Советский грузовой автомобиль ГАЗ-56: описание, технические характеристики
Работа автопрома во времена Советского Союза не стояла на месте. Новые модели разрабатывались, поступали в серийное производство и успешно продавались. Но не все. Отдельные варианты так и не смогли дойти до «финиша». Среди них ГАЗ-56. Он сумел пройти практически все испытания, достойно себя показать, но что-то пошло не так. Автомобиль этой модели так и не появился на рынках страны. Давайте попытаемся разобраться, что же собой представляет данный агрегат и почему его история закончилась так рано.
Как все начиналось
Автомобиль ГАЗ-56 начинает свою историю в начале пятидесятых годов прошлого века на Горьковском автозаводе. После окончания Второй мировой войны конструкторы взялись за разработку новых моделей «мирной» техники. Рассматривая автомобильный рынок того времени, они пришли к следующему выводу: нет малотоннажных автомобилей отечественного производства. Поэтому было принято решение собрать «младшего брата» для грузовика ГАЗ-51, который обладал грузоподъемностью в две с половиной тонны. Инженеры взялись за разработку более компактного, экономичного грузовика с небольшим весом.
Главный конструктор завода А. Д. Просвирнин в 1952 году разрешил разработку полуторатоннажного автомобиля, которому было дано название ГАЗ-56.
Характеристика первых разработок
Конструкторы вложили в модель ГАЗ-56 многие технические ходы, которые в то время считались необычными. Грузовик оснащался барабанной тормозной системой, полностью герметичной. Неразъемный задний мост дополнялся вставным редуктором, имеющим гипоидную передачу. Еще одна новинка – дифференциал кулачкового типа оснащался самоблокировкой. Устанавливался на ГАЗ-56 двигатель с верхним валом. Топливо сгорало по форкамерно-факельному типу. Система охлаждения укомплектовывалась муфтой электрического вентилятора.
В качестве подвески устанавливались амортизаторы. Особенностью автомобиля являлось то, что вместо привычных пальцев рессор были использованы детали, выполненные из резины.
Дизайн первых моделей
Оформлением автомобиля занимался скульптор Б. Б. Лебедев. Интересен тот факт, что он вылепил из пластилина макет кабины в полный размер.
Было предложено два варианта стилевого оформления:
- Ранний, который отличался «низкими» крыльями. Этот вариант в последующем раскритиковали за плохую функциональность. При этом водитель не чувствовал габариты автомобиля ГАЗ-56. Кабина обладала хорошо продуманными пропорциями. Эта часть отлично смотрелась с платформой грузовика. Она делала автомобиль более компактным.
- Поздний, для которого характерно оформление кабины наподобие ГАЗ-53. Но такой вариант был признан неподходящим по габаритам.
Сравнение с «трехсотым»
ГАЗ-56 разрабатывался на основе автомобиля ВАЗ-300. Обе модели имели одинаковые мосты, идентичные колесные ступицы с пятью шпильками. Правда, диски у них различались. Автомобиль ВАЗ-300 оснащался колесами, которые обладали профилем обода от легковушек. И задние колеса у него были односкатными. А вот на ГАЗ устанавливались стандартные диски с «окошками».
Кабина также у двух моделей слегка отличалась. Если у «трехсотого» прорези облицовки были горизонтальными, то у 56-го их сделали вертикальными. Сами навесные элементы были более рациональными и простыми. И это не удивительно, ведь ГАЗ-56 разрабатывался с самого начала как грузовик. А УАЗ напоминал американский пикап, созданный из легковой машины.
Габариты автомобиля
Грузовик ГАЗ в длину был 5085 миллиметров. Его ширина составляла 2172 мм. При этом колесная база была равна 2950 мм, а колея по задним колесам - 1650 мм. Высота автомобиля равнялась 1995 миллиметрам. Пропорции транспортного средства были рассчитаны правильно. Это делало автомобиль не просто компактным, но еще и маневренным. Ему было достаточно всего семи метров, чтобы развернуться.
Испытания и доработки
Советский грузовой автомобиль ГАЗ-56 начали испытывать уже в 1956 году. Конечно же, недостатки были, и их было немало. Но в целом этот автомобиль был неплохим.
Самые первые доработки затронули тормозную систему. Были установлены барабанные тормоза. Это привело к необходимости установки колесных дисков новой формы. Деревянная платформа была заменена на металлическую, имеющую ребра жесткости. Закрывали ее невысокие металлические борта. Задние крылья были заменены на гнутые брызговики.
Автомобиль оказался неплохим. Но был один недостаток, который снизил вероятность серийного производства. И это была не ошибка конструкторов. Это был производственный недостаток. Заключался он в том, что автомобиль очень сильно отличался от других моделей производителя. Поэтому было принято решение об унификации транспортного средства.
