Николай Гастелло, подвиг: правда и вымысел
Сегодня, спустя много лет со дня Победы над фашизмом, Родина продолжает хранить память о тех, кто отдал жизнь, став на пути врага. По всей стране этим людям воздвигнуты тысячи памятников и обелисков, свидетельствующих об их героизме. Однако отдельные эпизоды войны получили в период гласности несколько иное освещение, чем прежде. Среди них и подвиг Гастелло. Правда и вымысел, связанные с этим событием, породили среди военных историков острую дискуссию.
Детств парня из рабочей семьи
Николай Гастелло, подвиг которого стал одним из символов самоотверженности советских людей в годы войны с фашизмом, родился 6 мая (по н. ст.) 1907 года в Москве, куда его отец Франц Павлович приехал на заработки из белорусской деревни Плужины. Мать Николая – Анастасия Семёновна - была белошвейкой. Изначально их фамилия произносилась как Гастылло, и лишь в Москве она приняла форму, которая сохранилась поныне.
Его юность сложилась так же, как и у миллионов сверстников – учёба в городском училище, затем эвакуация из голодной Москвы в Башкирию, снова учёба, комсомол и первые трудовые навыки, полученные в заводских цехах. Всё это прошёл молодой Николай Гастелло. Подвиги героев Гражданской войны были тем примером, на котором формировалось его гражданское сознание.
Начало службы в авиации
В мае 1932 года в стране производился набор молодёжи для службы в военно-воздушных частях Вооружённых сил, и Николай стал одним из курсантов авиационной школы, располагавшейся в Луганске. Накалявшаяся с каждым годом международная обстановка не позволяла долго задерживаться на учебной скамье, и уже через год Гастелло был направлен в эскадрилью тяжёлых бомбардировщиков, базировавшуюся в Ростове на Дону.
Там, начав с исполнения обязанностей второго пилота, он очень скоро стал самостоятельно управлять самолётом. Ему был доверен тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, стоявший на вооружении Красной армии. Это говорит о достаточно высоком уровне профессионализма, которого достиг за короткий срок Гастелло.
Подвиг полярных лётчиков, спасших в те годы челюскинцев и снискавших мировую славу, послужил примером для всей молодёжи, пришедшей в авиацию, независимо от того, была ли она гражданская или военная. Оказал он большое влияние и на Николая.
Начало войны и первое проявление героизма
Начал Великую Отечественную войну Гастелло, будучи ветераном воздушных боёв на Халхин-Голе, советско-финской кампании, а также операции по присоединению к СССР Северной Буковины и Бессарабии. В октябре 1940 года ему было присвоено звание капитана, и поручено командовать эскадрильей бомбардировщиков ДБ-3ф.
Интересный факт – первый подвиг капитана Гастелло был совершён 24 июня 1941 года, то есть уже на второй день войны. Из кабины, стоявшего на земле самолёта, он огнём крупнокалиберного пулемёта сбил «Юнкерс-88», атаковавший их аэродром. Для этого потребовались немалое мужество и военная выучка. В любой момент можно было погибнуть, поскольку немецкий пилот производил прицельную бомбардировку самолёта, в котором находился Гастелло.
Подвиг этот не получил широкого освещения в печати, тем более что в основу публикаций, посвящённых герою, легли события, происшедшие двумя днями позже. Тем не менее он во многом характеризует молодого офицера. Даже этот малоизвестный эпизод говорит о бесстрашии и самоотверженности, которыми обладал Гастелло.
Подвиг: краткое содержание официальной версии
Что же послужило причиной споров вокруг имени этого заслуженного человека? Причина в том, что подвиг летчика Гастелло, совершённый им и членами его экипажа 26 июня 1941 года, в период гласности получил несколько иное изложение, чем то, которое было взято за основу советской пропагандой. Не умаляя заслуг героя, отдавшего свою жизнь за Родину, постараемся тем не менее восстановить ход событий с возможной объективностью.
Подвиг Гастелло, кратко излагавшийся во всех послевоенных учебниках истории, заключался в следующем. 26 июня 1941 года экипаж его самолёта ДБ-3Ф, в который входили также лейтенанты Г. Н. Скоробогатов, А. А. Бурденюк, и ст. сержант А. А. Калинин, сопровождаемый ещё одним бомбардировщиком такого же типа, выполнял задание по уничтожению механизированной колонны противника, находившейся на дороге Радошковичи – Молодечно.
В намеченном квадрате, а точнее, в районе деревни Декшняны, их самолёт был подбит зенитным огнём немцев. Снаряд попал в топливный бак, отчего машину охватило пламя. В этой критической обстановке было принято решение, которое и обессмертило имя капитана Гастелло. Подвиг его и членов экипажа заключался в том, что, не думая о собственном спасении, они таранили горящим самолётом колонну немецкой техники и, погибнув, уничтожили значительную её часть.
