«Пираты 20 века»: актеры сыграли в первом карате-боевике
Первый советский кинобоевик «Пираты 20 века», актеры которого мгновенно стали любимчиками многомиллионной аудитории зрителей Советского Союза, вышел на экраны 14 июля 1980 года. И, несмотря на то, что многие партийные бонзы не спешили разрешать этот показ, спас фильм Леонид Брежнев. Тогдашнему руководителю Страны Советов очень понравилась картина, где «наши» победили «их». Так ее увидели все.
Сюжетная линия
История начинается с того момента, когда советский сухогруз «Нежин» отправляется домой, во Владивосток, приняв на борт груз — опиум для медицинских нужд. Случайно в открытом море они подбирают человека, который представляется спасателем по имени Салех. Он рассказывает, что является матросом сгоревшего судна, которое перевозило хлопок. Во время попытки спастись оказалось, что Салеху не хватило места на спасательных шлюпках, поэтому он прыгнул в воду, даже не надеясь, что выживет.
Эти кадры были в самом начале фильма «Пираты 20 века». Актеры с первых же минут показывали не только изумительный талант, но и удивительное трудолюбие и желание выполнять трюки самостоятельно. Но об этом чуть позже.
Вскоре команда сухогруза увидела дрейфующий теплоход «Меркурий». Никаких признаков присутствия людей на нем не было. Но это оказалась хитростью пиратов, которые вознамерились захватить «Нежин». Спасатель оказался обыкновенным пиратом, который помог в осуществлении этого плана. Он вывел из строя рацию во время нападения, помогая таким образом сообщникам захватить судно. Опиум забрали пираты, а машинное отделение «Нежина» было заминировано, дабы взорвать корабль вместе с командой.
Нескольким людям удается спастись с тонущего корабля и добраться до маленького островка в Тихом океане. Правда, очень быстро они понимают, что остров, коренными жителями которого являются миролюбивые ловцы жемчуга, пираты используют в качестве сухопутной базы. После коротких раздумий капитан решает захватить «Меркурий», чтобы попытаться передать сигнал о помощи в эфире.
Предыстория...
А все началось с обычной статьи в газете, которая сообщала читателям о нападении морских пиратов на итальянское судно в водах Средиземного моря. Был похищен весь груз, составляющий двести тонн урановой руды. Экипаж уничтожили.
Станислав Говорухин «загорелся» идеей снять фильм о чем-то подобном, только чтобы в нем главными героями были советские моряки. После беседы с коллегой Борисом Дуровым, с которым он работал лет 15 назад, они решили, что итог истории будет абсолютно иным. А отбиться моряки смогут, используя карате. Вот так родилась задумка картины «Пираты 20 века». Актеры, снимавшиеся в ней, слышали об этом виде боевых искусств, но далеко не все представляли, как это осуществить. Исключения, конечно же, были. Например, Талгат Нигматуллин, сыгравший Салеха, Тадеуш Касьянов (известный каратист), сыгравший боцмана Матвеича, и, конечно же, Николай Еременко-младший, воплотивший на экране старшего механика Сергея.
Именно Касьянов стал консультантом и постановщиком боев во время съемок. А ведь драки моряков с пиратами, в которых применялось карате, вызывали много споров. Ведь в то время этот вид спорта в Советском Союзе развивался практически подпольно. Авторам приходилось, что называется, «с пеной у рта» отстаивать каждую сцену драки, ведь цензоры старались сократить до минимума наличие в фильме таких эпизодов.
Что же больше нравилось зрителям?
Все время съемок режиссер получал указания ЦК комсомола, в которых присутствовали угрозы применения власти, если будет слишком много драк. Правда, называть искусство карате обычной дракой могли только люди, которые были далеки от прекрасной философии восточных единоборств. Актеры фильма «Пираты 20 века» согласились отказаться от нескольких боевых сцен, чтобы картина вышла на экраны.
В истории советского кинематографа это был первый карате-боевик о схватке моряков и пиратов. Практически все советские мальчики и подростки смотрели его по два, три, а то и более раз. А после с друзьями они отрабатывали увиденные «приемчики».
Действительно, был незабываемым фильм «Пираты 20 века». Актеры и роли, исполняемые ими, до сих пор в памяти зрителей разных возрастов.
Взоры женской части аудитории неотрывно следили за каждым движением двух главных красавцев: белозубого секс-символа Николая Еременко и смуглого восточного красавца Талгата Нигматуллина.
Азовское и Черное моря в качестве Средиземного...
Даже если зритель смотрит фильм «Пираты 20 века» (актеры его уже давно считаются легендами) в пятый, а то и в десятый раз, все равно его внимание привлекает первая сцена, где под звучание музыки Максима Дунаевского боцман Тадеуш Касьянов, пытаясь развлечь экипаж, показывает приемы карате.
Женщины всегда восхищались, а мужчины удивлялись. За бортом плескалось синее-синее море. Азовское, которое по сценарию было Средиземным. Самое начало картины снимали на одном из причалов Ждановского порта весной 79-го. Актеры фильма «Пираты 20 века» старались играть так, чтобы все происходящее на экране было искренним и настоящим.
Корабль «Нежин», согласно сценарию, гибнущий в огне, в настоящей жизни тоже был мариупольским и назывался «Фатеж».
Конечно же, его не сжигали. После съемок он служил в пароходстве, а после капремонта 85-го «переехал» в Севастополь.
Неоценимую помощь съемочной группе оказывали работники порта. Причем каждый день.
Достоверность — превыше всего!
В свое время фильму «Пираты 20 века», актеры и роли их в котором подбирались очень тщательно, доставалось от критиков. Они постоянно ругали актерский состав вообще и Еременко в отдельности. А вот зрители были просто в восторге. До последнего дня жизни знаменитый актер ощущал на себе бремя славы своего героя, ведь эти съемки затмили успех «Красного и черного».
Но ведь именно Николай Николаевич и был ответственен за все это, потому что роль Сергея он «выбил» себе сам. Первоначально не предполагалось брать его на съемки. Ведь и режиссер Борис Дуров, и соавтор сценария Говорухин противились его кандидатуре: после роли Сореля у Еременко была репутация красавца-любовника, а не такого мужественного и благородного героя.
Но уже на первых пробах актер смог переубедить их, показав свои физические возможности. Кстати, все трюки и бои с применением карате артисты выполняли самостоятельно.
Вот таким был фильм «Пираты 20 века». Актеры, фото которых были почти во всех советских журналах, моментально стали узнаваемыми и горячо любимыми. Также обожали и их персонажей. Между прочим, не только мужчины получали синяки и ушибы. Исполнительница одной из женских ролей Наталья Хорохорина, сыгравшая буфетчицу Машу, тоже попала под удар. По сценарию Салех должен был избить Машу палкой. Сначала Талгат только делал вид. Но оказалось, что так выглядит неправдоподобно, поэтому он в следующих дублях старался изо всех сил. Потом Петр Вельяминов (он сыграл капитана) обратил внимание Натальи на то, что у нее вся спина синяя.
Похожие статьи
- Как снимали "Пиратов Карибского моря"? Визуальные эффекты, актеры и роли, интересные факты
- Фильм «Карате-пацан»: актеры и роли, бюджет
- Актёры "Корабля" - настоящие таланты
- Актеры "Пиратов Карибского моря": фильмография и личная жизнь
- Нетронутые рукой цивилизации живописные пляжи Крыма
- Советские боевики: список лучших картин. Советские боевики 80-х годов
- Сериал "Аббатство Даунтон": актеры, исполнившие главные роли