Валентина Сперантова: биография и личная жизнь
Актриса Валентина Сперантова практически никогда не получала главных ролей в кино. Однако каждая ее героиня, пусть и эпизодическая, была уникальна. Именно поэтому Валентина Александровна вполне заслуженно носила звание «всесоюзная бабушка». Как же складывалась судьба актрисы за кадром?
Родители актрисы
Родилась Сперантова Валентина Александровна в обычной многодетной семье зимой 1904 г. Отец семейства Сперантовых работал секретарем в уездном Съезде, а мать занималась домашним хозяйством и воспитывала девятерых детей.
Покормить столь большую семью было делом непростым, а после того, как Александр Сперантов умер в 1914 г., все эти заботы легли на плечи матери будущей актрисы. Однако этой героической женщине удалось создать в семье удивительно дружную атмосферу и, несмотря на тяжелые годы, дети росли счастливыми и добрыми.
Актриса Сперантова Валентина: биография ранних лет
После смерти отца все заботы о младших братьях и сестрах легли на Валюшу. Чтобы как-то развлечь их, девочка организовывала домашние представления во дворе. Она не только принимала участие в этих постановках, но и сама оформляла декорации (благо, у Валентины Сперантовой был талант к рисованию), а также перешивала старую одежду на костюмы для спектаклей.
На взрослую сцену талантливая девочка тоже попала очень рано. Дело в том, что в их родном городке Зарайске был небольшой любительский театр под руководством известного скульптора Анны Голубкиной. Среди актрис, игравших там, была и тетка Валентины, по материнской линии.
Однажды для постановки понадобился ребенок, и добрая тетя пригласила совсем юную Валю. Девочка прекрасно справилась с ролью и после этого начала грезить о карьере актрисы.
Учеба в гимназии и выбор профессии
Когда немного подросла, то попала в гимназию Валентина Сперантова. Дети, с которыми она училась, часто шли у бойкой девочки на поводу. Пользуясь этой властью, юная Валечка организовала собственный драмкружок.
Участвующие в нем гимназисты своими силами поставили водевиль «Танцующий кавалер», в котором девушке досталась самая неприглядная роль – дряхлого старика. Но Сперантова так блестяще исполнила ее, что была приглашена на роль Золушки в постановку Зарайского драматического театра.
После этого выдающегося случая стало ясно, что Валентине на роду написано стать актрисой.
Через тернии к сцене
Когда девочке исполнилось 14 лет, в Зарайск приехал какой-то московский артист. Увидев игру юной Вали, он предложил ей свою помощь в трудоустройстве в столице и оставил свои координаты.
Закончив учебу, решила воспользоваться предложением столичного гостя Сперантова Валентина. Актриса приехала в Москву и пришла по данному ей адресу, но оказалось, что ее знакомый сейчас не может ей ничем помочь.
Разочарованная девушка хотела было уехать домой, но неожиданно заразилась тифом и была вынуждена несколько месяцев лежать в столичной больнице. За это время она о многом поразмыслила и твердо решила отказаться от карьеры артистки.
Выздоровев, Сперантова подала документы в художественное училище ВХУТЕМАС и была успешно принята на первый курс. Почти 6 месяцев она старательно осваивала азы живописи и графики, но позже осознала, что не может без театра. Поэтому девушка ушла из училища и успешно сдала экзамены в театральную студию «Молодые мастера», на основе которой позже появился ГИТИС.
Проучившись в этом учебном заведении положенное количество лет, в 1925 г. Валентина Сперантова успешно сдала выпускные экзамены и занялась поиском работы.
Крохотная, с обычными чертами лица, актриса ничем особым не выделялась среди окружающих. Поэтому когда она пошла пробоваться на работу в Первый Государственный педагогический театр, ее соперницы лишь посмеивались над ней, полагая, что шансов у девушки нет. Однако когда игру молодой артистки увидел главный режиссер театра - Юрий Бонди, он понял, что Сперантова Валентина – актриса редкого дарования. Поэтому он не только моментально зачислил ее в труппу, но и поручил много интересных ролей.
«Вечный» мальчик
Бойкая молодая актриса благодаря своему росту и звонкому голосу прекрасно подходила на роли детей. Это и стало ее амплуа.