Слава и посмертные награды
В конце июля того же года последовал Указ правительства, согласно которому, Гастелло Николай Францевич (только он один) был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Об остальных членах экипажа в указе не упоминалось.
Обстоятельства гибели Гастелло, подвиг которого сразу же был освещён в ближайшей сводке Советского информбюро, стали известны из рапорта членов экипажа второго бомбардировщика, участвовавшего в той операции и благополучно вернувшегося на аэродром – ст. лейтенанта Ф. Соловьёва и лейтенанта А. Рыбаса.
Их версия случившегося легла в основу очерка, который был написан корреспондентами газеты «Правда» П. Крыловым и П. Павленко. Заканчивалась статья тем, что ночью местные жители тайно извлекли из обломков самолёта тела членов экипажа и, обернув их парашютами, похоронили вблизи места гибели. Благодаря этой публикации, а также упомянутой выше сводки Совинформбюро о том, какой подвиг совершил Гастелло, вскоре узнали все в стране.
«Гастелловцы»
Огненный таран – под таким названием этот эпизод вошёл в историю Великой Отечественной войны - был затем широко использован советской пропагандой в целях идейно-патриотического воспитания молодёжи. Он вошёл в число наиболее известных примеров героизма, проявленного защитниками Родины. Вся заслуга при этом приписывалась исключительно самому Гастелло, остальные же члены экипажа оставались в тени.
Усилиями советской пропаганды имя героя стало нарицательным, в результате чего, появился новый термин – «гастелловцы», употреблявшийся в отношении лётчиков, последовавших его примеру. Среди тех, кто повторил подвиг Гастелло, имена многих сотен защитников отечества. Известно, что за годы войны классические тараны (самолётом – самолёт) были зафиксированы 595 раз, почти столько же было случаев таранов наземных объектов противника.
Первые сомнения
Вплоть до распада СССР никаких альтернативных расследований не предпринималось, а информация, противоречившая официальной версии, была засекречена. Тем не менее основания для сомнений в объективности освещения событий 26 июня 1941 года, имелись. Начало им было положено в 1951 году, когда в десятилетний юбилей «огненного тарана» производилась эксгумация останков погибших лётчиков с целью их торжественного захоронения.
Экипаж капитана А. С. Маслова
Дело в том, что ни личных вещей самого Гастелло, ни принадлежавших его товарищам в могиле не оказалось, но зато были обнаружены предметы, помеченные именами членов экипажа самолёта другой эскадрильи, также не вернувшегося в тот день с задания и числившегося пропавшим без вести. Это был бомбардировщик, относившийся к 1-й эскадрилье 207 авиационного полка.
Командиром экипажа числился капитан Александр Спиридонович Маслов (фото представлено ниже), а его стрелком-радистом – Григорий Васильевич Реутов. Их имена и значились на обнаруженных предметах. Это доказывало, что в могиле покоятся останки совершенно иных людей, и «огненный таран» произвёл вовсе не Гастелло. Подвиг же взятый на вооружение советской пропагандой в действительности совершил капитан А. С. Маслов и члены его экипажа.
Обломки, извлечённые из Мацкийского болота
Весьма важным доказательством этой версии стала находка, сделанная вблизи села Мацки, находящегося в нескольких километрах от места гибели экипажа Маслова. Там в болоте были найдены подлинные обломки самолёта Гастелло, о чём неопровержимо свидетельствует номер, выбитый на двигателе. Кроме того, в кармане гимнастёрки одного из погибших лётчиков находилось письмо, подписанное стрелком-радистом из экипажа Гастелло – Григорием Скоробогатовым, которое он не успел отправить своей жене.
Тогда же были опрошены жители села, ставшие свидетелями гибели упавшего в болото самолёта, в котором, как предполагается, находился Николай Гастелло. Подвиг, кратко описанный выше и поднятый на щит советской пропагандой, после этого принял совершенно иной ракурс. По словам одного из очевидцев, пилот горящего самолёта прыгнул с парашютом с крыла машины, после чего был захвачен немцами.
Это обстоятельство в корне меняло картину всего происшедшего, так как известно, что конструкция самолёта ДБ-3Ф позволяла совершить прыжок с крыла лишь одному человеку – пилоту, то есть самому Гастелло. Однако предположение, что, спасая себя, он бросил гибнущий самолёт, достаточных оснований не имеет.
