Донской казак - это кто такой?
Принято считать, что казак – это представитель независимого вооружённого населения, проживавшего некогда в пограничных районах России и охранявшего их от вторжения иноплеменников. Эта весьма многочисленная социальная группа была по своему составу крайне неоднородна и делилась на множество подгрупп в соответствии с районами проживания её членов. Таким образом, в историю вошли донские, яицкие, сибирские, запорожские и многие другие казаки. Остановимся подробнее на тех из них, которые испокон века селились на берегах Дона.
Первое историческое свидетельство о казаках
Известно, что казаки Дона всегда являлись наиболее многочисленной группой среди всех представителей этой этносоциальной культуры. Исторически они селились на территориях современных областей – Волгоградской, Ростовской, а также Донецкой и Луганской. В прошлые века всё занимаемое ими пространство официально называлось Областью воинства Донского.
Впервые донские казаки упоминаются в послании татарского князя Юсуфа Ивану Грозному. В нём ордынский воевода жалуется русскому царю на то, что его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки.
Ограничение казачьей вольности
Первые донские казаки формировались из числа беглого люда, переселившегося в разные времена в пустующие до той поры районы России. Там, благодаря удалённости от административных центров, они были в известной степени защищены от произвола властей, вели вольную жизнь и несли добровольно взятую на себя пограничную службу.
Однако по мере укрепления государства и централизации власти их свобода стала ограничиваться рамками существовавших тогда законов. В частности, в 1671 году, сразу после подавления разинского восстания, казаки были вынуждены принести присягу царю Алексею Михайловичу, а затем и всем последующим его преемникам. Кроме того, государевым повелением на Дону был размещён гарнизон правительственных войск, и казакам с той поры пришлось свои военные операции согласовывать с его командованием.
Конец казачьего самоуправления
Окончательно же регламентирована жизнь донской вольницы была при Петре I. После подавления казачьего бунта, произошедшего в 1708 году, государь издал указ, на основании которого бытовавшая с давних лет выборность атаманов отменялась, и занять эту должность могли только лица, назначавшиеся военным ведомством.
Кроме того, среди казаков устанавливалась всеобщая воинская повинность, которую они обязаны были отбывать в рядах царской армии. В целом же их войско находилось в подчинении Военной коллегии, являвшейся в то время высшим органом управления вооружёнными силами. И далее, на протяжении всего XVIII века, жизнь донских казаков всё более и более приводилась в соответствие с общепринятыми формами.
Прежде всего это выражалось в ограничении полномочий казачьего круга – высшего органа самоуправления, который в прошлом решал наиболее важные вопросы. Постепенно у него отняли право избирать походных атаманов – предводителей казаков в период военных действий, а затем вывели из сферы его компетенции и назначение войсковых старшин.
Религия и традиционная одежда казаков
На протяжении всей своей истории большинство донских казаков принадлежали к Православной церкви, частью которой являлась Донская епархия. Однако значительный процент составляли также старообрядцы. Среди них встречались и некоторые крупные военачальники, такие, например, как герой войны 1812 года, генерал от кавалерии граф Матвей Иванович Платов. Кроме того, часть донских казаков, уроженцев 13 калмыцких станиц, исповедовала буддизм. Следует сразу отметить, что религиозная принадлежность никогда не являлась причиной конфликтов в рядах казачества.
Весьма характерной отличительной чертой являлась традиционная одежда донских казаков. Она состояла из шаровар с лампасами, лёгкой накидки – казакина, сапог и капюшона-башлыка. В качестве головного убора использовалась фуражка с синим верхом и красным околышем, служившая отличительной чертой именно донских казаков, или папаха, которой отводилась весьма важная роль. Наряду с шашкой, она была символом казачьей доблести, и её потеря рассматривалась как знак бесчестья.
Порядок прохождения воинской службы
В 1835 году было составлено и утверждено императором Николаем I «Положение о Войске Донском». Согласно этому документу, всё оно делилось на четыре округа, возглавляемые окружными генералами. Срок службы составлял 30 лет, из которых полевой – 25 лет и внутренний – 5.
К военной службе каждый юноша начинал приобщаться с семнадцатилетнего возраста, в течение первых 2 лет он считался ещё «малолеткой» и использовался в качестве сидельца при больных и раненых казаках. В этот период требовалось выработать в нём чувство ответственности за порученное дело.
По достижении же 19 лет он направлялся в полк, где проходил обучение и службу в течение последующих 3 лет. После этого он возвращался в семью на 2 года и затем вновь отправлялся на 3 года в армию. Затем этот цикл повторялся несколько раз. Такая установка преследовала вполне определённую цель. Поскольку каждый казак – это не только воин, но также глава семьи и продолжатель рода, ему предоставлялась возможность в период службы жениться, произвести потомство и наладить хозяйство.
Казачье жалованье
Согласно тому же «Положению о Войске Донском», казаки не платили налогов, установленных для всех прочих граждан империи, но в случае начала войны каждый из них был обязан незамедлительно явиться на сборный пункт в полном обмундировании, имея при себе коня и надлежащее оружие.
