Обучение: цели обучения детей
Важнейшим этапом становления человека, как личности, является обучение. Цели обучения заключаются в приобретении ценных знаний, навыков и умений, а также в развитии творческих способностей и этических взглядов. Всё это люди начинают получать со школьной скамьи, под профессиональным руководством преподавателя. Для которого, в свою очередь, обучение является ответственным педагогическим процессом, целью которого является предоставление учащимся знаний. Вообще, в этом плане всё немного сложнее, чем кажется. Поэтому стоит рассмотреть процесс обучения более подробно с педагогической точки зрения.
Воспитание
Это первый аспект, который включает в себя обучение. Цели обучения, как уже было сказано выше, заключаются не только в предоставлении ученикам образования, а ещё и в привитии им этических взглядов. Воспитание – одна из составляющих педагогики. Это комплекс методов, направленных на формирование личности ребёнка. С понятием воспитания непосредственно связана социализация ученика. Которая подразумевает усвоение воспитанниками основ родной культуры, понятий добра и зла, знание обычаев и традиций, осознание хороших и плохих поступков.
Кстати, на протяжении столетий педагогика считалась наукой об искусстве воспитания. Однако сегодня её предметом является целостный процесс, называющийся образованием, который включает в себя развитие личности, её социализацию, воспитание и обучение. Причем каждый компонент из перечисленных детерминирует другие. Одно без другого существовать не может. И хорошим преподавателем является педагог, который способен реализовать всё вышеперечисленное.
Специфика
Важно отметить, что цель обучения, образования определяется обществом, в котором оно реализуется. Постановка задач зависит от множества факторов. Например, от региональных особенностей, культурных традиций, уровня развития социальных и экономических прогрессов, господствующих религиозных воззрений, политики государства.
Однако главная цель процесса обучения заключается в достижении учениками идеала личности. Во всяком случае, так принято считать. Дети должны усвоить материальную культуру и духовные ценности, которые за долгое время были накоплены человечеством. Но это ещё не всё. Также каждый из учеников должен раскрыть свой внутренний потенциал и встать на путь самореализации. Но в этом ему должен помогать не только педагог, а ещё и его родители.
Получение общего образования
Это то, ради чего все дети идут в школу. И то, на что направлено обучение. Цели обучения многогранны, но получение образования находится превыше всего. Отсюда вытекают и первоначальные обязанности преподавателя.
Каждый педагог должен обеспечить ученикам необходимый уровень усвоения систематизированных знаний, касающихся общества, природы, культуры, техники. Информация такого характера должна адаптировать воспитанников к дальнейшей жизни и образовательному процессу.
Ещё одна цель обучения детей заключается в развитии их способностей, интересов, внимания, мышления, памяти, воображения, воли и чувств. А ещё практических и познавательных умений. Это очень важно. Ведь развитое мышление и наличие полезных способностей дают ребёнку возможность пополнять свои знания и совершенствоваться.
Также преподаватель обязан способствовать формированию мировоззрения, а также эстетических и нравственных ценностей. Помимо этого, педагог помогает раскрыть в каждом ученике способность к самообразованию. Вся многогранность преподавательской деятельности позволяет понять, что учитель – не просто человек, дающий знания по какому-либо предмету. Это ещё воспитатель, наставник и проводник в жизнь.
Основные задачи
Как уже можно было понять, у преподавателя их немало. И про задачи необходимо рассказать поподробнее, обсуждая цели и содержание обучения.
Преподаватель должен заниматься воспитанием воли, развитием индивидуальных способностей к образному восприятию и к отвлечённому мышлению, создавать предпосылки умственного развития и прививать хорошие привычки (например, читать).
Но это ещё не всё, что входит в задачи педагога. Преподаватель должен заниматься развитием эмоциональной жизни воспитанников, задействовать умственные способности, учить их критически мыслить и делать работу качественно. Также он раскрывает их социальные и моральные чувства.
Помимо этого, цели и задачи обучения затрагивают умственное воспитание. Педагог должен уметь вызвать у воспитанников интерес к предмету, чувство ответственности, желание проявлять инициативу. Всё это формирует в детях навыки к причинному мышлению и способность к всестороннему восприятию. Это особенно важно на начальных этапах получения образования.
Профессиональный аспект
Рассказывая о задачах преподавателя, стоит обратиться к разработкам Бенджамина Блума - американского психолога методов обучения. Он выделял несколько важнейших дидактических педагогических целей, которые находят реализацию именно в процессе образования.
Важнейшие из них – знание, понимание и применение. Все последовательны. Сначала преподаватель обязан донести до учащихся определённый объем информации. Затем добиться от воспитанников понимания – каждый из них должен «пропустить» полученные знания через себя, осознать их значение и смысл. Одно дело – прослушать лекцию на тему решения уравнений. Но совсем другое – понять, как они решаются. В этом вся суть. И вот тут реализуется третья цель. После получения знаний и их понимания ученик должен применить их, ориентируясь на то, что он узнал. Если три цели реализованы, то можно сказать, что преподаватель добился главного – он научил своих воспитанников.
