Притчи Иисуса Христа с толкованием
Все Евангельские притчи удивительно коротки. Нет такого писателя или философа, который оставил бы после себя столь мизерное наследие. Однако слова, сказанные Иисусом Христом и переданные в Евангелиях, мы перечитываем всю жизнь по многу раз. Они не устаревают и остаются актуальными уже более двух тысяч лет. За это время были написаны целые тома исследований и толкований.
Простые истории, открывающие путь к спасению
Может быть, притчи Иисуса Христа настолько витиеваты, что не каждый, прочитавший их, способен понять смысл сказанного Господом? Отнюдь нет. Они предельно просты и логичны, а притчи Иисуса Христа для детей так и вовсе переписаны различными литераторами таким языком, что на их фоне народные сказки для самых маленьких выглядят куда более таинственными. Иисус Христос был первым, кто стал обращаться к людям, не деля их по вероисповеданию, национальности или общественному статусу. Притчи Господа Иисуса Христа простыми словами открывают людям, в чём заключается смысл жизни. Христос своими притчами показал нам самый короткий путь к спасению души. А спасение души – это мир, покой, счастье, благополучие и гармония. Он же показал и то, что этот путь совсем не лёгок, но, принеся Себя в жертву всему человечеству, Он гарантировал, что Сам Господь берёт на себя заботу о спасении каждого, обратившего к Нему своё сердце.
Все речи Спасителя проникнуты любовью к каждому
Притчи Иисуса Христа охватывают все стороны жизни человека. Их можно исследовать в самых различных ракурсах, например рассматривая, как отношения между Богом и человеком или между человеком и другими людьми. Каждую из них можно проецировать на отдельные житейские ситуации, а можно рассматривать как весь жизненный путь человека. Для сравнения можно взять притчи Иисуса Христа и притчи, написанные именитыми писателями. Один знаменитый русский литератор, оставивший после себя прекрасные романы, в которых сохранил для нас подробности войны 1812 года, а также раскрывший традиции, нравы, обычаи и быт наших предков, живших в 19 веке, в какой-то момент своей жизни обратился к жанру нравоучительных притч. Читая притчи Иисуса Христа и этого литератора, невольно обращаешь внимание на то, что в историях Христа нет ни тени досады на неразумных людей.
Христианские мыслители, бравшие на себя смелость трактовать короткие притчи Иисуса Христа, единодушно сходятся во мнении, что Господь любит каждого из нас и понимает до самых потаённых уголков души, что Он существует только для того, чтобы спасти и дать счастье каждому из своих творений, то есть нам с вами, какими бы разными мы ни были и какие бы искушения не терзали наши души.
Толкования истории об овце, отбившейся от стада
Заблудшая животина в притче Иисуса Христа об отбившейся от стада овце показывает, как важен для Господа каждый человек. По крайней мере, многие богословы считают, что в этой притче идёт речь о праведниках и об одном грешнике. По их мнению, Господь радуется каждому грешнику, раскаявшемуся в своих грехах и примкнувшему к сонму праведников. Однако Феофилакт Болгарский видит в этой истории ещё один смысл. Заблудшая овца – это люди, а стадо – это все остальные разумные твари. Иными словами, он считает, что Господь из всех живых существ на земле и во вселенной считает только человека заблудшей овечкой. Возвращение людей под Свой кров Он считает самой большой радостью для Себя.
Ещё один богослов, архиепископ Аверкий (Таушев), под стадом подразумевает сонмы ангелов, а под заблудшей овцой - грешного человека.
Притча говорит о том, что Бог допускает возможность того, что человек, подобно овечке, рано или поздно, по той или иной причине, отобьётся от стада. Однако Он не бросит его, а приложит все усилия, чтобы вернуть назад. Слова Христа, переданные Его учениками, о радости Хозяина от возвращения заблудившейся овцы – это не радость от восполнения утраченного имущества. Это совсем другое.