Поначалу ей доставались лишь второстепенные герои (Джо Гарнер в «Томе Сойере» и Нинка-Хромушка в «Кольке Ступине»). Но достаточно скоро уникальная способность Сперантовой создавать на сцене невероятно реалистичные персонажи была оценена зрителями и главным режиссером театра. Он мечтал дать актрисе главную роль в новой постановке, но судьба распорядилась иначе, Юрий Бонди скоропостижно скончался, так и не осуществив задуманного.
Пришедший на смену Бонди Григорий Рошаль относился к работе театра чрезмерно формально, поэтому при нем артистка практически не получала новых и интересных ролей.
К счастью для Сперантовой, в 1928 г. Рошаль покинул пост главного режиссера и актриса наконец-то получила главную роль мальчика Егорки в пьесе «Черный Яр». Ее игра была просто фантастической и практически вся Москва ходила на спектакли, в которых блистала Валентина Сперантова. Самые известные из них – это «Бежин луг» (Степок), «Том Кенти» (Том) и «Дом №5» (Ганька).
Однажды на пьесу со Сперантовой пришел известнейший ирландский драматург Бернард Шоу. Он был настолько восхищен игрой актрисы, что не сразу понял, что перед ним не мальчишка, а тридцатилетняя женщина. Однако узнав об этом, великий писатель стал перед ней на колени и поцеловал ей руку.
Первое замужество
В то время как в театре стала настоящей примой актриса Валентина Сперантова, личная жизнь ее пошла под откос. Несколькими годами ранее она вышла замуж за простого рабочего парня по имени Коля Гусельников.
Через некоторое время у молодых супругов родилась дочка Оксана и, казалось бы, чего еще желать. Но семейное счастье разрушила работа Гусельникова.
Дело в том, что он был строителем на ДнепроГЭС, а после того как проект был сдан, молодого специалиста направили в Казахстан. Николай хотел забрать с собою и жену с дочкой. Но находясь на пике популярности, не захотела уезжать из Москвы Валентина Сперантова. Личная жизнь ее из-за этого решения претерпела крах. Так как Гусельников, уехав в Караганду, в отместку жене нашел себе новую возлюбленную, и через несколько лет супруги официально оформили развод.
Сперантова Валентина (актриса): семья вторая
Однако судьба оказалась милостива к артистке, и в конце 30-х она снова вышла замуж. На этот раз ее избранник был из театральной среды и прекрасно понимал устремления жены. Новым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, ранее занимавший пост директора театра Мейерхольда.
В новом браке Валентина Сперантова родила малышку Наташу. Никонов самозабвенно заботился и о родной дочери, и о падчерице. Наконец-то актриса начала чувствовать себя по-настоящему счастливой, но внезапно грянула Великая Отечественная война.
В эти страшные для всего мира годы артистка оставила детский театр и вместе с супругом устроилась в фронтовой театр ВТО. Дочерей же она отправила в эвакуацию под Пермь.
Ближе к концу войны, в 1944 г., оставила работу в фронтовом и устроилась в Государственный центральный детский театр Сперантова Валентина.
Актриса (семья, дети - все к тому времени вернулось на круги своя) еще почти 11 лет играла детские роли, несмотря на то что ей уже перевалило за 40 лет.
В те же годы счастливому семейству улыбнулась удача – им выделили шикарную трехкомнатную квартиру с отдельным выходом, что было настоящей роскошью. Сперантова с мужем устраивали там приемы для друзей и родственников. Обстановка в квартире была небогатой, но невероятно уютной, ведь дизайном занималась сама актриса, а вкус у нее был отличный.
Провальный Чиполлино и новое амплуа
Как бы ни молодилась Валентина Александровна, но годы брали свое, и в 1955 г. в спектакле «Приключения Чиполлино» она с треском провалилась. Нет, она как всегда отлично сыграла свою роль, юным зрителям понравилось ее исполнение. Вот только они заметили, что перед ними взрослая женщина, а не юный мальчишка-проказник.
Это был настоящий удар для Валентины Сперантовой, и она начала подумывать о том, чтобы уйти из профессии, хотя жизни без любимой работы просто не представляла.
