Париж, Пантеон: история, описание, архитектурный стиль, интересные факты
Если говорить о самых интересных и значимых местах Парижа, то, бесспорно, стоит вспомнить о величественном Пантеоне. Это строение известно не только тем, что в нем захоронены самые известные деятели столицы, а прежде всего своей потрясающей историей. Но давайте обо всем поговорим подробнее.
Неоднозначное архитектурное решение храма
Если вы хотите посмотреть Париж, Пантеон непременно должен стать номером один в вашем списке достопримечательностей столицы Франции. Интересен тот факт, что когда-то это здание парижане встретили достаточно агрессивно, не оценив простоту форм строения и непонятный стиль. К слову сказать, так было со многими новыми строениями, которые в дальнейшем стали символами города, как, например, Эйфелева башня.
Шли годы, и каждое здание становилось любимым не только самими парижанами, но и гостями, и туристами. Огромное количество достопримечательной сохранил Париж, Пантеон в их числе. Он имеет давнюю и запутанную историю, о которой мы хотим поведать читателям.
Предыстория
Надо сказать, что Пантеон ведет свою историю с 1744 года. Изначально это строение было ничем иным, как церковью Святой Женевьевы.
Король Людовик XV, прибывший в Мец для того, чтобы принять командование войсками, направленными против австрийцев, внезапно заболел. У него была высокая температура, а медицина в те годы была совершенно бессильна - в арсенале лекарей не было жаропонижающих средств. Лечили, как правило, молитвами и реликвиями. Все были уверенны, что король в скором времени умрет. Уже не надеясь на выздоровление, Людовик XV обратился с молитвой к покровительнице Парижа святой Женевьеве с обещанием построить в ее честь самую большую и красивую церковь в Париже в случае излечения.
Как бы фантастически это ни звучало, но король выздоровел. А вот его возлюбленная герцогиня Шантору умерла, заразившись от него болезнью. Это надолго ввело Людовика XV в депрессию, которая прошла лишь с появлением в его жизни новой фаворитки Жанны Антуанетты Пуассон, вошедшей в историю как маркиза де Помпадур.
Новая возлюбленная короля очень быстро освоилась при дворе, стала законодательницей мод и главной советчицей Людовика XV. Девушка составила протекцию своему младшему брату, желая, чтобы он стал главным инспектором королевских зданий. Однако у юноши не было никакого образования и опыта в данной сфере, поэтому для него была организована поездка в Италию с архитектором Суфло в качестве обучения. После возращения маркиз Мариньи получил долгожданную должность.
Архитектор проекта
И только в 1755 году король вспомнил о своем обете, данном святой Женевьеве. Монарх поручает Мариньи подобрать подходящий проект. По правилам того времени автором проекта должен был стать главный королевский архитектор. Но маркиз решил пойти против установленных норм. Кто построил Пантеон в Париже? Мариньи предложил в качестве архитектора Суфло, который сопровождал маркиза во время поездки в Италию.
Пантеон в Париже: архитектура
Сейчас нам, конечно же, сложно представить, насколько революционным был по тем временам проект Суфло. Ведь за прошедшие двести лет здание стало настоящей классикой, которой подражали новые поколения зодчих. В настоящее время нас сложно чем-то удивить после творений двадцатого века. Но архитектурный стиль нового здания был вызывающе простым.
В эпоху барокко предпочитали пышность и вычурность элементов, а Суфло в своем проекте предпочел вернуться к строгой простоте античности. Именно по этой причине его творение вызвало недовольство консерваторов. А вот прогрессивные парижане по достоинству оценили здание, в котором автор решил соединить все архитектурные достижения того времени.
Он увенчал здание красивейшим куполом, создал шестиколонный портик (греческий), а интерьеры сделал невероятно светлыми и легкими, используя при этом потрясающие сводчатые потолки. Таким был создан Пантеон в Париже. Архитектор Суффло даже рискнул сделать некоторые новые элементы, поставив тяжелый купол на колоннаду. Однако конструкция была невероятно тяжелой, и колонны попросту не выдержали бы ее, поэтому была построена сложная конструкция, невидимая для глаз обычного обывателя.
