Анатолий Эфрос: биография, личная жизнь, фото
Анатолий Эфорс – это не просто известный режиссер театра и кино, это один из самых лучших, самых выдающихся советских театральных режиссеров, которому удалось создать свой неповторимый мир и стиль, подарить публике немало великолепных постановок и взрастить целое поколение талантливых актёров. Творческий путь, личная жизнь и биография Анатолия Эфроса будут подробно рассмотрены в нашей статье.
Биография Анатолия Эфроса
Родился будущий режиссер 3 июля 1925 года в Харькове. Отец – служащий авиационного завода, мать – переводчица научно-технической литературы. Родители – люди, далёкие от искусства, однако сам Анатолий уже с детства грезил театром и взахлеб читал Станиславского и о его спектаклях. Даже в нелёгкие военные годы интерес к театральному искусству не затухал, и с 1943 года он начал посещать занятия в студии К. Н. Воинова, затем в актерской студии Ю. А. Завадского при театре им. Моссовета.
Учеба в ГИТИСе и начало творческого пути
В 1944 году Анатолий Эфрос, биография которого высветлена в этой статье, поступил сразу на второй курс режиссерского факультета ГИТИСа. Он выбрал курс Марии Кнебель и Николая Петрова, и этот выбор оказался для него очень удачным, так как именно Кнебель, будучи не только прекрасным педагогом, но и прямой последовательницей Станиславского, сумела заложить в начинающего режиссера первые зёрна настоящего понимания психологического театра. Это оказало огромное влияние на его дальнейшую деятельность, помогло в дальнейшем хорошо чувствовать и понимать психологический театр и стать достойным приверженцем системы Станиславского.
Популярность Анатолия зародилась еще в ГИТИСе, и тогда слухи о нем распространялись среди других студентов факультета с немыслимой скоростью. Он ярко обнаруживал свой талант, прекрасное умение работать с партнером, стремление проникнуть в психологическую сущность образа и использовать свежую психологическую выразительность.
В 1950 году ГИТИС был успешно окончен, поле этого Анатолий Эфрос хотел остаться в аспирантуре, но ему было отказано. После института его определили в штат Рязанского драматического театра, и там за два года он поставил восемь спектаклей. Это время он вспоминал с теплотой и приятной ностальгией, отмечая прекрасный актерский состав – все были какие-то «домашние» и без лишних претензий, ездили летом на гастроли, а заодно и отдыхали вместе – ловили рыбу, ходили за грибами…
Возрождение Центрального детского театра
В 1953 году по приглашению К. Я. Шах-Азизова и М. Кнебель Анатолий Эфрос становится режиссером Центрального детского театра. Несмотря на то, что ЦДТ находился в центре Москвы, на тот момент он переживал не лучший период, был всеми забыт и нуждался в своеобразном перерождении. Однако режиссер Анатолий Эфрос с огромной радостью согласился на предложение и долго считал день, когда он был принят туда на работу, одним из самых лучших в своей жизни. Ведь еще совсем недавно он работал в Рязани, а тут вдруг площадь Свердлова и Большой театр в окнах, гигантский, роскошный зал и знаменитые артисты. Еще целый год, проходя мимо театра и посматривая на него, он не мог поверить, что работает здесь, получал колоссальное удовольствие и безмерно гордился местом, где ему посчастливилось служить.
Анатолию Эфросу удалось устроить Центральному детскому театру то самое перерождение, в котором он так нуждался. Буквально на глазах ЦДТ стал превращаться в модный столичный театр, где регулярно выходили новые постановки, в которых поднимались актуальные и острые социальные вопросы. На сцене появились подростки, озадаченные сложным выбором жизненного пути и моральных ценностей, что неизменно брало за душу зрителей всех возрастов.
Эфрос стремился к максимальной естественности и постепенно избавлялся от всей театральной напыщенности и фальши. Его актёры выходили на сцену практически без грима, декорации были простыми и скупыми, чтобы всё внимание зрителей было сосредоточено на сюжете. Персонажи разговаривали на нормальном языке, привычным голосом и с привычными интонациями, актёры играли увлеченно и самозабвенно, и все постановки отличались особой психологической глубиной.
В то время Эфросу был особенно близок драматург В. С. Розов, чье появление стало одним из важных поворотов в советской драматургии. Именно тогда со сцены стал звучать голос молодёжи, который уже так серьёзно поднимал вопросы о смысле жизни и о первых досадных жизненных противоречиях. Невероятно увлекая своих актёров, режиссер увлекался и сам, всё глубже проникая в парадоксальные переживая подростков, говоря предельно честно и откровенно на доступном зрителю языке.
