Композитор Олег Каравайчук: биография и интересные факты
Эта статья будет посвящена Олегу Каравайчуку – известному композитору и музыканту-импровизатору, а также автору музыки для множества спектаклей и фильмов. Этот человек известен благодаря своему таланту, упорству и трудолюбию. Думаете, разгадали натуру Каравайчука? Вовсе нет, этот человек имеет настоящую изюминку, которая кроется в нем самом, ведь его поступки и поведение иногда очень трудно объяснить. Человек-загадка или человек-нонсенс – вот как можно еще называть этого музыканта. Уникальный жизненный путь, огромная артистичность и… постоянные скандалы!
Семья, детство
Олег Каравайчук появился на свет в декабре 1927 года в Киеве. Мальчик был рожден в семье музыканта: отец был скрипачом. К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что отец был арестован, когда малышу было всего два года. Чем же занимал себя маленький Олег Каравайчук? Удивительно, но ребенок с самых ранних лет писал музыку. Это его увлечение было длиною в жизнь. До начала войны семья проживала в Ленинграде. В то время все еще было спокойно, поэтому отец Олега был на хорошем счету в музыкальном отделе «Ленфильма», а мама работала в школе.
Молодость
Мать мальчика понимала, как важно дать ему хорошее образование. Ее слабые попытки изменить выбранное Олегом направление ни к чему не привели, и в итоге она согласилась на учебу в Ленинградской консерватории. Наконец-то Олег получил возможность учиться у хороших преподавателей, которые сразу заметили активного и оригинального парня. Его приглашали для участия в разных конкурсах. Наиболее известный из них был посвящен 80-летию консерватории. Он проводился в Ташкенте в 1943 году. В 1945 году Олег заканчивает консерватории по классу фортепиано. Следующие шесть лет жизни парень также решает посвятить обучению, ведь он вовсе не собирался останавливаться на достигнутом: музыка была главной целью его жизни! Он быстро сдает вступительные экзамены и поступает в Ленинградскую государственную консерваторию, где занимается вместе с Самарием Савшинским по классу фортепиано.
Первые серьезные шаги
Олег Каравайчук, биография которого во взрослом возрасте напоминает жизнеописание голливудских звезд, в молодости был более спокоен и серьезен, упорно шел к своей цели. Первая его работа называлась «Алёша Птицын вырабатывает характер». Это был кинофильм, к которому Каравайчуку надо было написать музыку. Стоит отметить, что первый серьезный заказ у него появился достаточно быстро: уже через год после окончания консерватории. Но все же необходимо сказать о том, что на работу он был приглашен при содействии Агнии Барто (автор сценария к фильму). Она крайне положительно относилась к юному музыканту и хотела помочь ему отыскать свой путь. Однако все прекрасно понимали, что доверить такую объёмную и сложную работу молодому и неопытному Каравайчуку – это большой риск. Именно поэтому его наставником стал Моисей Вайнберг.
При этом все люди, которые работали с Олегом Николаевичем, отмечали, что, помимо таланта в музыке, он еще обладает артистическим даром. Благодаря этому он часто играл небольшие роли в кино. Также он был дирижером собственных произведений. Олег Каравайчук, музыка которого цепляла с первых секунд, имел свой «метод». Сам он признавался, что выработал его в то время, когда работал с Виктором Некрасовым над кинолентой «Солдаты» (В. Некрасов был сценаристом). Однако сам метод Олег Николаевич так и не раскрыл. Олег Каравайчук, «Вальс Княжон» которого стал маленьким событием, не считал, что он обладает каким-то особенным талантом. Он знал лишь то, что чувствует по-другому, и поэтому должен этим поделиться.
Первый скандал
С возрастом Олег Николаевич Каравайчук становился все боле загадочной личностью. Вскоре после того, как он начал самостоятельно зарабатывать на жизнь и чувствовать признание и уважение коллег, в нем «включилась» та самая незаурядная личность, которая и прославила его. В начале 1960 годов Олег Николаевич готовился к своему первому публичному выступлению, которое должно было пройти на сцене Ленинградского концертного зала. Выступление чуть не окончилось скандалом, и Олег Николаевич получил возможность выйти на сцену только через 20 лет. Это случилось в апреле 1984 года, когда музыкант выступал перед артистами из разных театров Ленинграда. Выступление проходило в Доме актера им. Станиславского, где Каравайчук исполнил творения Бетховена и Мусоргского.