Тяга к прекрасному
Почему в процессе образования так важно искусство и художественное воспитание? Потому что это нечто прекрасное. Единство между человеком и произведением искусства трудно переоценить, ведь в столь особой связи передаются переживания. И знакомство с прекрасным – один из важнейших аспектов, которые включает в себя обучение.
Цели обучения заключаются в ознакомлении детей с музыкой, художеством, балетом, поэзией, архитектурой. Искусству свойственна образность. А она, как известно, способствует развитию эмоциональной жизни детей и их мышлению. Хороший преподаватель знает, что с действием воображения непосредственным образом связано чувственное переживание. Почему это важно? Потому что основу человечности составляет развитость эмоциональной жизни. Это – базис моральных ценностей. Лишь нравственный человек, знакомый с понятием морали, может стать личностью, полноценным членом общества. А это – и есть цель каждого из нас.
Становление личности
Оно у детей происходит в процессе получения школьного образования. Поэтому цели обучения, воспитания каждого ученика заключаются в формировании его внутреннего «стержня». Преподаватель должен помочь детям осознать важнейшее понятие самоконтроля, которое пригодится им в дальнейшей жизни. В процессе обучения оно также будет проявляться, но только при сравнении полученного результата с эталоном, образцом.
Ещё дети должны обрести умение самостоятельно определять цель и предпринимать действия по её достижению. Также преподаватель обязан научить их планировать и контролировать ход своей деятельности, сравнивать новые результаты с предыдущими, оценивать их. Всё это готовит их ко взрослой жизни и помогает ознакомиться с понятием ответственности.
Социализация
Всем известно, что так называется процесс интеграции личности в социальную систему. И социализация является одной из целей обучения и образования. Главная задача каждой школы заключается в подготовке ответственных, творческих, инициативных, высоконравственных и компетентных граждан Российской Федерации.
Впрочем, стоит вернуться к социализации. Образование – это одна из высших ценностей. Причем как для личности, так и для общества в целом. Ведь вне образования невозможна его интеграция, стабильность и целостность. Именно от того, насколько сильно дети будут вовлечены в процесс школьного обучения, зависит интерес в получении высшего образования. А впоследствии и в развитии производства, которое влияет на рост национального дохода.
Самореализация
Это то, к чему в идеале должен прийти каждый ребёнок, обучающийся в школе. Вспомнить хотя бы слова известного американского психолога Уильяма Глассера. Он уверял, что если личностные потребности ребёнка не реализуются дома, то они должны осуществиться в школе. Хороший преподаватель обязан предоставить ученикам то, чего им не хватает. И обычно это добрые взаимоотношения. Но ведь ученики общаются не только с педагогами. Они проходят социализацию в детском обществе, среди остальных воспитанников, своих сверстников. Здесь также важна роль педагога. Он обязан донести до каждого ученика, насколько важно быть добрым по отношению к остальным – ведь это помогает прийти к чувству душевного удовлетворения.
Школа - не просто учреждение. Это социально-психологическая группа. И то, в какой мере ученики реализуют свою активность в сфере игры, общения и обучения, во многом зависит от их взаимодействия с преподавателем и друг с другом.
Подготовка к самостоятельности
Все цели и задачи обучения направлены на формирование в учениках важнейших личностных качеств. А ещё на привитие им самостоятельности. Что является самой труднодостижимой целью. Перед каждым педагогом стоит задача – научить воспитанников любить труд. И это может получиться только в том случае, если ученики поймут, что это важно для них самих. До них необходимо донести, что труд – это добродетель нравственности. Он облагораживает, духовно развивает, помогает реализоваться в жизни, добиться важных целей, найти себя.
К тому же преподаватель должен помочь понять своим ученикам – ничто в этой жизни не даётся просто так. Но воспитав в себе упорство, трудолюбие и целеустремлённость, у многих получается добиться невиданных высот. Педагог должен заинтересовать учеников в труде, показать им перспективы, дать стимул, мотивацию. И пробудить желание стремиться к чему-то. В этом заключается цель методов обучения и весь процесс как таковой.
Педагогическая работа
Исходя из вышесказанного, можно понять, что целями обучения являются многие образовательные процессы и их достижение, которое происходит лишь благодаря трудолюбию специалиста и его ответственности. Хорошие преподаватели способны реализовать все функции педагогики – социальную, познавательную, научно-развивающую, прогностическую, диагностическую, организационно-методическую, проектно-конструктивную. Впрочем, это не весь перечень. Также педагогика выполняет интегрирующую функцию, воспитательную, просветительскую, организующую, практическую и преобразовательную.
Всё это даёт понять, что преподавательская деятельность – это целое общественное явление. Которое становится успешным лишь в том случае, если его осуществляют люди, обладающие фундаментально развитым мышлением, любовью к своему делу, организованностью, ответственностью и ещё двумя-тремя десятками других качеств.
Похожие статьи
- Индивидуально-образовательный маршрут: цель, разработка, образец с примерами оформления
- Компетентностный подход. Компетентностный подход в профессиональном образовании
- Основные принципы образования
- Методы и формы организации урока
- Типы уроков. Классификация, цели и задачи уроков в школе
- Деятельностный подход в обучении
- Эвристический метод. Формы эвристического обучения