Олег Лундстрем: биография и творчество
Вот уже более десять лет, как из жизни ушел человек удивительный - Олег Леонидович Лундстрем. Вместе с ним закончилась целая эпоха отечественного джаза. Ему, словно лоцману, довелось провести небольшой кораблик своего оркестра сквозь шторма сталинских репрессий, минуя хрущевские рифы неприятия «буржуйской» музыки. Он был бэнд-лидером дольше, чем кто-либо еще в мире: 70 лет.
В его приходе в музыку было нечто непостижимое уму. Олег Леонидович прожил интересную, насыщенную жизнь, которая пока ожидает своего воплощения в захватывающих кинолентах или театральных постановках. После ухода музыканта, коллектив, которому он отдал всего себя и свое имя, остается одним из лучших в мире джаз-бэндов.
Происхождение
Родился Олег Лундстрем 02.04.1916 года. Шведская фамилия ему досталась в наследство от прадеда, эмигрировавшего в Россию. Предок Олега ведал лесным фондом Забайкалья. Отец будущего музыканта Леонид Францевич преподавал в гимназии, а затем руководил отделом культуры Дальневосточной республики. Мама Галина Петровна была домохозяйкой. На окраине огромной России, в городе Чите жили Лундстремы.
Эмиграция родителей
Отец будущего музыканта, как человек образованный, с тревогой слушал новости с «большой земли»: о красном терроре большевиков, жертвами коего становились даже порядочные люди непролетарского происхождения. Поэтому, когда ему в 1921 году предложили должность за рубежом, в Китае, Леонид Францевич ухватился за эту идею.
Как это сейчас называется, семья Лундстремов уехала в Харбин по рабочей визе отца. Тому предложили должность в коммерческом училище Китайско-Восточной железной дороги. Впоследствии он читал лекции в местном политехническом институте.
Леонид Францевич полагал, что сын Олег, как и он, станет инженером и педагогом, поэтому сам занимался его образованием. Лундстрем-младший, находясь в Китае, заканчивал те же учебные заведения, где преподавал его отец. Однако уже тогда в нем неосознанно проявилась любовь к музыке: в 1932 году юноша поступил сразу в политехнический институт и в музыкальный техникум по классу скрипки.
Чудеса происходят случайно
Олег рос крепким, общительным парнем. В институте он увлекался академической греблей, «брал рекорды». У него было много друзей, он нравился девушкам. В тот день 17-летнего молодого человека попросил об одолжении его друг. Товарищ организовывал у себя вечеринку, и кровь из носу следовало приобрести записи фокстрота, иначе как было танцевать с приглашенными прелестницами?
Олег, зайдя в магазин, ошибся (пластинки с танцевальной музыкой стояли на другой полке) он просто по наитию потянул к себе первый попавшийся винил, и им оказался диск Дюка Эллингтона «Добрый старый Юг», он попросил продавца вставить его в проигрыватель.
И тут случилось чудо: русский парень-эмигрант тогда понял все, что говорил своей музыкой удивительный человек, получивший в мире джаза прозвище «герцог». Мелодия, рожденная душой одного музыканта, коснулась души другого, минуя разум, разность языков, обойдя различия в воспитании, в вере, в национальности.
Для Лундстрема та джазовая композиция стала откровением, даровав раз и навсегда внутреннюю свободу, которая затем позволила ему пройти все испытания и стать тем, кем он стал. Купив и прослушав эллингтоновский «Добрый старый Юг», парень «заболел» джазом на всю последующую жизнь. Приобретенный винил Олег Леонидович, словно высшую ценность, хранил всю свою жизнь. Впрочем, это чудо имело свое продолжение.
Гораздо позже, в 70-е годы, за год до смерти Дюк Эллингтон приехал в СССР. Эта встреча оказалась продолжением того волшебства, которое произошло три десятка лет назад. Музыканты встретились и разговорились. Оказалось, что отец черного джаза слышал о русском со шведской фамилией, играющем хороший свинг. Тогда Лундстрем показал ему «ту самую пластинку», приведшую его в музыку, и сказал, что хочет подарить эту редкость (а стоила сия реликвия немало) Эллингтону.
Маэстро растрогался и попросил Олега Леонидовича оставить ее себе.
Бэнд-лидер
Вернемся к событиям середины тридцатых. Лундстрем сумел увлечь музыкой своих друзей, их было девять. Ребята начали интересоваться джазом, приобрели записи Луи Армстронга, купили подержанные инструменты.
