Режиссер Лариса Шепитько: биография, фильмография, история жизни и интересные факты
Что известно о такой личности, как Лариса Шепитько? Биография, карьера, фильмы, личная жизнь, интересные факты из жизни знаменитой артистки – все это рассмотрим в представленном материале. Итак, что же будет интересно узнать о нашей героине?
Режиссер Лариса Шепитько – биография
Будущая артистка появилась на свет 6 января 1938 года в городке Артемовске, Украинская ССР. Мать девочки на то время работала преподавателем в местной школе. Отец являлся безработным и бросил семью в период, когда девочка еще не достигла сознательного возраста. Позже бывший глава семьи неоднократно пытался вернуться к родным. Однако Лариса, как и ее мать, решили навсегда вычеркнуть мужчину из жизни и больше никогда с ним не встречаться.
Когда девочка подросла, семья перебралась на проживание в Киев. Здесь юная Лариса Шепитько посещала обычную среднюю школу. Именно в этом городе наша героиня познакомилась с миром большого кинематографа. Однажды по счастливому стечению обстоятельств Лариса оказалась на столичной киностудии, где как раз кипела работа над экранизацией романа знаменитой писательницы Этель Войнич «Овод». Девушке настолько пришелся по душе съемочный процесс, что она стала регулярно посещать павильон в свободное от учебы время.
По окончании школы Шепитько Лариса Ефимовна подала документы на поступление во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Девушка была зачислена в престижное учебное заведение на режиссерский факультет с первого захода. Члены экзаменационной комиссии были крайне удивлены тем, что юная талантливая девушка, которая к тому же была хороша собой, решила постигать ремесло режиссера, но не актерское мастерство. Однако Лариса твердо настояла на своем.
Кинодебют
В 1958 году, еще во время обучения на последних курсах института, Лариса Шепитько – актриса и начинающий режиссер, исполнила роли в нескольких советских кинокартинах, в том числе знаменитой ленте прославленного постановщика А. П. Довженко «Поэма о море».
Режиссерским дебютом для талантливой девушки стала ее дипломная работа. Это была картина «Зной», снятая по мотивам повести «Верблюжий глаз» писателя Чингиза Айтматова. В ходе производства дипломного фильма Шепитько сотрудничала со студией «Киргизфильм». Стоит отметить, что съемки художественной ленты проходили в пустыне, на сорокоградусной жаре. В тяжелых условиях впервые проявился твердый характер нашей героини. Простаивая часами под палящим солнцем, члены творческой группы подверглись заболеванию Боткина. Однако это не остановило команду. Артисты сумели преодолеть недуг, вызванный длительным нахождением в чуждом климате, и успешно закончили съемки. Режиссер Лариса Шепитько таким образом подтвердила право, казалось бы, хрупкой женщины работать в непростой сфере производства кино.
Замужество
В 63-м году Шепитько познакомилась с кинорежиссером Элемом Климовым. Вскоре молодые люди вступили в брак. На публике супруги казались независимыми, самодостаточными личностями. Однако находиться друг без друга длительное время они не могли.
Союзу Шепитько и Климова предшествовала довольно необычная история. Еще в ходе съемок дипломного фильма «Зной» Лариса была вынуждена отправиться в Москву на лечение от желтухи. Артистка практически не подчинялась рекомендациям врачей, которые прописали ей строгий постельный режим, и старалась руководить съемками с больничной койки. Элем в это время находился в Киргизстане, занимаясь монтажом ленты. Желание молодого человека жертвовать собой пришлось по душе Ларисе. Своим упорством Климов сумел завоевать сердце Шепитько. В последующем взлеты и падения в карьере супругов довольно часто приходились на одни и те же периоды. Однако расхождение творческих синусоид никогда не приводило к раздорам в семье артистов.
Развитие карьеры
В 1966 году Шепитько Лариса Ефимовна, биография которой наполнена взлетами и падениями, представила на суд широкой аудитории свою вторую кинокартину под названием «Крылья». Производством ленты занималась знаменитая студия «Мосфильм».
В работе над созданием ленты Шепитько решила проявить особый авторский подход. Актеры, которые принимали участие в съемках, были вынуждены участвовать в многочисленных дублях, пока целиком и полностью не погрузились в образы собственных персонажей.
Как оказалось позже, старания режиссера были не напрасны. С выходом ленты на широкие экраны Майя Булгакова – исполнительница одной из главных ролей, удостоилась титула «Лучшая актриса года». После релиза «Крыльев» Лариса Шепитько приобрела статус одного из самых перспективных молодых режиссеров Советского Союза.
Связи режиссера в киноиндустрии
Лариса Шепитько, фильмы которой пользовались чрезвычайным успехом, была хорошо знакома с прославленным режиссером Милошем Форманом. Более того, во время рабочей поездки в Соединенные Штаты артистка сдружилась с Френсисом Копполой и Бернардо Бертолуччи.
В период, когда Лайза Минелли состояла в гражданском браке с Мартином Скорсезе, Шепитько часто гостила у них дома. Как позже вспоминала сама Лариса, поначалу она была шокирована поведением заморской звезды. В ходе общения Лайза без всякого смущения распивала крепкое спиртное из бутылки и наслаждалась употреблением марихуаны, что выглядело настоящей дикостью в глазах советской женщины.