Трудности строительства
Кроме того, архитектор столкнулся с тем, что при закладке фундамента были обнаружены пустоты римского периода, когда здесь добывали строительные камни. Процесс был остановлен, поскольку нужно было пересмотреть проект и облегчить конструкцию. Лишь в 1764 монарх заложил первый камень в основание храма. К тому времени уже прошло двадцать лет с того момента, как Людовик XV дал обет святой Женевьеве.
Архитектурный стиль нового здания не устраивал и церковь, поскольку строение изначально не имело равноконечного греческого креста. Поэтому, чтобы соблюсти западные традиции, были удлинены два крыла здания. Это позволило приблизиться к пропорциям католической базилики.
Во время строительства храма архитектору пришлось столкнуться со многими трудностями. Во времена правления Людовика XV казна периодически оказывалась пустой, а потому и финансирование проекта не было стабильным. Автору церкви неоднократно приходилось упрощать конструкцию.
Кроме того, достаточно осложняли ход строительства постоянные дрязги придворных дам, которые считали себя специалистами в области архитектуры и вели споры о том, какими должны быть башни и колокольни, что выбить на барельефе.
В 1774 году Людовик XV умер, так и не выполнив своего обещания. А еще через шесть лет скончался и сам архитектор. Церковь Женевьевы в Париже (Пантеон) была достроена в 1790 году учениками Суфло – Бребионом и Ронделе. Но драматическая история прекрасного храма на этом не закончилась.
Недостатки строения
Специалисты в области архитектуры считают, что Суффло есть за что критиковать. Его творение вышло совершенно не одухотворенным, а некоторые элементы совершенно не гармонируют друг с другом. Кроме того, прочность здания оставляет желать лучшего. Пустоты под фундаментом дали о себе знать, из-за подвижности грунта за многие годы в стенах образовались многочисленные трещины.
В 1980 годах туристы, посещавшие Париж, Пантеон не могли осмотреть, так как храм был закрыт на реставрацию. К такой мере прибегли из-за того, что с годами поржавели металлические стяжки, которые скрепляли сооружение и облегчали каменную кладку. В итоге в восьмидесятых годах прошлого века здание стало рушиться, из-за чего и было закрыто на реконструкцию.
И по сей день прекрасное строение украшает Париж. Пантеон стал значительным достижением в архитектуре и своего рода символом той эпохи. Идеи Суффло нашли своих сторонников. Вдохновившись его творением, зодчие последующих поколений создали купол Капитолия в Вашингтоне. И купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге напоминает работу Суффло.
Продолжение истории
Пантеон в Париже (описание храма приведено в статье) был построен в весьма неудачное время. Франция погрязла в беспорядках революции. В этот период яростно разорялись христианские храмы. Досталось и церкви святой Женевьевы, которая была превращена в Пантеон.
Здесь имеет смысл рассказать о том, кто похоронен в Пантеоне (в Париже). Революция XVІІІ века во Франции, как и любая война, не закончилась без жертв. После гибели графа Мирабо было принято решение похоронить его в новой церкви. Храм решением Национального собрания был превращен в Пантеон.
Через несколько лет Марат Робеспьер нашел доказательство преступных связей Мирабо с представителями королевского двора. Его прах убрали из Пантеона. К тому времени уже был убит и сам Робеспьер, его похоронили в храме Женевьевы.
Превращение храма в Пантеон
Чтобы здание более соответствовало образу гробницы, в годы революции практически все окна были заделаны, что испортило замысел Суффло, стремившегося сделать свое творение легким и светлым. В дальнейшем во Франции вновь восстановилась монархия, потом она сменилась республикой. В таком беспрерывном хаосе менялся и Пантеон: убирали и добавляли отдельные элементы и надписи на барельефах.