Они в 1935 году создали свой джаз-бэнд, выбрав Олега его руководителем. Оркестр объединил музыкантов, играющих на:
- теноре-саксофоне;
- двух альтах-саксофонах;
- тромбоне;
- двух трубах;
- контрабасе;
- банджо;
- фортепиано;
- барабанах.
Занимательно, что один из своих концертов джаз-бэнд исполнил на последнем балу императора Маньчжурии, который вскоре оставил страну из-за опасности, грозившей ему.
Вынужденная эмиграция
Между тем милитаристская Япония сломала уклад жизни Дальнего Востока. Харбин вот-вот должен был перейти в состав ее марионеточной державы Манчжоу-го. В северном Китае хозяйничали фанатичные самураи, а в России шли повальные кровавые репрессии средины-конца 30-х годов.
Джаз-музыканты предусмотрительно переехали в Шанхай – огромный демократичный город, где играло десятка четыре джаз-бэндов, жило много иностранцев. Скоро к молодым инструменталистам пришло признание, оркестр Олега Лундстрема стал популярным. Свой первый контракт бэнд-лидер подписал в 1936 году, его оркестр играл в отеле «Янцзы».
Признание джазиста
Будущий джазмен №1 огромной страны тогда еще полагал, что по взрослой жизни пойдет стопами отца. С 1941 по 1944 год Олег Лундстрем учился на инженера-архитектора во французском техническом центре.
В 1945 году, воодушевленный победой над фашистами, он пишет к выступлению в зале «Лайсеум» свое первое произведение «Интерлюдия».
Концерты русских музыкантов пользуются успехом, и их приглашают выступать в танцполе Majestic. В пляжный сезон оркестр Лундстрема развлекает курортников Циндао. Они стали явлением культуры в Китае, их джаз-бэнд пригласили выступить в мечту любого китайского артиста - зал №1 Шанхая, Paramount.
Газеты Шанхая «скромно» называли Олега «королем джаза Дальнего Востока».
Back to USSR
В Китае началась гражданская война. Правительственный войска терпели поражение от отрядов Мао Цзэдуна. У инструменталистов появилась возможность вернуться в Советский Союз. Они посещали Советский клуб Шанхая, где собирались молодые люди с этой же целью.
Лундстрем готовился к переезду. В два последующих года Олег Леонидович работал над будущей концертной программой, много аранжировал. Репертуар джаз-бэнда пополняется песнями советских композиторов Блантера, Дунаевского, Вертинского: «Катюша», «Песня о капитане», «Чужие города».
В 1947 г. из Китая оркестр Лундстрема на пароходе «Гоголь» прибыл в порт Находка.
«Скрипач-шпион»
Еще в Шанхае советские чиновники намекали музыкантам, что на родине их вполне могут расстрелять как шпионов. Впрочем, не вняли этому ни музыканты, ни Олег Лундстрем. Биография музыканта богата моментами, когда он, руководствуясь интуицией, принимал важные решения и не ошибался.
Джазистов (они приехали вместе с семьями) разместили в бараках и предложили ультиматум - выбрать место проживания: Урал, Сибирь, Башкирию или Татарию. Музыканты оркестра Лундстрема выбрали Казань, заманчивым было получить достойное высшее музыкальное образование в местной консерватории.
Через пару дней выяснилось, что Казань пока не может принять инструменталистов, а пожить им придется в Зеленодольске, пока комиссия их не прослушает и не определится. В уездном городке музыкантов привели во дворец культуры, спать пришлось там прямо на полу. Спустя несколько дней комиссия прибыла, музыкантам был вынесен вердикт о том, что «джаз для советских людей интереса не представляет».
Олег Леонидович со своими музыкантами очень достойно выдержал этот моральный удар. Однако худшее было впереди: его любимая музыка вдруг оказалась вообще вне закона. Даже в наши дни порой музыканты с иронией произносят речевку тех лет: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь».
Эпоха «разгибания саксофонов»
Долгих восемь лет не мог соотечественникам презентовать Олег Лундстрем джаз. Причиной этого стало постановление от 10.02.1948 г. политбюро «пламенной» партии большевиков, определившее список «чуждой советскому народу музыки». Запретили даже шестиструнную гитару и саксофон. Советские музыканты с иронией назвали это бредовое гонение «эпохой разгибания саксофонов». При ней некоторые из них, например Эдди Рознер, даже попали в лагеря.