Современники Шепитько отмечали, насколько серьезно к ней относились в Голливуде как к режиссеру. В подтверждение этому стоит привести следующую историю. Однажды Френсис Форд Коппола позвал Ларису в гости. Авторитетный американский режиссер желал продемонстрировать нашей героине несколько сюжетных вариаций предстоящей кинокартины «Апокалипсис». Удивительно, но сам Коппола нуждался в помощи Шепитько, теряясь в выборе наиболее предпочтительного варианта.
Цензура советской власти
В 1967-м Лариса Шепитько принялась за работу над созданием своего третьего авторского фильма под названием «Родина электричества». Картина снималась в небольшой деревушке Сероглазово, Астраханская область. В ходе работы режиссер решила в очередной раз использовать новаторские идеи. В ленте Шепитько задействовала большое количество обычных деревенских жителей, которым предстояло впервые оказаться перед телекамерами, наряду с известными артистами.
Фильму «Родина электричества» предстояло войти в крупный киноальманах под названием «Начало неведомого века». Собрание кинокартин готовилось студией «Мосфильм» к дате празднования 50-летия Октября. Однако партийные чины увидели в ленте нечто порочащее власть. Картина была забракована и не появилась на широких экранах. Широкая зрительская аудитория получила возможность увидеть талантливое режиссерское творение Ларисы Шепитько лишь в 1987-м, спустя 20 лет после завершения съемок.
Работа над первым цветным фильмом
В 1969 году, после вынужденного провала кинокартины «Родина электричества», Шепитько решила попробовать снять фильм на цветную пленку. В качестве идеи была выбрана музыкальная сказка под названием «В тринадцатом часу ночи». Согласно задумке Ларисы, лента должна была демонстрироваться зрительской аудитории в преддверии новогодних праздников.
Проект «В тринадцатом часу ночи» оказался удачной задумкой. Своим успехом картина во многом обязана таким талантливым исполнителям центральных ролей, как Георгий Вицин, Спартак Мишулин, Владимир Басов и Анатолий Папанов, которые любезно согласились поработать с успешным режиссером.
Последняя лента режиссера
В 1979-м Ларисой были запланированы съемки двухсерийной киноленты «Прощание с Матерой» по мотивам одноименной повести писателя Валентина Распутина. Как оказалось позже, название фильма стало роковым для Шепитько, ведь производство картины было закончено Элемом Климовым – мужем нашей героини, уже после ее смерти. Он же решил переименовать ленту в «Прощание».
Фильм на основе сценария, написанного самой Ларисой, рассказывает о последних днях деревни Матеры – островного клочка суши, который был затоплен по приказу советских властей при строительстве ГЭС. Лента демонстрирует глубокий трагизм ситуации, заложниками которой оказалось местное население. В спешке покидая Матеру, жители деревни были вынуждены сжигать нажитое непосильным трудом имущество и навсегда прощаться с могилами, где покоились их предки.
Лариса Шепитько – фильмы
На счету прославленного советского режиссера числится работа над созданием следующих кинокартин:
- «Зной».
- «Крылья».
- «Ты и я».
- «Родина электричества».
- «Живая вода».
- «Слепой кухарь».
- «В тринадцатом часу ночи».
- «Восхождение».
- «Прощание».
Помимо режиссуры, Шепитько приняла участие в съемках нескольких фильмов в качестве актрисы. Лариса сыграла небольшую эпизодическую роль в культовой новогодней ленте «Карнавальная ночь». Также нашу героиню можно заметить в таких советских лентах, как «Обыкновенная история», «Поэма о море», «Агония», «Спорт, спорт, спорт», «Таврия».
Трагический уход из жизни
Утром 2 июля 1979 года закончилась славная, увлекательная история жизни. Лариса Шепитько в это время ехала вместе со съемочной группой по шоссе неподалеку от города Твери. В автомобиле "Волга", помимо режиссера, находились художник Юрий Фоменко, оператор Владимир Чухнов, а также несколько ассистентов. Впереди по встречной полосе на всех парах мчался массивный грузовик. Когда автомобили практически сравнялись, машина съемочной команды неожиданно вильнула в сторону. Транспортные средства с грохотом врезались друг в друга. В результате сильнейшего удара в живых не сумел остаться ни один пассажир.
Тело Ларисы Шепитько было погребено через несколько дней после трагедии. Похоронили заслуженного деятеля искусств в Москве на Кунцевском кладбище.
В 1980 году любящий муж нашей героини – Элем Климов выпустил в память о погибшей супруге документальную ленту под названием «Лариса». Хронометраж фильма представляет собой компиляцию интервью и знаковых моментов из жизни артистки и режиссера.
Похожие статьи
- Лариса Блажко: биография, благотворительная деятельность и личная жизнь
- Кинорежиссер Элем Климов: биография, фильмография и интересные факты
- Лариса Борушко: короткий путь талантливой актрисы
- Актриса Лариса Тотунова: биография, личная жизнь
- ЗАЗ "Таврия": технические характеристики, фото и отзывы
- Светлана Зеленковская: роли, биография, фильмы
- Лариса Еремина. Лучшие роли она сыграла в Америке