Театр молодежи
Приятно удивившись возрождению детского театра, начальники культуры решили отправить Анатолия Эфроса уже в театр молодёжи, который на тот момент тоже переживал не лучшие времена. Молодому режиссеру и здесь удалось привнести много нового и свежего, три года он полностью отдавался этому театру, не занимаясь больше никакой другой деятельностью. Эфрос вспоминает об этом времени как о самом бурном, самом горячем – восторженная публика буквально ломала двери, чтобы попасть на спектакль.
Здесь его персонажи выросли, выйдя за рамки школьного возраста, а с ними рос и сам режиссер. Его стала интересовать психология взрослой молодежи, их более сложные характеры и проблемы. Режиссер часто придавал особую психологическую глубину даже тем пьесам, в которых её не было, и поднимал такие вопросы, как зарождение первой любви, дружбы, верности, первых страданий, и эти спектакли невероятно волновали зрителей.
Это прекрасное время творческого подъема внезапно оборвалось, когда Эфроса отстранили от должности главного режиссера Московского театра им. Ленинского комсомола, несмотря на поддержку коллег и многих влиятельных деятелей культуры. Его природная прямота и отсутствие дипломатической гибкости сильно мешали руководить театром и сыграли с ним злую шутку. Он покинул театр вместе с десятком актёров.
Работа в театре на Малой Бронной
Анатолий Эфрос, биография которого насыщена событиями, был переведён в Драматический театр на Малой Бронной и работал там очередным режиссером, что было для него унизительным. Он проработал там с 1967 по 1984 г., и театр практически сразу стал называться «театром Эфроса». Это неофициальное название существовало не только все годы работы режиссера, но и еще долго после его ухода.
Долгие семнадцать лет были трудными, но очень плодотворными. Театр на Малой Бронной буквально расцвел и стал одним из главных духовных центров Москвы. Эфроса окружала потрясающая труппа, для многих актёров годы работы с ним стали поистине звёздными.
В эти годы окончательно созрел и расцвёл и сам режиссер. Несмотря на то, что театральный репертуар в то время по большей части формировался по вкусам партии, главный режиссер театра Александр Дунаев, понимая уровень таланта Анатолия Эфроса, предоставил ему практически полную творческую свободу.
Однако и здесь тяжелый характер Эфроса не сыграл ему на руку. Он предъявлял высокие требования к актёрам, некоторых просто игнорировал, намеренно не давая им ролей, совершенно забывал о простых человеческих, бытовых проблемах участников труппы, нередко вёл себя эгоистично и высокомерно, так как знал себе цену. Всё это неминуемо вело к крупному конфликту, и в конце концов в труппе начался бунт - на него нападали даже самые верные, годами взращиваемые им актёры, и это был роковой момент в его биографии.
Первый провал
Первые проблемы начались в 1979 г., когда вышел спектакль «Дорога» по мотивам поэмы Гоголя «Мёртвые души». Эфросу очень хотелось поставить именно своего Гоголя, однако актёру Михаилу Казакову всё никак не давалась главная роль, да и остальные участники труппы играли нехотя. Спектакль провалился. Это было первым звоночком, говорящим о растущем неблагополучии в отношениях между режиссером и его подопечными. Неудачный спектакль подорвал авторитет Эфроса, и труппа всё сильнее отдалялась от него.
В итоге было принято решение поставить Эфроса во главе ранее обезглавленной Таганки, в том числе и для того, чтобы показать Юрию Любимову, что его легко заменить и все прекрасно без него обходятся.
Столкновение на Таганке
Вообще, возглавить Таганку изначально было предложено Дунаеву, однако он отказался. Но согласился Эфрос, который наивно полагал, что наконец-то ему в руки попала сцена, на которой он может творчески развернуться и воплощать свои художественные идеи. Но там его сразу встретили в штыки. Труппа не приняла его стилистику, привыкшая работать по совершенно другим творческим принципам, из-за чего обстановка накалилась и снова вспыхнул конфликт. Кроме актёров на него яростно нападала театральная общественность, в особенности критики, которые обвиняли его в предательстве и переходе во враждебный лагерь, в связи с тем, что он согласился занять место Юрия Любимова.
Такими проблемами и конфликтами были омрачены последние годы Анатолия Эфроса, что и привело его к преждевременной смерти.
Эфрос Анатолий Васильевич: личная жизнь. Брак с Натальей Крымовой
Любимой женщиной и женой Анатолия Эфроса была Наталья Крымова – блистательный театральный критик. Добрая, нежная, бесконечно любящая и необыкновенная женщина. Анатолий Эфрос и Наталья Крымова встретились в ГИТИСе: он был лидером курса, она – первокурсницей-театроведом. У неё был один знакомый актёр, который и привёл как-то к ней в гости начинающего режиссера. Будущий муж был тогда еще студентом, и первая встреча не произвела никакого впечатления на Наталью, зато, когда она попала на спектакль «Двенадцатая ночь», в котором Анатолий играл Мальволио, она была поражена до глубины души.