Многие годы храм менял свое предназначение. Такая ситуация продолжалась почти сто лет, пока в 1885 году в Пантеоне не похоронили Виктора Гюго. С тех пор храм превратился в гробницу. Здесь хоронят самых известных людей Франции. Могилы находятся в самом низу, куда ведет длинная лестница от бывшей алтарной части.
Во избежание ошибок появилась практика выдерживать временной промежуток между датой кончины и захоронением в Пантеоне. Последним человеком, чей прах похоронили в храме, стал великий Александр Дюма. Произошло это в 2002 году, через 132 года с момента его смерти.
Пантеон (Париж): интересные факты
На фронтоне здания имеется надпись: «Великим людям благодарная Родина». А на барельефе можно различить фигуру молодого Наполеона в окружении солдат, реабилитированного Мирабо, Руссо и Вольтера. Несмотря на все внесенные изменения, которых не было в первоначальном варианте архитектора, здание все равно производит потрясающее величественное впечатление. Автору творения удалось достичь готической воздушности и легкости. На стенах здания красуются многочисленные росписи и скульптуры, посвященные истории храма святой Женевьевы, как память о тех временах, когда строение еще носило ее имя.
В настоящее время при выходе из Пантеона взору открывается полукруглая площадь, на которой построены два асимметричных здания, а вдаль уходит улица Суффло. Отсюда видна и Эйфелева башня. Подобная асимметрия не является случайностью, она была задумана самим архитектором, который хотел не только построить храм, но и достойно организовать вокруг него пространство.
В те времена архитекторы не просто строили здания, перед ними стояла задача гармонично внедрить новое строение в ансамбль всего города. Для воплощения своей величественной идеи Суффло планировал перестроить всю вершину холма. В его планы входило построение новой улицы таким образом, чтобы издалека можно было видеть храм. Интересен тот факт, что сам архитектор многие планы не успел воплотить в жизнь. Но улица намного позднее (в 1847 году) все же была построена по его задумке и даже получила его имя.
Храм в наше время
В наши дни Пантеон продолжает быть мавзолеем для известных граждан Франции. В одной из могил захоронен знаменитый итальянец Рафаэль (художник). Храму так и не вернули первоначальное предназначение. В Пантеоне похоронены актеры, политики, путешественники, писатели, философы, адмиралы, банкиры и генералы: Эмиль Золя, Мария Склодовская-Кюри, София Бертло, Марселен Бертло. Прах самого архитектора Суффло также покоится в стенах храма. В общей сложности в стенах Пантеона обрели покой более семидесяти граждан, которые сделали значительный вклад в развитие страны.
Внутреннюю часть храма с 1874 года украшают картины, демонстрирующие фрагменты истории Франции в разные периоды, и красивейшие барельефы с декоративным орнаментом. В Пантеоне можно увидеть фрески Пюваса де Шавана, повествующие о деяниях святой Женевьевы.
В храме имеется смотровая площадка, находящаяся под самым куполом. Чтобы попасть на нее, необходимо преодолеть 206 ступеней. Находясь на ней, можно любоваться потрясающим видом Парижа.
Вместо послесловия
Туристам, направляющимся в Париж, стоит посетить Пантеон, который стал одним из символов города. Необыкновенное архитектурное решение храма и его внутреннее убранство достойны внимания. Здание имеет богатейшую историю, которая отразилась на внутреннем и внешнем виде храма.
Похожие статьи
- Какое событие означало Термидорианский переворот во Франции? Причины, значение
- Флаг Франции — лицо государства
- Башня Монпарнас в Париже (фото)
- "Мыслитель" Родена: фото и описание
- Что такое пантеон? Храм всех богов. Римский и греческий пантеоны
- Знаменитая площадь Согласия в Париже
- Эйфелева башня в Париже: фото, история, адрес, как добраться?