Сложный жизненный период
Композитор Олег Каравайчук не сразу обрел популярность, о которой мечтал. Если анализировать его творчество, можно понять, что до 1990 годов он было мало известен. Его уважали, ценили и желали слушать, но… только в очень узких профессиональных кругах. Эти люди понимали талант Олега и могли его оценить с высоты своего знания. Вся же его деятельность, которая была направлена на то, чтобы познакомиться с публикой, жестко пресекалась властями: по множеству разных причин его концерты запрещались. Более того, Олег Каравайчук, личная жизнь которого покрыта мраком, даже преследовался некоторое время, и под подозрения попадала даже его семья.
Такое тотальное неприятие привело к тому, что он закрылся в себе. Если ему не давали общаться со зрителем вживую, то он хотел бы наладить деятельность хотя бы письменно, но и тут его ждало жгучее разочарование, ведь все сочинения быстро изымались. А некоторые из них остаются в архиве до сих пор. Все эти события отразились на Олеге Николаевиче, он стал более замкнутым и холодным, перестал общаться со многими людьми и явно переживал личностный кризис. Трудно понять обычному человеку, каково ему тогда пришлось. Творческие люди – это особые натуры, которые переполняет некая сила. Ею надо делиться, выпускать её из себя, иначе она начнет уничтожать человека изнутри. Вот такому «проклятию» подвержены все творцы и гении!
Образ
В то время, когда мужчина переживал такие трудные времена, как раз и сформировался его уникальный и обаятельный образ. Стоит отметить, что жил он вместе со своей матерью на Васильевском острове, неподалеку от сквера Веры Слуцкой. Его образ был собирательным, он сформировался не только из того, что видели его знакомые и друзья, но также из воспоминаний обычных людей, с которыми он общался каждый день. Его описывали местные жители, с которыми он здоровался, продавщицы в магазинах, где он что-то покупал, и другие люди. В первую очередь он удивлял своей манерой держаться в обществе, разговаривать. Вроде бы ничего сверхъестественного в этом не было, но чувствовался какой-то вызов. Также многих удивляли и умиляли такие мелочи, как черные очки, странный беретик, длинный волосы, перчатки с резинками. Именно живя в этом месте, он получил свое знаменитое прозвище (Сумасшедший композитор), с которым он, по большому счету, соглашался.
Оттепель
Чем еще занимался Олег Каравайчук? Музыка к фильмам была бесподобной – с этим никто не поспорит, но неужели больше ничего интересного? А вот и нет! Когда наступила новая оттепель, а случилось это в 1989 году, Олег успел побывать в Великобритании и выступить на Русской службе ВВС. Интересно, что, когда его попросили рассказать о своих впечатлениях о Великобритании, он решил выразить их при помощи вокала и напел некоторые звуки. Было явно заметно, что он понравился публике, поэтому на передаче «У нас на острове» он появился около 5 раз.
Знакомства
После такого успеха о нем узнало еще большее количество людей. К этому времени Олег Каравайчук вышел из кризиса и снова обрел вкус к жизни. Вскорости он познакомился с Марьяной Цой, которая всячески ему помогала и поддерживала в творческой деятельности. Эта дружба продлилась вплоть до смерти женщины. Также известно, что он работал с такими выдающими людьми, как Сергей Параджанов, Илья Авербах, Василий Шукшин и Кира Муратова. Более того, он находился в тесных связях с авангардистами, а если быть более точными, то близко общался с Сергеем Курехиным.
Санкт-Петербург
Олег Каравайчук, фото которого мы видим в статье, таки успел немного почувствовать себя артистом. В 2009 году его пригласили выступить в спектакле «Записки сумасшедшего», который был поставлен к 200-летию Н. Гоголя. Здесь он познакомился и работал с Р. Литвиновой и А. Башировым.