К счастью бывших шанхайских музыкантов они жили не в столице, и руководство Казанской филармонии позволило им «единичные концерты». Олег Леонидович мог поддерживать их музыкальные кондиции. На этот странный период Лундстрем предусмотрительно пристроил «своих ребят» на должности классических музыкантов при консерватории и в кинотеатрах.
Успех в Казани
В 1953 г Олег Лундстрем окончил консерваторию и получил вожделенный диплом сразу по двум классам: дирижирования и композиции. В том же году умер Сталин.
С 1955 года в общественной жизни СССР, наконец, начал возобладать здравый разум. Например, в науке «письмом 300» ученые низвергли псевдоакадемика Трофима Лысенко. Зашевелились и музыканты: джазовый оркестр Олега Лундстрема с воодушевлением собрался на репетиции, готовя крупную программу джаза на тему русской и татарской народной музыки.
Следует отдать должное казанским музыкальным функционерам: директору филармонии Боголюбову М. Ф., худруку Ключареву А. С., режиссеру Петровскому И. С., пошедших навстречу Лундстрему в организации серии концертов при Казанском драмтеатре. Те прошли с неслыханными аншлагами, став культурным событием для всей России.
Ушлые столичные концертные организаторы сразу поняли, что лундстремовский джаз-бэнд– это «курочка, несущая золотые яйца».
Рыцарь джаза
Первый джазовый концерт Олега Лундстрема в Казани – был знаменательным событием и для всех порядочных музыкантов. Свинг от Лундстрема на языке музыки принес им долгожданную новость: «Джаз стал легальным!»
Все честные профессионалы сняли пред Олегом Леонидовичем шляпу, поняв, что перед ними – настоящий рыцарь. Русский музыкант со шведской фамилией сумел вопреки травле сохранить свое лицо и репертуар, сберечь оркестр, не сбежать в эстраду (подобно Утесову и Цфасману), а остаться хранителем ортодоксального американского свинга.
Поэтому кадровой проблемы для Лундстрема впоследствии никогда не существовало, к нему шли сами лучшие молодые инструменталисты, считая это честью.
Музыка джаз-бэнда
В чем секрет популярности оркестра Лундстрема? Внешне, исходя из специализации музыкантов, таких коллективов потом было немало. Состав джаз-бэнда маэстро можно назвать классическим: пять саксофонов, по четыре трубы и тромбона, ударные, контрабас. Руководитель оркестра играет на рояле. Всего - шестнадцать человек. В некоторых концертах также участвовали музыканты сессионные: гитаристы, виолончелист, вокалисты.
Мудро скажет потом об этом преемник постаревшего маэстро, Георгий Гаранян. По его словам, Олега Леонидовича следует называть, скорее, не отцом советского джаза (хотя этот эпитет ему вполне подходит), а бережным хранителем его традиции. Лундстрем никогда не был «придворным» композитором, а играемый им джаз был падчерицей до 70-х годов в стране, где Максим Горький назвал его «музыкой толстых», а Хрущев «вызывающим расстройство пищеварения».
Классическим репертуаром всегда отличался оркестр Олега Лундстрема. Музыка его включала композиции Глена Миллера, Каунта Бейси, Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Джона Коптрейна. Гурманы этой музыки приходят на их концерты, чтобы услышать именно ту первичную американскую пульсирующую полиритмию титанов джаза, которая органично развивала основную мелодию.
В репертуаре этого джаз-бэнда постоянно появлялись и собственные композиции, например «Интерлюдия», «Мираж», «Татарская песня о Волге», «Бухарский орнамент», «Этюд для оркестра». Впрочем, все они неизменно следовали классическому канону американского свинга.
Музыка Олега Лундстрема – это также и нескончаемые аранжировки хорошо известных мелодий. Слушателей завораживают его трактовка произведений Дунаевского, Блантера, Вертинского. Ведь джаз – это всегда музыка для людей думающих.
В Москонцерте
Жизнь Олега Лундстрема и его музыкантов стала совершенно иной, после того как 1 октября 1956 года приказом министра культуры РФ джазовый оркестр стал составной Росконцерта (тогда эта организация называлась ВГКО).
За четыре десятка лет гастролей оркестр выступал более чем в трехстах городах страны, дал более 10 тысяч полноценных инструментальных концертов, выпустил десяток долгоиграющих винилов оригинального джаза. Авторами оранжировок были Олег Лундстрем, Виталий Долгов, Николай Панов.