Характеристика ГАЗ-56 второй серии
Изменения внешности грузовика были не в лучшую сторону. Его дизайн казался внешне слишком простеньким, ему чего-то недоставало. Хотя обзорность улучшилась, как и комфорт водителя. Пропорции были нарушены. Кабина крупных размеров плохо смотрелась в сочетании с низкой подвеской и небольшими размерами грузовика. Изменения привели к увеличению кабины. Но сами размеры автомобиля практически остались прежними. Длина стала составлять 5350 миллиметров, ширина - 2175 мм, высота - 2000 мм, а колесная база - 3000 мм. Значительно увеличился вес грузовика. Он составил от 1848 до 1900 килограмм.
Ухудшились основные показатели транспортного средства: динамика, проходимость, коэффициент тары и так далее. Автомобиль имел колесную формулу 4х2. Оснащался он коробкой с четырьмя передачами. Переключались они механическим способом. Максимальная скорость, которую мог развивать грузовик, составляла восемьдесят километров в час.
Изменение технических характеристик
Двигатель на то время устанавливали от легковых моделей. Он отличался наличием центробежного масляного фильтра, электромуфтой вентилятора системы охлаждения. Впервые устанавливались бескамерные шины. Для этого пришлось изменить колесные диски. За счет этого снизилась высота автомобиля до двух метров. Уменьшился и клиренс. Он составил двести двадцать миллиметров.
Повторные испытания
Грузовик ГАЗ-56 повторно был отправлен на испытания в 1960 году. Вместо приемки чиновниками грузовик совершил тестовый пробег, занявший полгода. За это время было пройдено двадцать пять тысяч километров. В этом пробеге участвовали автомобили разных стран и производителей. Путь грузовиков проходил по дорогам с различными видами покрытия. Причем они пролегали по разным регионам со сложными условиями. И 56-й справился с испытанием на отлично. Помогли в этом надежные рессоры и прочная рама.
Случались и поломки. Самая главная заключалась в том, что часто выходила из строя электрическая муфта, установленная на вентиляторе системы охлаждения. Позже было принято решение отказаться от ее использования. С плохой стороны показал себя и двигатель. Ему недоставало мощности. Во время движения водитель должен был полностью сосредотачиваться на автомобиле. Эксплуатировать его необходимо было только в щадящем режиме. Кроме того, были обнаружены и другие недостатки. Ступицы были недостаточно надежными, как и крепления рессор. Задний мост часто «подтекал». Каждый день водитель должен был осматривать свое транспортное средство, проводить его техническое обслуживание и ремонт
Тем не менее автомобиль получил разрешение на серийное производство. Правда, с конвейера он так и не сошел. На заводе линии были заняты производством и выпуском нескольких моделей легковых автомобилей. Сначала было желание перенести выпуск грузовика на Ульяновский завод. Но и с этим ничего не вышло. Предприятие было занято производством модели с грузоподъемностью восемьсот килограмм. Она требовала меньших затрат, чем ГАЗ-56. Поэтому от мысли собирать автомобиль на другом заводе решили отказаться.
Простым людям из села было сложно принять грузовик ГАЗ-56, описание которого мы рассматриваем. Качество дорог в то время не имело большого значения. Тогда в первую очередь думали о том, каким образом перевести грузы, а уже после этого считали расходы, которые будут этому способствовать. ГАЗ-56 обладал дорожным просветом всего двести двадцать миллиметров под задним мостом. Этого было очень мало для труднопроходимых сельских дорог, которые в определенные временные периоды были схожи с бездорожьем. В таких условиях мог работать только ЗИС-5, который отличался проходимостью и выносливостью. Даже ГАЗ-51, который был очень популярным грузовиком в те первые послевоенные годы, был не самым лучшим вариантом для таких труднопроходимых участков.
А вот городским пользователям грузовик пришелся бы по вкусу. Его смогли бы использовать торговые и автотранспортные предприятия для перевозки грузов в небольших количествах. Грузоподъемности в полторы тысячи килограмм было бы достаточно для транспортировки и ежедневного использования. Это позволило бы организации сэкономить и получить прибыль. Небольшие размеры в совокупности с неплохой маневренностью позволили бы автомобилю справляться со своей функцией.
Разработка проекта так и осталась теорией. Правда, отдельные наработки были использованы в последующие годы для производства других моделей.
Похожие статьи
- Дизель: черный дым из выхлопной трубы. В чем причина и как ее устранить?
- ГАЗ 53 – он был лучшим
- Габариты автомобиля грузового и легкового
- ГАЗ-52: технические характеристики. Двигатель ГАЗ-52
- "Волга" (машина): история модели, технические характеристики
- Двигатель ГАЗ-53: технические характеристики. Сборка двигателя ГАЗ-53, установка, ремонт
- Технические характеристики "ГАЗели" и отзывы