Последние годы жизни он провел именно в Питере. Ему поступало множество предложений, но он был избирателен. Коммерческие сделки мало его интересовали, он приходил только туда, где мог по-настоящему творить. Почти каждый год он участвовал в перфомансах, которые синтезировали поэзию, балет и его музыку. Здесь он иногда был «гвоздем программы», а иногда просто «винтиком». Несмотря на все это, он чувствовал, что находится в своей тарелке, поэтому ему было уютно. После таких творческих вечеров он всегда находился в приподнятом настроении, что очень радовало его близких друзей.
Эпатаж
Выступая на разных сценах Санкт-Петербурга, он становился все более узнаваемым. Но что послужило этому причиной? На помощь Олегу Николаевичу пришел его фирменный образ: то выступление в наволочке перед зрителями, то игра на рояле лежа, на коленях и в других позах. Вот этим он цеплял публику, которая была пресыщена обыденностью и скукой. Сам же он комментировал это с совершенно иной точки зрения. Он утверждал, что дело вовсе не в пиаре, а в том, что он пытается сконцентрироваться на выступлении, почувствовать свое единство с музыкой. Что ж, возможно, это действительно так, ведь душа творческого человека – темный лес.
Чаще всего он работал в своем любимом жанре – импровизационном сочинении. Это приносило ему огромное удовольствие. Как же это происходило на практике? А вот как: Олег Николаевич просто садился за рояль и начинал сочинять, в то время как его руки сами исполняли музыку. Важно отметить, что два самых известных и крупных театра Санкт-Петербурга (МДТ и «Александринский») используют его музыку для спектаклей «Изотов» и «Бесы».
Последние годы
Олег Каравайчук, прощание с которым трудно далось всему культурному Петербургу, даже в последние годы жизни часто мелькал на творческом Олимпе. В 2014 году его мелодию использовали на телеканале «Культура» (изначально мелодия писалась для фильма «Монолог»). В 2016 году Олег Каравайчук побывал в Испании на Международном фестивале документальных фильмов, который назывался «Точка зрения». Именно там прошла премьера фильма о нем самом! Фильм назывался «Олег и редкие искусства», а режиссером выступил Андрес Дюке. Умер этот талантливый человек в июне 2016 года. Сам он желал, чтобы его похоронили на Репинском кладбище, но последнюю волю маэстро не удалось осуществить, поэтому он покоится на Комаровском кладбище.
Награды
Олег Каравайчук, «Вальс Княжон» которого захватывает и сегодня, имеет три значительные награды. В 2002 году он получил премию «Золотой овен» за то, что написал отличную музыку для кинофильма «Темная ночь». В 2009 году Олег получил премию Сергея Курехина, а в следующем году стал номинантом на премию «Степной волк».
Подводя итоги, хочется сказать о том, что великие люди заметны не сразу – иногда для этого должны пройти годы. И все же есть такие обаятельные личности, которые напоминают горящие звезды. И все бы хорошо, но только звезда эта сгорает. Но, как мы знаем, «лучше гореть, чем гнить». Такие творцы-гении заставляют задуматься о смысле собственной жизни, заглянуть в свои глубины. Биографии талантливых артистов побуждают к действию, совершенствованию себя и мира, и это действительно прекрасно! Самое лучшее качество каждого человека заключается в том, что он может вдохновляться. Так давайте же использовать эту возможность, чтобы вдохновлять самих себя на самые смелые, сумасшедшие и яркие поступки!
Похожие статьи
- Восходящая звезда Олег Кривиков. С чего начинался его путь к славе?
- Олег Кассин: фильмы и биография
- Прошла любовь, завяли помидоры. Про помидоры и не только
- Политический деятель Сватковский Дмитрий Валерьевич - биография, компромат и интересные факты
- Олег Комаров: биография, фильмография
- Олег Фандера - советский актер
- Футболист Леонид Буряк: биография, фото, достижения и интересные факты