Что фиксируют акты гражданского состояния? Регистрация актов гражданского состояния - что это?
Законодательством страны определено, кто издает акты гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния попадает под регулирование одноименной отраслью права. Ранее они находились в компетенции Кодекса о браке и семьи РСФСР. В 1997 году принят ФЗ «Об актах гражданского состояния». Все события в человеческой жизни должны быть строго учтены.
Формулировка
Все яркие события в жизни людей, радостные и не очень, должны запоминаться. Но при этом нужно еще и фиксировать официально акты гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния позволяет социально значимые события в жизни людей учитывать и регистрировать. Закон определяет, когда именно необходимо это делать. Специальный орган осуществляет запись актов гражданского состояния:
- появления на свет;
- смерти;
- брака;
- развода;
- усыновления;
- удочерения;
- перемены данных человека.
Цель регистрации
Для чего необходимо регистрировать все социально значимые события человеческой жизни? При каких-либо изменениях возникают, изменяются или прекращаются важные права и обязанности. И их подтверждение особенно важно для построения имущественных отношений. Например, при рождении ребенка у его родителей одновременно с этим радостным событием возникают обязанности по его содержанию. Смерть человека наделяет наследственным правом его преемников.
Регистрация жизненно важных событий производится для того, чтобы можно было впоследствии доказать свершившийся факт.
Государству осуществлять контроль в этой области в значительной мере помогают акты гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния позволяет фиксировать динамику рождаемости, смертности, показывает статистику браков, разводов.
Органы, осуществляющие запись актов
Кто фиксирует акты гражданского состояния? Регистрация актов гражданского состояния - прерогатива:
- государственных органов;
- консульских учреждений за пределами страны.
Порядок регистрации
Как указывает ФЗ «Об актах гражданского состояния», каждое событие подлежит регистрации в двух полностью аналогичных экземплярах на специальных бланках. Один из них остается в органе записи, а второй выдается на руки. Все бланки имеют серию, номер и являются документами строгой отчетности.
Чтобы получить свидетельство c записью, необходимо в государственный орган предоставить документы, подтверждающие произошедшее событие (к примеру, справку о рождении ребенка). Запись акта проверяется заявителем и удостоверяется его подписью, скрепляется печатью. Вся информация подлежит хранению в условиях строгой конфиденциальности, так как это - персональные данные. Она может сообщаться только суду по его запросу. Все данные, внесенные в книги записи, должны храниться в архивах в течение 75 лет.
Изменения, исправления, аннулирование актов
Иногда случается, что в документы закрадываются ошибки. Люди - не машины, и им свойственно ошибаться. При необходимости изменить данные в актах (исправить допущенные неточности, опечатки) человек обращается в ЗАГС с заявлением. Также изменения вносятся по предоставленному решению суда или административных органов. Если ЗАГС отказывается вносить изменения, это решение может быть обжаловано в суде.
Восстановление свидетельств осуществляется также на основании запросов граждан, выдаются их дубликаты. Если сама запись утрачена, то ее восстановление возможно только на основании судебного решения. После восстановления производится нужная процедура. Человек получает свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, где будет отметка о восстановлении записи и учете ее в соответствующем государственном органе.
При необходимости аннулировать отметку, произведенную ранее, необходимо в ЗАГС предоставить решение суда о данном факте. После аннулирования запись так же, как и свидетельство, перестает быть значимой. Считается, что не было такого факта в жизни.
Все манипуляции, производимые с записями актов, являются платными. Государственные пошлины за них подлежат зачислению в бюджет территориального образования. Прежде чем обращаться в ЗАГС, нужно в любом отделении банка оплатить определенный сбор. После этого квитанцию сохранить и предъявить в ЗАГСе.
Стоит знать, что в ЗАГСе бывают длинные очереди. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что получить первоначальный документ или его дубликат будет достаточно легко. Возможно, придется не один раз туда прийти.
Еще остались органы, в которых заполняются документы рукописным тестом. В ЗАГСе могут выдать заполненный от руки повторный бланк.
Похожие статьи
- Развод через ЗАГС: пошаговая инструкция. Развод супругов: правила развода через ЗАГС и через суд
- Где и как получить свидетельство о смерти?
- Госпошлина за регистрацию брака: размер, порядок оплаты
- Как восстановить свидетельство о рождении? Дубликат свидетельства о рождении
- Серия и номер свидетельства о рождении. Где находится номер свидетельства о рождении?
- Какие документы менять при смене фамилии. Какие документы менять после замужества
- Понятие и принципы семейного права. Основные принципы семейного права