История о потерявшейся овце, спроецированная на отношения в семье между родителем и его ребёнком
Представьте себя на месте этого Хозяина. Овечка – это ваш маленький ребёнок, отправившийся исследовать соседний двор. Такую параллель провести чрезвычайно трудно – ведь вы не имеете возможности, как Хозяин из притчи, то есть Бог, видеть, как малыш бесстрашно проходит мимо песочницы с разбросанным мусором или мимо большой собаки, и вовремя отводить от него серьёзные опасности. Вы не можете прочитать в душе ребёнка, как он в какой-то момент вспомнил о вас и как горячо захотел оказаться рядом с вами, как почувствовал огромную любовь к вам и тоску, как он испугался жизни без вас, и как он принял решение вернуться. Господь всё это видел и принял своё чадо с распростёртыми объятиями. При этом притча не говорит, сколько раз человек может так уходить и возвращаться. Это значит, что Бог не ограничивает нас. Мы сами принимаем решение – идти вместе со стадом или отклониться от него. Он всегда будет радоваться нашему возвращению и не станет наказывать. Как жить по этой притче, спросите вы? Ведь мы – овцы, которые время от времени делают ошибки, раскаиваются в них, а потом получают от Господа благодать. Эта притча так же многомерна, как и все притчи про Иисуса Христа. Если ваша овечка отбилась от стада, то есть ваш ребёнок пошёл по опасному пути, обратитесь к Господу, чтобы Он защитил его и спас от гибели. Думайте и молитесь о родном человеке постоянно, и тогда вы, а также и заблудившийся ребёнок, испытаете ту же радость, о которой говорится в притче.
Все мы – блудные сыновья
Эту же тему затрагивает и притча Иисуса Христа о блудном сыне. Однако эти две истории нельзя считать полностью аналогичными, ибо Святое Писание не содержит ни одного лишнего или случайного слова. История о младшем сыне, ушедшем из дома и расточившем отцовское наследство, о его старшем брате, оставшемся в доме и все эти годы добросовестно трудившемся на нивах отца, а также о том, как тот встретил вернувшееся из скитаний своё вконец обнищавшее блудное дитя – это также притча про Иисуса Христа. Короткие истории, рассказанные Спасителем Своим ученикам, всегда подразумевают участие в них Господа. В истории про блудного сына отец - это прообраз Господа, а его сыновья – мы, люди.
Господь призывает нас учиться прощать
Эта притча учит нас прощать без задней мысли, принимать раскаяние без назидательных внушений, без умствований и морализаторства. Господь пытается внушить нам, чтобы мы не боялись, что раскаявшийся близкий человек, получив отпущение, снова пустится во все тяжкие. Это не должно нас заботить. Умение прощать не менее важно, чем умение просить прощения. Ни для кого не секрет, что в том, что сын бросает семью и растрачивает отцовское имущество на удовлетворение собственных прихотей, есть вина и отца. В обычной человеческой жизни такое бывает довольно часто. Внутри семьи мы на протяжении всего совместного существования время от времени припоминаем друг другу прошлые обиды. Это формирует неприязненные отношения, из которых хочется вырваться, и мы время от времени бросаем семью и начинаем жить только своими личными интересами, убеждая себя, что настрадались достаточно – можно и для себя пожить. Следствие этого – душевное опустошение.
Одна и та же ситуация, лишь слегка изменившись, повторяется снова и снова. У разных народов даже сложились пословицы: «Чёрного кобеля не отмоешь добела», «Сколько волка ни корми, а он всё равно в лес смотрит», что говорит о бессмысленности прощения. Эти пословицы, хоть и являются народной мудростью, насчитывающей многие сотни лет, всё-таки проникнуты неприязнью и презрением к человеку. В них чувствуется пристрастное отношение к согрешившему, вознесение собственной личности над личностью человека, которого назвали чёрным кобелём или волком. Ни в одной из Своих притч Господь не выглядит презирающим людей.
Обиженный так же создан по образу и подобию Божию, как и тот, кто его обидел
Человек создан по образу и подобию Божию. Как легко соотнести эту истину с самим собой и насколько трудно воспринять Образ Бога в человеке, доставившем неприятность! Иисус Христос, беседуя с учениками, не ставил Себя выше их, ибо лучше, чем кто бы то ни было, понимал, что все люди вместе и каждый человек в отдельности – Образ и Подобие Самого Создателя. Ради спасения каждого из нас Он принёс Себя на жертвенный алтарь, выполнив волю Отца. Долг каждого христианина - совершить своё жертвоприношение во имя Господа. В состоянии ли хоть один из нас совершить подобный поступок ради спасения человечества?