Во-первых, наблюдая происходящее с большого расстояния, очевидец едва ли может со всей достоверностью утверждать, что прыжок был совершён именно с крыла, во-вторых, положение обломков самолёта свидетельствуют о том, что незадолго до падения пилот развернул её в сторону дороги с немецкой колонной. Что это было, если не попытка всё же совершить таран?
Чиновничья бездушность
По распоряжению партийного руководства было проведено секретное расследование, в полной мере подтвердившее ошибочность официальной версии, однако, несмотря на выявленные факты, никаких изменений в неё внесено не было. Обнаруженные в могиле останки без лишнего шума перезахоронили на кладбище посёлка Радошковичи, а сохранившиеся обломки самолёта Маслова разослали в музеи страны, где они экспонировались, в качестве фрагментов легендарного бомбардировщика Гастелло. Вскоре на том месте, где погиб экипаж А. С. Маслова, установили памятник Н.Ф. Гастелло.
Альтернативная версия в эпоху гласности
Подлинные же данные, полученные в результате эксгумации, были обнародованы лишь с наступлением эпохи гласности. В 90-е годы в печати появился ряд публикаций, в которых военный историк, майор в отставке Эдуард Харитонов высказывал мнение о том, что именно Маслов, а не Гастелло является автором «огненного тарана». Эта версия получила столь широкое распространение, что в 1996 году президент Б. Н. Ельцин издал указ о посмертном присвоении ему и остальным членам экипажа званий Героев Российской Федерации.
Проводя в тот период более доскональное расследование, эксперты поставили под сомнение показания, содержавшиеся в рапортах Рыбаса и Воробьёва – лётчиков, вылетевших на задание вместе с Гастелло, но благополучно вернувшихся на базу. В частности, возникло предположение, что, покидая район боя, они не были свидетелями самого тарана, а лишь заключили о нём на основании столба дыма, поднимавшегося у дороги. Кроме того, сами рапорты, оригиналы которых не сохранились, могли быть фальсифицированы в ходе пропагандистской кампании по героизации Гастелло.
Попытки опровержения альтернативной версии
Вскоре после появления альтернативной версии нашлись её критики, главным из которых был сын Николая Францевича – полковник в отставке Виктор Гастелло. Он и его сторонники настаивали на неопровержимости свидетельств Рыбаса и Воробьёва, и несмотря ни на что утверждали, что самолёт, врезавшийся в землю в районе деревни Декшняны, пилотировал именно Гастелло. Впрочем, никаких серьёзных и обоснованных аргументов в своих заявлениях они не приводили.
Тем не менее следует отметить, что результаты исследований останков Маслова и членов его экипажа практически исключают возможность совершения ими тарана. Судя по всему, самолёт врезался в землю на бреющем полёте. Возможно, пилот гибнущего самолёта и пытался ценой жизни поразить врага, но промахнулся, так как установленное место падения машины находится в 180 м от дороги.
Ошибочные представления о подвиге Гастелло
В связи с тем, что советская пропаганда особо выделяла «огненный таран» из числа прочих проявлений героизма и самоотверженности военных лет, в сознании народа сложилось несколько устойчивых заблуждений, связанных уникальностью того, что совершил, согласно официальной версии, Гастелло Николай Францевич. Подвиги же его предшественников при этом замалчивались.
Например, неосновательно утверждение, что ему принадлежит первый в истории таран наземной цели. В действительности его выполнил лётчик М. А. Ююкин в одном из боёв на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны впервые такой подвиг совершил П. С. Чиркин 22 июня 1941 года, то есть в день нападения Германии на Советский Союз.
Ещё одним весьма досадным заблуждением стало мнение о том, что «огненный таран» Гастелло совершал в одиночку. На самом деле, как было сказано выше, экипаж самолёта состоял из четырёх человек, и предавать забвению их имена является непростительной ошибкой.
Немеркнущая память героев
В завершение статьи следует отметить, что, независимо от ошибочности официальной версии, бытовавшей несколько десятилетий и опровергнутой в годы перестройки, светлая память Николая Францевича Гастелло и его товарищей ничуть не меркнет. Независимо от обстоятельств своей гибели, они отдали жизни, защищая Родину, и одно это возводит их на вершину славы.
Похожие статьи
- Чем знаменит Иван Сусанин? Биография, подвиг и интересные факты
- Таран Эдуард Анатольевич: биография
- Панфиловцы: подвиг у Дубосеково. 28 героев-панфиловцев
- Кем был Рихард Зорге? Фото и биография советского разведчика
- Траурная прощальная речь на похоронах: пример
- Лиза Чайкина: биография, подвиг, память. Герой Советского Союза Чайкина Елизавета Ивановна
- Зиновий Колобанов: биография, награды. Подвиг танкиста Зиновия Григорьевича Колобанова