Внеклассное чтение, 3 класс: список литературы на лето
Сегодня, в период активной реорганизации образовательных стандартов и программ, большое внимание уделяется предмету литературы. Особенно данная тенденция характерна для младшей школы, ведь учителя стараются заложить в детские сердца и умы любовь к книге как можно раньше. Поэтому в настоящей статье мы рассмотрим, что включает в себя современное внеклассное чтение (3 класс). Список литературы с подробными разъяснениями, рекомендациями и советами для учителей, родителей и всех желающих будет представлен далее.
Что такое внеклассное чтение?
Зачем оно нужно современному ребёнку? Чем полезно для развития внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы, наиболее важные произведения из перечня и интересные авторы – вот что позволит дать ответы на интересующие вопросы.
Данный процесс характеризуется актом самостоятельного чтения, которое лишь педагогически организуется, направляется и корректируется взрослыми. В то время как дети сами познают материал и черпают информацию из художественной, публицистической, научно-популярной и других видов литературы.
Самостоятельное чтение – это одно из важнейших составляющих постепенного становления зрелой личности, так как именно во время личного восприятия и переработки прочитанных сведений у учащегося происходит формирование читательских вкусов, дисциплинированности, умения самостоятельно выбирать, отделять главное от второстепенного. Закладываются базисные основы нравственного, эстетического и умственного развития, постепенно вырабатываются личностные мировоззренческие установки.
Именно поэтому список литературы для внеклассного чтения (3 класс не является исключением) и его составление требуют грамотной и рациональной организации со стороны более опытных в этом деле взрослых людей.
Почему внеклассное чтение в 3 классе так важно?
Ответ на этот вопрос заключается в понимании самой сути развития ребёнка как человека, а также субъекта школьной системы. Что представляет собой внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы школа формирует исходя из установленной программы. И на этом этапе ученического становления он качественно расширяется.
К 3-4 классу дети уже могут охватывать более разнообразные литературные жанры. Так, к художественной литературе, изучаемой в предыдущих классах, постепенно добавляются журнальные и газетные статьи, заметки, очерки. Это связано с тем, что к возрасту 9-10 лет у учеников, как правило, появляется интерес к периодике для детей, происходит непрерывное расширение кругозора, возникают новые увлечения и хобби, например коллекционирование, моделирование.
Внеклассное чтение (3 класс), список литературы для которого будет представлен далее, – это отличный инструмент для родителя и преподавателя научить детей более глубокому психологическому восприятию прочитанного, ведь произведения можно связать с абсолютно любыми сторонами обычной жизни. Ребенку этого возраста, как никому другому, требуются ориентиры, которыми могут выступить книжные герои. Пластичное, податливое сознание учеников 3 класса жаждет разговоров о персонажах, их поступках, выражении собственного отношения к происходящему на страницах книг. Игнорировать такие порывы – неправильно и непедагогично.
Главное лицо, организующее процесс внеклассного чтения
Как может заинтересовать учеников внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы, пугающие кипы книг – как-то все не вяжется. До того ли детям, которые хотят гулять, играть и веселиться с друзьями? Конечно, сначала именно так и можно подумать. Универсального и во всех случаях действенного совета, как регулярно подогревать ученический интерес к книге, не существует. Учитель – главное действующее лицо в данном процессе, поэтому он должен быть максимально компетентен и чуток. Вместе с учетом художественного своеобразия определенного произведения, индивидуальных и возрастных особенностей и характеристик конкретного школьника, педагог всегда должен задаваться двумя основными вопросами:
- Что читает ученик?
- Как он воспринимает прочитанный материал?
Исходя из собственных наблюдений, учитель должен реализовать с каждым ребёнком индивидуальную линию читательского развития. Часто список книг на лето (3 класс в данном случае является особенно важной ступенью) зависит не только от выбранной программы, рекомендаций ФГОС или советов учебно-методических пособий, но и от того, к чему больше расположен тот или иной ребёнок.
Конечно, основной материал одинаков для всех, но нередко заинтересованные и неравнодушные учителя, которые даже ведут специальные дневники с фиксированием динамики читательской активности учеников, предлагают одному прочесть занимательный рассказ о детях, второму – научную повесть о животных, третьему – оценить сказку. Это – непростой путь, ведь уследить и обсудить прочитанное вне школьных стен нужно со всеми, однако он крайне продуктивен. Кроме этого, от педагога требуется постоянное саморазвитие – он должен быть в курсе выходящих новинок в области детской книги, а классику детства знать безукоризненно.