Пост и молитва – вот что требуется от каждого христианина, дабы не пришлось человечеству платить кровью за свои грехи
Читая Евангелие и толкования к нему, написанные замечательными и святыми людьми, мы понимаем, как мало требуется от нас, чтобы мир не потрясали трагедии с человеческими жертвами. Мы должны лишь стараться любить, прощать и оправдывать друг друга, всегда помнить о Боге и не терять связи с ним. Чтобы эта связь сохранялась, требуется приносить жертвы постами и каждое своё действие сопровождать молитвой - и больше ничего. Это сказал Иисус.
Знаменитые богословы-толкователи Священного Писания
Почти все притчи Иисуса Христа с толкованием отечественных и зарубежных священников и теологов есть в такой книге, как «Рече Господь…». Святые отцы церкви с давних времён придавали большое значение толкованию слов Спасителя, сохранённых в Евангелии. В ней приведены практически все притчи Иисуса Христа с толкованием таких почитаемых христианским миром богословов, как Мейстер Экхарт, святой Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский, Архиепископ Александрийский Афанасий, святитель Лука Войно-Ясенецкий, Григорий Великий Двоеслов, священномученик Григорий Шлиссельбургский, святой Василий Кинешемский, архиепископ Тавроминский Феофан Керамевс, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святой Филарет (Дроздов) Московский и Коломенский, архиепископ Аверкий (Таушев), святой праведник Иоанн Кронштадский, протоирей Всеволод Шпиллер, протоирей Александр Шаргунов, святой Кирилл Александрийский, святой Феофан Затворник, преподобный Иоанн Дамаскин, протоирей Виктор Потапов, блаженный Иероним Стридонский, епископ Мефодий (Кульман), митрополит Антоний Сурожский, протоирей Димитрий Смирнов, монах Евфимий Зигабен, а также толкователи Библии Гладков Б.И. и Лопухин А.П.
В каждой из историй, рассказанных Христом, присутствует Он Сам и каждый из нас
Считается, что в Евангелиях содержится не многим более тридцати притч:
- о сеятеле;
- о злых виноградарях;
- о горчичном зерне;
- о десяти девах;
- о потерянной овце;
- о блудном сыне;
- о брачном пире;
- о закваске;
- о добром сеятеле и плевелах;
- о неплодной смоковнице;
- о работниках в винограднике;
- о потерянной драхме;
- о талантах;
- о сокровище, скрытом в поле;
- о немилосердном должнике;
- о заброшенном неводе;
- о купце, ищущем хорошего жемчуга;
- о двух сыновьях;
- о благоразумном рабе;
- о фарисее и мытаре;
- о десяти минах;
- о богаче и Лазаре;
- о работнике, пришедшем с поля;
- о неправедном судии;
- о неверном домоправителе;
- о смоковнице и деревьях;
- о семени, взрастающем из земли неприметным образом;
- о человеке, просящем в полночь хлеба у своего друга;
- о неразумном богаче;
- о двух братьях;
- об исцелении души и тела;
- о лилиях и др.
Вочеловечившегося Господа бесы узнавали сразу
В период Своего вочеловечения Господь ходил по израильской земле, исцелял больных и рассказывал людям, как им следует поступать, чтобы наследовать жизнь вечную и удостоиться Царствия Небесного. Общаясь с людьми разного воспитания, образования и веры, для того чтобы все они правильно поняли Его, Он использовал простые примеры из обычной, хорошо известной им повседневной жизни. Ученики записывали Его слова. Оставаясь с ними наедине, Господь разъяснял, что имел в виду. Таким образом, истории, которые рассказывал Иисус из Назарета, и есть тайные притчи Живого Иисуса Христа. Ведь узнать в проповеднике, коих тогда было великое множество, воплощение Самого Бога, простому человеку немыслимо. Всё, что человек способен воспринять, уже когда-то было. Всё новое – это, как известно, хорошо забытое старое. А Господь ещё никогда не являлся людям. Зато его сразу узнавали слуги сатаны. В Евангелии от Марка есть место, где человек, одержимый бесом, узнал в Нём Бога и закричал об этом всем. Господь изгнал этого беса из человека, а самому человеку запретил говорить о Себе и о случившемся исцелении.