Уже в следующее царствование, при государе Александре I, был установлен размер ежемесячного жалованья, выплачиваемого всем чинам казачьего войска. Любопытно отметить, что полковник в должности командира полка получал 300 р. в месяц, тогда как рядовому казаку выплачивался лишь 1 р. Оклады всех остальных чинов, равномерно распределялись в этом диапазоне. Понять же покупательную способность денег той эпохи можно на простом примере: лошадь стоила от 40 до 80 р.
Обучение будущих воинов
Казачьи части всегда отличались высокой боеспособностью, обеспеченной безупречной выучкой каждого бойца. Достигалось это длительным и тяжёлым трудом. В станицах старались приучать мальчиков к верховой езде с 3-5 лет. В этом же возрасте их начинали обучать навыкам рукопашного боя. Характерно, что в каждом роду имелись особые, передаваемые от отца к сыну приёмы. В 7 лет приступали к занятиям стрельбой, а через три года, достаточно окрепнув, мальчишки впервые брали в руки шашку.
Уроки владения этим видом холодного оружия шли строго установленными этапами. Начинали с того, что десятилетнему новичку «ставили руку». Для этого казачонок должен был научиться под определённым углом и без брызг рассекать клинком тонкую струю воды. Следом шла рубка лозы. Вначале выполняли это упражнение, сидя верхом на бревне, а уже затем на боевом коне, осёдланном и взнузданном по всем строевым правилам.
Защита Азовской крепости
Одним из ярких примеров поразительной боеспособности и героизма донских казаков стало так называемое Азовское сиденье – продолжавшаяся в течение 3 месяцев защита крепости Азов сформированным из них гарнизоном. В 1641 году многотысячная турецкая армия предприняла осаду этой цитадели, завоёванной русскими войсками в 1637 году. Трудно представить, каких усилий стоило защитникам, не имея никакой поддержке извне, отразить за столь короткий период 24 штурма, предпринятых неприятелем. Исполнив свой воинский долг и заставив врага отступить, азовские донские казаки покрыли себя неувядаемой славой.
Детские годы юных станичников
Традиционно в казацких семьях мальчики воспитывались гораздо строже, чем девочки. Поскольку казак – это не только воин, но и хозяин своего дома, им с раннего возраста старались привить соответствующие навыки. Кроме описанного выше военного обучения, детские годы будущих казаков были заполнены каждодневным трудом.
С пятилетнего возраста они уже оказывали посильную помощь родителям, работая с ними в поле, погоняя во время пахоты волов или занимаясь выпасом скота. Те же из них, чьи родители желали дать детям образование, имели возможность посещать открытое в 1790 году в Черкасске Народное училище или основанную десятилетием позже Донскую гимназию.
Непрекращающаяся война
Согласно закону, все без исключения казаки подлежали набору на действительную воинскую службу. Однако правительство крайне редко прибегало к поголовной мобилизации, и это неслучайно. Дело в том, что, проживая на территории, где постоянно происходили разного рода приграничные инциденты, они и у себя дома несли военную службу.
Казачьи отряды неизменно вставали на пути грабителей, совершавших налёты на мирные сёла, угонявших скот и похищавших людей. Там, на задворках великой империи, много веков шла затяжная и непрекращающаяся война, которую с российской стороны вели лишь донские казаки, история которых – это непрерывная цепь боёв и походов.
Поэтому отрыв их от мест проживания и призыв в регулярную армию неизбежно оголял границу, что считалось нецелесообразным. Взамен этого им предоставлялась возможность формировать собственные воинские подразделения.
Мобилизация казачьих частей
Принцип, положенный в основу сбора войска, был весьма прост. Атаман назначал полковых командиров, которым он выдавал предписания с точным указанием того, из каких станиц и какое число казаков должно быть мобилизовано в данный момент. Вместе с тем он же отряжал в распоряжение каждого командира определённое количество опытных бойцов для обучения молодёжи.
В случае необходимости отпускалось также сукно на изготовление мундиров, а также деньги на приобретение оружия и коней. Состояние экипировки и внешний вид бойцов являлись вопросом престижа и гордости атамана, поэтому им уделялось большое значение. Донские казаки, фото которых завершает статью, несомненно, отличались выправкой и молодцеватостью.
Защитники веры и Отечества
Однако главное качество, которое старались выработать старые бойцы у молодого пополнения – это железная дисциплина и сознание воинского долга. Про донских казаков рассказывали, что в бою они несли сравнительно малые потери, благодаря в первую очередь тесной взаимовыручке. Зачастую случалось, что бок о бок приходилось сражаться членам одной семьи, где дед, отец и внуки всячески старались сберечь друг друга и, с риском для собственной жизни, спасали своего ближнего.
Таким образом, хорошо вооружённые, с детства прошедшие обучение не только боевым навыкам, но и решению тактических задач станичники были незаменимой опорой русского войска. Считалось, что едва ли можно найти более преданного защитника веры и Отечества, чем донской казак. Это он не раз доказывал в огне больших и малых сражений.
Похожие статьи
- Запорожские казаки - особенности, история и интересные факты
- Возникновение и развитие области Войска Донского
- Кубанское казачье войско: история, особенности и интересные факты
- Классические правила игры в казаки-разбойники
- Красивые и современные казахские имена для мальчиков
- Юсуф Алекперов: биография, образование, личная жизнь
- Действующие и ранее существовавшие воинские звания