Какие формы организации процесса действенны?
Поддержание ученического интереса к внеклассному чтению может обеспечиваться за счет:
- Налаженных связей с районной или городской детской библиотекой, где проходят тематические мероприятия, обсуждения, вечера.
- Создания определенной атмосферы, привлечения детей (и даже их родителей) к участию в книжных ярмарках, беседах, играх и утренниках, просмотре фильмов, выставках, постановке спектаклей.
- Продуктивной методикой являются читательские дневники, в которых ученики могут не только сухо писать о своих эмоциях и отношении к действующим в историях лицам, но и рисовать, придумывать иллюстрации и обложки, выписывать понравившиеся цитаты, давать краткую оценку и характеристику персонажей.
Внеклассное чтение (3 класс): список литературы рекомендательного характера
Совокупность произведений, которые должны быть прочитаны преимущественно в летнее время ребенком 9 лет, не является константой и изменяется в зависимости от реализуемой в классе учебной программы, а также выбора самого учителя. Однако здесь были собраны ключевые произведения, которые входят в превалирующее большинство всех списков:
- русские народные сказки, сказки народов мира;
- И.А. Крылов, басни;
- А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все»;
- А. Гайдар, «Тимур и его команда», «Чук и Гек»;
- рассказы В. Драгунского для детей;
- басни Эзопа;
- русские былины;
- Н. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы»;
- К.С. Льюис, «Лев, колдунья и платяной шкаф»;
- Д. Родари, «Приключения Чиполлино»;
- Ф. Баум, «Волшебник страны ОЗ»;
- Р. Киплинг, «Маугли» и др.;
- Э. Успенский, рассказы и сказки;
- С. Маршак, «12 месяцев»;
- М. Лермонтов, «Бородино»;
- Е. Чарушин, В. Бианки, рассказы о животных.
Теперь пришло время рассмотреть ключевые, наиболее примечательные произведения списка и понять, как меняется с течением периода развития ребёнка внеклассное чтение (2–3 класс). Список литературы будет в чем-то одинаков, а в чем-то – различен.
Сказки, произведения фольклора
Всё, что создано русским народом, «кочует» из класса в класс начальной школы. Постепенно к загадкам, пословицам, поговоркам, прибауткам присоединяются сначала сказки о животных, затем – волшебные и бытовые. В 3 классе происходит знакомство с былинами. Фольклорные жанры для правильного воспитания младших школьников крайне важны, ведь в них в выкристаллизованной, выработанной веками форме заключена предельная народная мудрость и опыт.
К.С. Льюис: первое знакомство с миром фэнтези
Указанное в списке произведение данного автора может считаться пунктом экспериментальным, ведь тенденция к знакомству ребёнка с фантастическим миром только приобретает свою силу. В 1-м и 2-м классах ребёнок к восприятию подобной литературы готов ещё не до конца, ведь эта книга – облечённое в форму детской сказки переложение библейского сюжета о сотворении богом мира. В ней львом Асланом создана страна Нарния. Поднимаются такие важные вопросы, как грехопадение людей, необходимость борьбы со злом, а занимательность сюжета для ребёнка объясняется тем, что главные действующие лица – такие же обыкновенные ребята, в мгновение ока попадающие в мир волшебства.
Басни
Этот жанр вообще является одним из самых любимых детьми. Только ли в этом возрасте он входит во внеклассное чтение? 3-4 класс (список литературы для первого из них представлен в этой статье) действительно в этом плане различаются. Если с учениками в возрасте 9 лет учитель уделяет басням особое внимание, то далее этот жанр вытесняется произведениями более крупными, преимущественно повестями или рассказами.
Однако это издержки программного времени, которое не может вместить всё. Тем не менее басни способствуют и нравственному, и этическому, и эстетическому развитию. Они активизируют образное мышление, которое оказывается необходимым для понимания басенных метафор, аллегорий, скрытых смыслов.
Похожие статьи
- Список книг для детей 3-4 лет: что почитать ребенку?
- Список литературных сказок: особенности авторского творчества
- Внеклассное чтение (1 класс): список
- Список литературы на лето – 4 класс (Россия)
- Чтение - это что такое? Определение, значение
- Список литературы на лето 10 класс (Россия)
- Список произведений Гаршина за 33 года жизни