Смысл и подтверждение фразы: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным»
Феофилакт Болгарский это объясняет так. Никогда и никого не следует оповещать о сделанном добром деле. Совершённое втайне от людей, оно открыто Богу. Не оглашённый добрый поступок считается посвящённым Богу, поэтому Господь призрит на него Своё милосердие. Добрый поступок, ставший известным людям, получает воздаяние от них, поэтому считается совершённым не для Бога, а для людей. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным», - говорит Иисус. Это подтверждается тем, что Сам Господь – Тайна из Тайн, стал Явью для людей, воплотившись в Сыне.
Истинное милосердие
Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и по дороге на него напали разбойники. Они ограбили, избили его и бросили на произвол судьбы. Священник и левит, бывшие одного вероисповедания и национальности с ним, прошли мимо, не оказав помощи, а некий самаритянин, оказавшийся в этой местности проездом, подобрал беднягу и отвёз в ближайшую гостиницу. Там он попросил позаботиться о пострадавшем, оставил деньги и сказал, что на обратном пути зайдёт снова и, если хозяин потратит больше оставленных денег, то он и эти расходы оплатит. Эта притча Иисуса Христа о милосердии говорит, что человек, милосердный во имя Бога, не различает людей по категориям. Он проявляет его всегда, когда требуется помощь.
Почему Господь не открыл, когда наступит День Страшного Суда?
Вся наша жизнь - подготовка к Божьему Суду, когда Он взыщет с каждого по делам его. Ученики спрашивали Его, когда совершится этот Суд. Притча Иисуса Христа о Страшном Суде не даёт ответа на этот вопрос. Если бы мы знали, что конец времён наступит не при нашей жизни, то и не стали бы к нему готовиться, вероятно, пустились бы во все тяжкие, ведь всё равно при жизни нам его не видать. Таким образом мы навредили бы и своим потомкам, так как не смогли бы своим примером научить их христианской жизни. А если бы узнали, что он наступит в ближайшие годы, при нашей жизни, то также много навредили бы себе, ибо решили бы, что уже всё равно ничего не изменить. Господь не открывает рокового года, Он говорит в притче о званых и избранных, а также в притче о десяти девах, что мы должны всегда находиться в ожидании пришествия Судии, ибо когда Он придёт, горе будет тем, кто не готовился к этому Дню.
Книга Книг – Вечная Мудрость
Господь принёс людям Благую Весть о грядущем счастье для всех уверовавших в Него и идущих Его путём. Чтобы удостоиться чести стать участником брачного пира, то есть войти в Царство Небесное, мы должны постоянно помнить и чтить завет Спасителя «Да любите друг друга». По этой причине уже две тысячи лет пересказывают притчи Иисуса Христа для детей и внуков ответственные и любящие их мамы и папы, а также бабушки и дедушки. И дай Бог, чтобы эта традиция никогда не прекратилась.
Простые евангельские притчи при каждом чтении открывают нам свои новые грани. Будучи зафиксированными в Священном Писании, они все имеют отношение к жизни каждого конкретного человека в разных ипостасях. Каждая притча требует регулярного переосмысления и проецирования на житейские обстоятельства. Не случайно мудрые люди говорят, что для того, чтобы жизнь сложилась благополучно, достаточно изучить, осмыслить и освоить только одну книгу – Библию.
Похожие статьи
- Библейские притчи: сюжеты, толкование, мудрость
- Новый Завет: заповеди Христа. 10 заповедей Христа
- Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание и смысл
- Короткие притчи для детей
- Вечные истины Иисуса в притче о добром самаритянине
- Мудрейшие притчи о жизни, о морали, о добре и зле
- Последний старец - архимандрит Павел Груздев: жизнеописание, творчество