Но на помощь отчаявшейся женщине пришла Мария Кнебель, которая помогла ей «повзрослеть» - переквалифицироваться на возрастные роли.
Поначалу Сперантовой это показалось скучным, но постепенно она втянулась и научилась, со свойственной ей глубиной, придавать каждой своей героини особую изюминку. Теперь ее персонажами стали задорные старушки и сказочные волшебницы. Казалось, больше актрисе никогда не придется играть детей, но судьба сделала для нее подарок.
Сперантова – актриса озвучки
Еще незабвенные Ильф и Петров отмечали, что голос женщины – это единственное, что не меняется в ней с годами. Именно эта особенность помогла Валентине Александровне в 1947 г. получить приглашение от «Союзмультфильма» озвучить Иванушку-дурачка в мультфильме «Конек-горбунок».
Эта роль стала началом многолетней карьеры Сперантовой в качестве актрисы озвучки. Несмотря на свой довольно пожилой возраст, не позволяющий играть детей на сцене, она озвучивала многих любимых всеми героев мультфильмов.
Ее голосом говорил и Мальчиш-Кибальчиш, и добрый парнишка из «Золотой антилопы», и Нильс из «Заколдованного мальчика», и пионер из «Пети и Красной Шапочки», и еще многие другие герои.
Первые роли в кино
Однако работа на «Союзмультфильме» - это был еще не последний подарок судьбы Валентине Сперантовой. В преддверии пятидесятилетнего юбилея стареющую актрису пригласили сняться в кино.
Первая картина с ее участием – комедия «Алеша Птицын вырабатывает характер», в которой она сыграла главную роль - Сашину бабушку Симу. Несмотря на то что кинокартина была довольно посредственной, Сперантова отлично вжилась роль и умудрилась обратить на себя внимание многих советских режиссеров, предложения сниматься посыпались на нее, как из рога изобилия. Теперь на ближайшие 25 лет она превратилась в любимую кинобабушку всего СССР.
«Всесоюзная бабушка»
Всего снялась в 25 кинолентах Валентина Сперантова. Фильмы с ее участием (даже если они и были посредственными) всегда отличались от других. Иногда зрители приходили в кинотеатр просто для того, чтобы посмотреть на Сперантову, которая играла всего в одном эпизоде.
Несмотря на разнообразность, все персонажи актрисы просто-таки излучали тепло и доброту. Со всей страны Валентине Александровне шли письма от молодых поклонников, которые называли ее «всесоюзной бабушкой». А для старшего поколения артистка стала своеобразным эталоном, к которому нужно стремиться.
Среди наиболее известных кинокартин с участием Сперантовой – «Веселое волшебство» (Акулина Ивановна), «Последний месяц осени» (мама), «Любушка» (экономка), «Письмо из юности» (кузнец) и, конечно же, неподражаемая «Большая перемена», в которой она сыграла тетю Глашу.
Последние годы актрисы
Конец 60-х принес в семью Валентины Сперантовой горе – умер ее муж, который на протяжении тридцати лет был ее верным спутником по жизни.
В профессии же у актрисы все было отлично. Одно за другим ей присуждали самые почетные звания страны. Она стала Народной артисткой РСФСР и СССР, была удостоена премии имени Крупской, орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знака Почета», а также различных медалей.
Как в кино, так и в театре она была невероятно востребованной, а также немного преподавала в Щепкинском театральном училище.
Однако к средине 70-х у Сперантовой начались проблемы с сердцем. Несмотря на то что она снизила нагрузки и активно оздоравливалась, ее состояние ухудшалось. В конце 1977 г. актриса попала в больницу, где и, встретив Новый год, умерла 7 января.
Похоронена была Валентина Александровна рядом с супругом - на Новодевичьем кладбище (шестой участок).
Похожие статьи
- Валентина Пугачева - та самая красавица Зиночка
- "Большая перемена": актёры и роли любимой комедии советских времён
- Амплуа - это что такое? Значение, происхождение, синонимы и толкование
- Надежда Павлова: биография, фото, личная жизнь и интересные факты
- Актриса Елена Коренева: биография, личная жизнь, фильмография
- Валентина: значение имени. Тайна имени Валентина
- Валентина Телегина: личная жизнь, семья советской актрисы