В эпоху оттепели оркестр Олега Лундстрема начал достойно представлять страну на различных зарубежных джазовых фестивалях в Чехословакии, Польше, Финляндии, Франции, США.
С 70-х годов в оркестр стали принимать и вокалистов. Замечательную школу этого ансамбля прошли многие российские музыканты: Александр Фишер, Вагиф Садыхов, Игорь Бутман, Константин Бахолдин. В нем оттачивали свое мастерство вокала Валерий Ободзинский, Алла Пугачева, Ирина Отиева, Ирина Понаровская.
В 1995 году оркестр Лундстрема был внесен в Книгу Гинесса, как наиболее долго и непрерывно играющий джаз-бэнд. Не это ли является наилучшим ответом тем музыкальным критикам, которые считают джаз чужеродным для России?
Музыкальный руководитель и педагог
Многие творческие личности, работавшие с ним, считают это время лучшим в своей жизни. Лундстрем и правда всегда излучал оптимизм. Руководить оркестром – дело многотрудное, оно не ограничивается дирижированием на сцене. Ведь джаз-бэнд – это живой организм, а достойных джазистов следовало заинтересовывать не только зарплатой, но и музыкой, осознанием ими самими, что это – лучший коллектив страны.
Все серьезное отношение к работе шло через него: на концерте его коллектив всегда соответствовал сцене, исполняемой музыке, артистической этике. Он не давал музыкантам расслабиться, не оставляя значительных перерывов между репетициями. Зато все концерты Лундстрема проходили с аншлагом.
Маэстро всегда оставлял место для творчества, никогда не убеждал инструменталистов, как следует играть, всем и так было ясно: в оркестре Лундстрема играют джаз только высшей пробы. Олег Леонидович всегда исчерпывающе пояснял музыканту, что именно от него требуется. Чтобы так руководить, необходим был колоссальный талант.
С 2001 года по приглашению Олега Лундстрема оркестром стал дирижировать Георгий Гаранян, советский джазмен «второй волны», признавший этот музыкальный стиль родным еще в 1957 году, во время Всемирного Московского фестиваля молодежи.
Оркестр сегодня
С 2005 года в связи со смертью основателя добавилось небольшое слово - «имени» в названии джаз-бэнда, созданного в 1935 году в китайском Харбине: оркестр имени Олега Лундстрема. По своему статусу – это государственный камерный джаз-бэнд.
Руководит им нынче блистательный пианист, композитор, дирижер Борис Фрумкин, пришедший вместо Георгия Гараняна. Примечательно, что едва услышав предложение возглавить джаз-бэнд, Борис Михайлович оставил собственную квартиру, работу в Берлине и примчался в Москву, чтоб, проживая в съемном жилье, продолжить дело Лундстрема – руководить легендарным джаз-бэндом.
Его современный музыкальный состав мы представляем ниже:
Заключение. Великий музыкант
Олег Леонидович завещал своим оркестрантам любить музыку бескорыстно, как должно любить женщину или Родину, поскольку тогда она воздаст адепту сторицей.
И это современные артисты могут видеть на его примере: Лундстрем был дальновиден, понимая, что меркантильность – есть шагреневая кожа, которая сотрется. Маэстро при жизни сделал себе имя, возвел памятник нерукотворный.
Он был счастлив, оставаясь бессребреником. Свое жилище в подмосковной Валентиновке Лундстрем купил в складчину с братом за десять тысяч «зеленых» у артистки Изабеллы Юрьевой.
Олег Леонидович не икал какого-либо особенного комфорта. В его доме везде валялись исписанные нотные листы, как это бывает у музыкантов, пишущих аранжировки. Здесь же стоял рояль, его основной инструмент, на котором он озвучивал придуманное.
Супруга Олега Леонидовича давно уж умерла, а детей им Бог не дал. Вела нехитрое хозяйство и присматривала за стариком горничная.
Здесь он и почил в возрасте восьмидесяти девяти лет.
Похожие статьи
- Олег Гусев: карьера и биография
- «Спецотряд Шторм»: актеры и сюжет фильма
- Биография Ирины Понаровской, ее личная жизнь и творчество
- Лучшие исполнители джаза всех времен и народов
- Борис Карлофф: фильмография, биография и интересные факты
- Вячеслав Добрынин: биография, личная жизнь, творчество
- Казанская консерватория имени Жиганова: фото, адрес, кафедры