья проверка, которая разнилась тем, что провели её без участия офицеров. Списки подавались в губернских конторах, а также провинциальных и воеводских учреждениях.
Четвертая ревизская сказка была записана в 1781 году, результаты стали принимать городничие, суды и казенные палаты. 5-ю ревизию провели в 1794 году, и она ничем не отличалась от предыдущей. А вот 6-ю пришлось прервать из-за угрозы военного конфликта с Францией. Поэтому в 1815 году была проведена уже 7-я ревизия.
Восьмая и девятая ревизии проводились по специальному утвержденному государством Манифесту, который был установлен в 1833 году. В список входили мужчины, на обратной стороне указывались женщины. Проводить сборы стали помещики и комиссии. Проверять их работы стали чиновники, которым нужно было контролировать метрические книги и находить все «утаенные и прописанные» души.
Последняя ревизская сказка была проведена с 1857 по 1859 года. По её результатам было найдено более 11 миллионов душ мужского пола. Часть крепостных людей составила почти 35% от всего населения Империи.
Хранение
Мало кто знает, но именно благодаря этим документам можно проводить генеалогическое исследование. Результаты проверок находятся в Российском государственном архиве древних актов, а также в других архивах субъектов федерации. Здесь можно найти ревизские сказки уезда Тверской провинции или Волынской губернии. Фрагменты этих проверок есть даже в электронной форме. Таким образом, можно проследить изменение формы актов.
В интернете также можно найти ревизские сказки губернии, в которой, по вашему мнению, могли проживать потомки. К примеру, есть целый архив Пермского края, в котором указаны года проведения ревизий, уезды, села и даже заводы.
Если в интернете сложно найти информацию, можно обратиться к архивам города, но как показывает практика, далеко не везде сохранились ревизские сказки. Многие были утрачены во время войны.
Писательские труды
Часто именно с литературой связывают понятие «ревизская сказка». Гоголь Николай Васильевич в свое время написал поэму «Мертвые души», и именно исторический документ о переписи населения вдохновил его на это произведение. «Мертвые души» как раз и относятся к ревизским сказкам. Как уже говорилось ранее, из-за уточнений, которые фиксировались лишь в последующий год, некоторые умершие могли считаться живыми. Поэтому манипуляции с отсутствующей «ревизской душой» встречались часто и были вполне законными. Именно на этом и основывается сюжет гоголевского произведения – афера Чичикова.
Другие варианты
Конечно, первый вариант связи «Мертвых душ» с ревизскими сказками более вероятен. Но исследователи предполагают также еще одну теорию. Часто утверждают о мистических наклонностях Гоголя, а поэтому не удивительно, что возможно «Мертвые души» пошли от поэмы Данте «Божественная комедия». Считается что персонажи поэмы – это души, которые сам писатель встретил в «аду» своей современности.
Театральный смысл
Исторические события привели к тому, что Гоголь написал свою поэму «Мертвые души». Но он был не единственный, кто в своем творчестве упомянул этот «журнал». В 70-х годах было поставлено представление, которое так и называлось – «Ревизская сказка». Шнитке Альфред создал музыкальное произведение к этому театральному действию – «Гоголь-сюита».
Представление было поставлено в Театре на Таганке. Возглавлял все это действо талантливый режиссер-постановщик Юрий Любимов. Цель спектакля имела задачу донести до посетителя внутренний мир Гоголя, показать его душу. Кроме того, режиссер хотел не просто рассказать и напомнить о писателе, но и указать на главный мотив судьбы Гоголя.
Спектакль «Ревизская сказка» - это очень активная постановка, которая содержит фрагменты из произведений Гоголя. Здесь зритель увидит и «Мертвые души», и «Шинель», и «Записки сумасшедшего», «Ревизор», «Нос», и другие известные и не очень произведения. Спектакль являлся обширным, он использовал все средства сценической выразительности, актеры не просто показывали пьесы, а прежде всего их автора.
Музыкальное сопровождение
Как уже говорилось, автором главной темы спектакля стал Альфред Шнитке, который и написал музыку для постановки, которая называлась «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» переполнена музыкой и все потому, что Гоголь был очень близок к ней. Он любил её, знал нотную грамоту. Поэтому не случайно его произведения были прославлены благодаря опере.
Шнитке же сумел передать с помощью музыки то настроение и тему. «Гоголь-сюита» является неотъемлемой частью спектакля, она не просто сопровождает все действия, которые происходят на сцене, а также играет важную роль, создает особое пространство и время.
Музыкальное произведение, как и спектакль в общем, состоит из нескольких частей. Каждая имеет особое название, по которому можно догадаться, что сейчас будет происходить на сцене. Например, начинается постановка с «Увертюры», далее действо переходит в «Детство «Чичикова». После упоминаются повести «Портрет» и «Шинель». Следом пятая часть сюиты «Фердинанд VIII» и еще три части: «Чиновники», «Бал» и «Завещание».
Значение
Ревизские сказки были значимы для всего населения и истории в целом. Но, как и любое государственное явление, имели свои неточности и огрехи. Поэтому были позже описаны в литературе. Наиболее ярко о них рассказал Николай Васильевич Гоголь. Конечно, после него были и другие произведения, но «Мертвые души» можно считать наиболее ярким и точным отображением событий того времени.
Театр на Таганке поставил спектакль «Ревизская сказка», но по смыслу рассказывал о Гоголе. Именно поэтому главным действующим персонажем является писатель. Сейчас эта постановка выведена из репертуара.
Похожие статьи
- Корпорация ЭЛАР: отзывы сотрудников, зарплата
- Зачем Чичиков скупал мертвые души? Предприниматель или аферист
- "Мертвые души": характеристика Чичикова
- "Шинель" Гоголя: краткое содержание. Повесть Н. В. Гоголя "Шинель": герои и их характеристики
- Перепись населения в России. Почему это важно?
- Притчи Иисуса Христа с толкованием
- Рок-опера «Юнона и Авось»: краткое содержание спектакля, отзывы