Трактор МТЗ-50: технические характеристики, преимущества и недостатки
Трактор колесный МТЗ-50 относится к категории универсально-пропашной техники класса 1,4 т. Модель широко использовалась в аграрной, строительной и промышленной сфере. Первый экземпляр сошел с конвейера Минского тракторного завода в 1962 году. После 1985 г. техника под этой маркой выпускалась в ограниченном количестве. Нынешний аналог рассматриваемого трактора – это машина «Беларус-500».
Устройство и предназначение агрегата
Конструкция МТЗ-50 дает возможность использования техники для разных нужд, благодаря применению различных навесных приспособлений. Основное предназначение трактора:
- посев и последующая обработка земельных угодий;
- вспашка и культивация полей;
- транспортировка грузов;
- вспомогательные работы.
У данной модели предусмотрено изменение ширины колеи на передних и задних колесах. Эти элементы спереди в конструкционном плане выполнены с подвеской средней жесткости и являются направляющими. Задняя пара выполняет движущую функцию, имеет большие габариты и подвеску жесткого типа.
Все основные узлы находятся во фронтальной части кабины, доступ к ним не затруднен, что во многом облегчает обслуживание техники. Кабина МТЗ-50 изготовлена на основе жесткого каркаса, внешняя ее часть защищена от коррозии двухслойным покрытием порошковой эмали, устойчивой к агрессивным раздражителям. Внутри водительское место отличается комфортом для тех времен, от вибрации оператора защищает специальная отделка.
Параметры технического плана
Ниже представлены основные технические характеристики трактора МТЗ-50:
- эксплуатационный вес – 3430 килограммов;
- база агрегата – 2,37 метра;
- длина/ширина/высота – 3850/1970/2780 мм;
- колея – 1,2/2,1 м;
- клиренс – 46,5 сантиметра;
- вместимость топливного резервуара – сто тридцать литров;
- силовая установка – ММЗ Д-50 (четыре цилиндра, 55 лошадиных сил);
- предельная скорость – 33 км/ч;
- тормоза – дисковый вариант;
- гидравлическая система – раздельно-агрегатного типа.
Ниже рассмотрим некоторые узлы более подробно.
МТЗ-50: двигатель и КПП
Силовой агрегат для рассматриваемой машины оснащен четырьмя цилиндрами, имеет не особо большую мощность – пятьдесят пять «лошадок». Запустить мотор можно вручную либо посредством электрического стартера. Объем двигателя составляет 4,74 литра, система охлаждения – жидкостного типа.
Трансмиссия трактора – только механического образца, оснащена понижающим редуктором. Коробка передач рассчитана на включение девяти передних скоростей и имеет два режима заднего хода. Благодаря редуктору переключение передач происходит без потери мощности, обеспечивая достойный показатель проходимости техники.
Силовая установка функционирует на дизельном топливе с дополнительной очисткой, на предельной мощности «съедает» около восьми литров на сто километров, что для машины подобного класса вполне рационально.
Ходовая часть и электрическое оборудование
Рассматриваемый трактор отличается жесткой подвеской. Специальный мост МТЗ-50 – балансирующего типа. Колеса фиксируются при помощи удобных и надежных приспособлений, позволяющих оперативно произвести их разборку или монтаж. Хорошая проходимость техники обеспечивается благодаря почти полуметровому дорожному просвету и регулируемой ширине колесной колеи, а также внушительным протекторам на шинах. Дисковая тормозная система отличается надежностью и простотой в обслуживании.
Электрооборудование включает в себя генератор, пару стартеров, свечи. После переключения электромагнитного реле стартер начинает вращаться, приводя машину в движение. Это же устройство служит для остановки стартера после набора силовым агрегатом необходимого числа оборотов. Горючая смесь воспламеняется посредством искры от свечей зажигания.
Достоинства и недостатки
Трактор МТЗ-50 имеет ряд объективных преимуществ:
- Простота конструкции, надежность, отличная ремонтопригодность.
- Универсальность в использовании. Вместе с различным навесным оборудованием техника применяется в коммунальном хозяйстве, аграрной отрасли, строительной и промышленной сфере.
- Машина рассчитана на эксплуатацию в различных климатических регионах.
- Регулируемые колеса с удобным соединением и глубокими протекторами обеспечивают хорошую проходимость.
- Возможность эксплуатации в самых жестких погодных условиях.
- Дешевизна. Рассматриваемая модель – одна из самых доступных по стоимости среди ближайших конкурентов.
- Неприхотливость к качеству горючего.
- Доступность запчастей и невысокая цена ремонта всех узлов.
Среди минусов специалисты отмечают низкий показатель производительности при обработке больших по площади территорий, а также отсутствие системы кондиционирования и высокую шумность.
Особенности
За более чем полувековую историю эксплуатации белорусский трактор показал себя превосходно в различных уголках бывшего Советского Союза. Основа модели состоит из половинчатой рамы сварного типа, муфты сцепления, заднего моста и блока коробки передач. На балке размещены гидравлический усилитель руля, жалюзи охлаждения, водяной и масляный радиатор.
Кроме того, стоит отметить раздельно-агрегатную гидравлическую систему объемом двадцать один литр и с рабочим давлением 20 МПа. Блокировка МТЗ-50 осуществляется посредством механической коробки передач и тормозами дискового типа. Топливный резервуар находится за сидением оператора, закрытая кабина фиксируется на колесные крылья. Большие окна обеспечивают хорошую обзорность, освещение ночью и при плохой видимости гарантируют четыре стандартные фары.
Модификации
Минский тракторный завод в свое время выпустил несколько модификаций на основе Т-50. Например, агрегат с приставкой «К» сконструирован был совместно с тбилисскими инженерами. Упор в этой модели умышленно сделан на повышенную устойчивость при эксплуатации в горных районах и на склонах.
Виноградники обслуживала вариация под индексом 50-В, она отличалась повышенной маневренностью. Модификация «Р» предназначена для работы на рисовых полях. Машина 50-Н отличалась от прототипа заниженным дорожным просветом и меньшим диаметром колес.
Невзирая на то что некоторые аналоги были комфортнее и продуктивнее, МТЗ-50 перекрывал все свои недостатки дешевизной обслуживания, доступностью, ценой запчастей и ремонта. Современным аналогом пятидесятой серии является трактор «Беларус-500». Он отличается надежностью, новым мотором и неплохими характеристиками.
В завершение
Хотелось бы отметить, что устройство трактора МТЗ-50 позволяет активно использовать разнообразные дополнительные приспособления, существенно расширяющие его эксплуатационные возможности. Также технику можно использовать как погрузчик или экскаватор. Оригинальное устройство колес увеличивает маневренность и проходимость, поскольку маленькие элементы направляют машину, а задние увеличенные исполняют движущую функцию.
Благодаря уникальной трансмиссионной коробке имеется возможность активации пониженных передач, а также переключение скоростей без потери мощности. Невзирая на то что несколько десятков лет аппарат не выпускается, запчасти на него можно раздобыть и сейчас. Трактор МТЗ-50 по праву является одним из лучших представителей в своем роде с учетом года выпуска, характеристик, цены, ремонта, надежности и производительности.
Похожие статьи
- Трактора СССР: история и фото
- Трактор ТДТ-40: технические характеристики, фото
- Характеристика трактора Т-40. Трактор Т-40: описание, фото
- Трактор ЮМЗ: характеристики (фото)
- Роддом № 20 на Первомайской в Москве: адрес, фото, отзывы, список вещей
- Мотоблок "Агро": описание, характеристика и цена
- Косилки сегментные для трактора: принцип работы и технические характеристики