А потом они случайно встретились у института, и Эфрос спросил, можно ли ему её подождать. Девушка пожала плечами и великодушно разрешила, отправившись на консультацию, а когда выходила – Эфрос действительно продолжал стоять на том же месте. Они гуляли весь день, а когда вечером пришли на Красную площадь – Анатолий напрямую спросил, нужно ли им ждать, когда она окончит институт, или они могут пожениться прямо сейчас? Скромно опустив глаза, девушка тихо ответила, что можно и сейчас…
Восемнадцатилетняя Крымова нырнула в эту любовь с головой, обожествляя любимого, а он отвечал ей полной взаимностью. Они оба были веселы, остроумны, принципиальны в своих поступках, это была идеальная, гармоничная пара, в которой царила безграничная нежность.
Чтобы быть известным человеком в Москве, достаточно было просто быть женой Эфроса, но Наталья Крымова создавала себя сама. Он всегда был первым и главным читателем её статей, а она всегда первой узнавала обо всех его творческих замыслах, у них происходил постоянный обмен, но в то же время каждый работал в своей сфере, и каждому из них удавалось оставаться самим собой.
Тем не менее Наталья Крымова всегда была крайне озабочена реакцией общества на творчество мужа, и это занимало её даже больше, чем собственная деятельность. В театре она была незаменимым помощником для супруга и его вечным вдохновителем, превращая театр чуть ли не в главное дело своей жизни. Она рьяно служила любимому как при его жизни, так и после его смерти, истово защищая память супруга.
Эфрос Анатолий Васильевич, личная жизнь которого сложилась наилучшим образом, постоянно находился рядом с женой и дал её очень много. Но и она сыграла необычайно важную роль в его творческом пути. Даже после смерти мужа жена Анатолия Эфроса еще провела гастроли его спектаклей в Париже и поспособствовала возвращению на сцену музы режиссера – Ольги Яковлевой.
В 1954 году у Натальи и Анатолия родился сын Дмитрий, который впоследствии тоже стал режиссером.
Анатолий Эфрос: фильмография
Анатолий Васильевич Эфрос работал не только в театре, но и на телевидении. Он создал новый телевизионный жанр, поставил несколько телевизионных спектаклей, наибольшую популярность из которых обрели постановки «Страницы журнала Печорина» и «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», где главную роль исполнил Юрий Любимов.
Фильмы Анатолия Эфроса не многочисленны, но довольно успешны. Ему удалось снять следующие кинофильмы: «Високосный год», «Двое в степи», «В четверг и больше никогда» (который стал одним из самых выдающихся в истории советского кино) и др.
Смерть режиссера
Первый инфаркт случился у Анатолия Эфроса уже в 1967 году. Его смелость и пыл значительно поугасли, он уже не поднимал таких острых и злободневных вопросов в своих постановках, а всё больше обращался к классике, однако зрители по-прежнему воспринимали его спектакли с бурным восторгом.
Когда-то дружеские отношения с Юрием Любимовым переросли в злобную вражду. Это случилось, когда Юрия по политическим соображениям отстранили от работы в театре и лишили гражданства, а Эфрос согласился занять его место на Таганке, что воспринималось Любимовым как предательство. К этому присоединилась травля актёрами и многими деятелями культуры, которая окончательно выбила режиссера из колеи и подорвала его здоровье. Обида, переживания и стресс спровоцировали сердечный приступ, от которого Анатолий Эфрос, фото которого вы видите в статье, умер 13 января 1987 года.
Весть об этом моментально разнеслась по всей стране – об уходе из жизни Эфроса сообщалось в телепрограмме «Время», а некрологи появились во всех главных печатных изданиях страны. Жаль, что таких почестей Анатолий Эфрос, личная жизнь и творческий путь которого были высветлены в статье, удостоился только после смерти.
Похожие статьи
- Анатолий Лобоцкий: фото, биография, личная жизнь, фильмография и лучшие роли актера
- Анатолий Леденев: биография и фото экстрасенса
- Николай Волков: биография, фото и интересные факты
- Схема зала Ленкома: выбираем места
- Актер Андрей Фролов: биография, карьера, личная жизнь
- Актер Анатолий Журавлев: фото, биография, личная жизнь и лучшие роли
- Актеры "Секретного фарватера": как сложилась их судьба